Дезинтеграция трубы?
Реформы в газовом секторе, считает эксперт, следовало бы начинать с выполнения обязательств перед Энергосообществом
На следующей неделе планируется, наконец, принять закон о кардинальном реформировании единой газотранспортной системы Украины. Документ позволяет европейским и американским инвесторам стать операторами ГТС и подземных хранилищ газа. «Думаю, что окончательное голосование на сессионной неделе с 12 по 15 августа будет результативным. Будет нанесен удар по строительству «Южного потока», и мы предложим лучшие варианты, как развивать ГТС Украины вместе с инвесторами Европы и США», — говорит лидер фракции «Батьківщина» Сергей Соболев. Это было сказано в минувший четверг, когда законопроекту не хватило в Раде 21 голоса.
Соболев надеется, что включение в текст закона озвученных при обсуждении поправок, предусматривающих контроль парламента при создании управленческой структуры с участием американских и европейских инвесторов, снимет все возражения. Он подчеркивает, что принятие этого документа позволит ввести учет газа не только на западной границе Украины с европейскими странами, но и на восточной — с Россией.
Напомним, правительство планирует создать для управления ПХГ и ГТС две компании при участии американских и европейских партнеров, хотя сами трубопроводы и хранилища останутся в собственности Украины. С принятием закона не будет преград для передачи в аренду или концессию магистральных газопроводов и ПХГ предприятию или предприятиям на платной основе (без права отчуждения) для осуществления функций оператора ГТС и/или ПХГ. Причем такая аренда может иметь лишь одну цель — исполнение обязательств, взятых Украиной при присоединении к европейскому Энергетическому сообществу.
Функции оператора ГТС могут быть закреплены за предприятием, учредителем и владельцем которого является исключительно государство или государственное предприятие (не менее 51% корпоративных прав), юридическое лицо или лица, принадлежащие и контролируемые резидентами стран Европейского Союза, США или европейского Энергетического сообщества. Иностранные компании должны быть сертифицированными в ЕС операторами системы транспортировки газа или членами Европейской сети операторов системы транспортировки газа. Такие же условия прописаны и для будущего оператора ПХГ.
Понятно, что с украинской ГТС и НАК «Нафтогаз Украины» в целом давно пора что-то делать. В пользу этого говорит хотя бы то, что в январе — июне 2014 года компания предоставила услуги по транзиту природного газа на сумму 9,3 миллиарда гривен, что на 17,4% (почти на 1,9 миллиарда) меньше, чем за первое полугодие в прошлом году. По данным монополиста, транзит газа составил в общем объеме реализованной им за этот период продукции и услуг 21,5% против 23,9% за то же время в 2013 году. Естественно, на 7,1% (почти на 2,8 миллиарда кубометров — до 36,5 миллиарда) снизился и объем транзита газа по украинской ГТС.
Так что законопроект выглядит вполне логичным. Западные арендаторы будут заинтересованы в бесперебойных поставках топлива в Европу и в наполнении газопровода. Для этого они, с одной стороны, обеспечат реконструкцию и модернизацию украинской ГТС и подземных хранилищ, а с другой — разберутся с продвигаемым Россией «Южным потоком», который грозит вообще оставить Украину без транзитных газовых мощностей. Но не повторится ли при этом история с военачальником, у которого все было гладко только на бумаге?
Вот что сказал «Дню», отвечая на этот вопрос, президент Киевского института энергетических исследований Александр НАРБУТ.
— Аргументы, которые мы слышим с парламентской трибуны и в зале заседаний правительства, зачастую просто не выдерживают критики. Могу утверждать, что не принятый пока еще законопроект никоим образом не корреспондируется с третьим энергопакетом. Более того, мы еще далеко не в полной мере реализовали требования второго энергопакета, в частности об отделении бизнеса по транспортировке и хранению газа, и не выстроили стратегии развития нашей газотранспортной системы. Более того, для Украины сегодня очень критична проблема загрузки этой системы. И дело тут не в наличии или отсутствии «Южного потока», а в надежности функционирования и адекватности работы ГТС, с точки зрения и европейских потребителей, и российских поставщиков. Хотим мы или не хотим, но любое дополнительное противостояние интересов, которое возникнет и так или иначе реализуется при реорганизации «Укртрансгаза», может привести к еще более существенному снижению потенциала использования нашей газотранспортной системы. Результат может быть эквивалентен вводу в действие «Южного потока». Поставщики газа, пока еще тихо, непублично, но все же заявляют, что после задуманной в Украине реорганизации ГТС у них будет куда больше аргументов для европейцев в пользу «Южного потока».
«Ключевым, однако, является следующее, — продолжает эксперт. — Ситуация, которая развилась в сфере энергетики, в украинско-российских отношениях и в треугольнике Украина — Россия — Европа, сегодня наталкивает на более серьезные выводы, чем те, которые могут быть осознаны на нынешнем этапе нашим истеблишментом и даже руководством правительства. Я говорю о сокращении в целом объемов потребления российского газа и, как следствие, сокращении транзита газа в Европу через Украину. Выводы из этой ситуации, конечно, нельзя реализовать, если не будет разрешен не только конфликт в энергетической сфере, но и, конечно же, политический и военный конфликты. Они, кстати, далеко не ограничиваются востоком Украины и выходят за рамки нашей страны. Но при этом сам по себе энергетический конфликт имеет очень серьезные последствия для нашей страны».
«Наблюдая за развитием, так сказать, творческих инициатив нашего правительства, — говорит президент института, — у меня возникает вопрос, способны ли эти люди за сиюминутными интересами увидеть хоть какие-то стратегические моменты. И не пора ли Президенту заняться вопросами энергетической безопасности, которые всегда находились в поле пристального внимания его предшественников, а также СНБО? В результате появилось немало дельных решений, которые, к сожалению, не были реализованы. Почему интересы финансово-промышленных групп брали верх? Это не тема данного комментария, но сегодня меня очень беспокоит, что эти же интересы просматриваются и в законе (я бы его так охарактеризовал) о дезинтеграции украинской ГТС. Почему они берут верх над национальными и государственными интересами?»
«Да, на следующей неделе правительство, как говорится, с упорством, достойным лучшего применения, будет пытаться продавить, иначе не скажешь, в Верховной Раде этот проект, настаивая на том, что он должен быть принят еще нынешним составом парламента, — подчеркивает Нарбут. — Это обнажает желание воспользоваться некой политической слабостью этой Рады, играя на политических мотивах и не опираясь на серьезный стратегический анализ ситуации в энергетической сфере. Если мы хотим сделать какие-то успешные реформы в газовой сфере, то они должны носить комплексный характер и, в первую очередь, затрагивать вопросы ценообразования, не допуская нескольких цен на природный газ. Мотивы защиты конечных потребителей не могут паразитировать в пользу целых пластов коммерческих структур, которым предоставляется возможность играть на «двоецении» и получать большую выгоду даже в сложнейший для страны осенне-зимний период 2014—2015 годов».
«Коррупционные мотивы, — уверен эксперт, — на самом деле могут скрываться и за сокращением лимитов потребления газа для промышленности, коммунальных предприятий и населения. Решение этих вопросов не на системном уровне, а на уровне частных интересов тех или иных собственников или их менеджеров чревато тем, что эти люди пойдут на все, лишь бы обеспечить газом свои предприятия».
Выпуск газеты №:
№142, (2014)Section
Экономика