Десятая часть новостроя страны — проблемная
Чтобы предотвратить новые жилищные аферы, отраслевая ассоциация составит черный список недобросовестных коллег и подготовит изменения законодательства«В Украине много объектов, похожих на «Элита-центр», — отметил глава совета директоров Конфедерации строителей Украины Лев Парцехаладзе в ходе встречи с прессой. Но, как подчеркнул он, не все они мошенники. «Кризис застал врасплох компании, которые непрофессионально ведут дела», — рассказал Парцехаладзе.
По его подсчетам, на сегодня очень похожих на жилищных аферистов насчитывается лишь около 400 объектов строительства. «Точную цифру я не могу назвать, но знаю, что по Украине около 400 спорных объектов. По Киеву — около 46», — уточнил он. Как пояснил «Дню» заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Игорь Лысов, это — десятая часть всего недостроенного жилья страны.
По словам Парцехаладзе, такие объекты начали расти, как грибы после дождя, с 2008-го, а бум наметился в 2010—2011 годах. Чтобы его прекратить, в Конфедерации строителей Украины в ближайшее время намерены создать комитет по отслеживанию работы украинских строительных компаний и включать недобросовестных и непрофессиональных строителей в так называемый черный список.
Также планируют подать в Раду совместно с отраслевым комитетом ряд законодательных предложений. В частности, по словам Парцехаладзе, нужно внедрить предварительную регистрацию квартир после получения организацией ордера на строительство. «Когда организация получает ордер на строительство, она должна делать предварительную регистрацию квартир. Таким образом мы можем избежать двойных продаж. То есть два раза одну и ту же квартиру невозможно будет продать. Второе — мы рассматриваем, что застройщик, продавая квартиру на «первичке», должен застраховать ее как «автогражданку» от третьих лиц, так у нас будет защищен конечный потребитель», — отметил он. Кроме того, уверяет Парцехаладзе, можно было бы предоставить государству право входить в недостроенный объект на правах временного управляющего, если компания не вложилась в нормативные строки, отведенные на строительство.
Как рассказал Лысов, в комитете сейчас рассматривают еще одно предложение относительно судьбы недостроенных объектов. Он уточнил, что все объекты предлагают разделить на три категории и применять разные подходы для завершения их строительства. К первой категории, по словам Лысова, можно отнести те, у которых уровень готовности соответствует объему вложенных инвестиций. «В этом случае можно запускать программу доступного жилья и за счет удешевления стоимости квадратного метра ввести объект в эксплуатацию», — говорит Лысов. Другая категория — условно нормальные объекты, требующие денег для достройки. Недостающий объем надо искать за счет чего покрыть, например, можно увеличить территорию на застройку. И третья — небольшая степень готовности. Для них приемлема процедура банкротства.
В общем же, говорит Лысов, чтобы не появлялись новые жилищные аферы, надо усилить ответственность местных органов власти, которые являются собственниками земли, ведь именно они передают землю под застройку в руки частным и коммерческим фирмам. Если в отведенный законом строк строители не вкладываются, тогда к ответственным за достройку объекта надо применять штраф.
Выпуск газеты №:
№110, (2012)Section
Экономика