Перейти к основному содержанию

Дезинтеграция трубы?

Реформы в газовом секторе, считает эксперт, следовало бы начинать с выполнения обязательств перед Энергосообществом
05 августа, 12:24
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

На следующей неделе планируется, наконец, принять закон о кардинальном реформировании единой газотранспортной системы Украины. Документ позволяет европейским и американским инвесторам стать операторами ГТС и подземных хранилищ газа. «Думаю, что окончательное голосование на сессионной неделе с 12 по 15 августа будет результативным. Будет нанесен удар по строительству «Южного потока», и мы предложим лучшие варианты, как развивать ГТС Украины вместе с инвесторами Европы и США», — говорит лидер фракции «Батьківщина» Сергей Соболев. Это было сказано в минувший четверг, когда законопроекту не хватило в Раде 21 голоса.

Соболев надеется, что включение в текст закона озвученных при обсуждении поправок, предусматривающих контроль парламента при создании управленческой структуры с участием американских и европейских инвесторов, снимет все возражения. Он подчеркивает, что принятие этого документа позволит ввести учет газа не только на западной границе Украины с европейскими странами, но и на восточной — с Россией.

Напомним, правительство планирует создать для управления ПХГ и ГТС две компании при участии американских и европейских партнеров, хотя сами трубопроводы и хранилища останутся в собственности Украины. С принятием закона не будет преград для передачи в аренду или концессию магистральных газопроводов и ПХГ предприятию или предприятиям на платной основе (без права отчуждения) для осуществления функций оператора ГТС и/или ПХГ. Причем такая аренда может иметь лишь одну цель — исполнение обязательств, взятых Украиной при присоединении к европейскому Энергетическому сообществу.

Функции оператора ГТС могут быть закреплены за предприятием, учредителем и владельцем которого является исключительно государство или государственное предприятие (не менее 51% корпоративных прав), юридическое лицо или лица, принадлежащие и контролируемые резидентами стран Европейского Союза, США или европейского Энергетического сообщества. Иностранные компании должны быть сертифицированными в ЕС операторами системы транспортировки газа или членами Европейской сети операторов системы транспортировки газа. Такие же условия прописаны и для будущего оператора ПХГ.

Понятно, что с украинской ГТС и НАК «Нафтогаз Украины» в целом давно пора что-то делать. В пользу этого говорит хотя бы то, что в январе — июне 2014 года компания предоставила услуги по транзиту природного газа на сумму 9,3 миллиарда гривен, что на 17,4% (почти на 1,9 миллиарда) меньше, чем за первое полугодие в прошлом году. По данным монополиста, транзит газа составил в общем объеме реализованной им за этот период продукции и услуг 21,5% против 23,9% за то же время в 2013 году. Естественно, на 7,1% (почти на 2,8 миллиарда кубометров — до 36,5 миллиарда) снизился и объем транзита газа по украинской ГТС.

Так что законопроект выглядит вполне логичным. Западные арендаторы будут заинтересованы в бесперебойных поставках топлива в Европу и в наполнении газопровода. Для этого они, с одной стороны, обеспечат реконструкцию и модернизацию украинской ГТС и подземных хранилищ, а с другой — разберутся с продвигаемым Россией «Южным потоком», который грозит вообще оставить Украину без транзитных газовых мощностей. Но не повторится ли при этом история с военачальником, у которого все было гладко только на бумаге?

Вот что сказал «Дню», отвечая на этот вопрос, президент Киевского института энергетических исследований Александр НАРБУТ.

— Аргументы, которые мы слышим с парламентской трибуны и в зале заседаний правительства, зачастую просто не выдерживают критики. Могу утверждать, что не принятый пока еще законопроект никоим образом не корреспондируется с третьим энергопакетом. Более того, мы еще далеко не в полной мере реализовали требования второго энергопакета, в частности об отделении бизнеса по транспортировке и хранению газа, и не выстроили стратегии развития нашей газотранспортной системы. Более того, для Украины сегодня очень критична проблема загрузки этой системы. И дело тут не в наличии или отсутствии «Южного потока», а в надежности функционирования и адекватности работы ГТС, с точки зрения и европейских потребителей, и российских поставщиков. Хотим мы или не хотим, но любое дополнительное противостояние интересов, которое возникнет и так или иначе реализуется при реорганизации «Укртрансгаза», может привести к еще более существенному снижению потенциала использования нашей газотранспортной системы. Результат может быть эквивалентен вводу в действие «Южного потока». Поставщики газа, пока еще тихо, непублично, но все же заявляют, что после задуманной в Украине реорганизации ГТС у них будет куда больше аргументов для европейцев в пользу «Южного потока».

«Ключевым, однако, является следующее, — продолжает эксперт. — Ситуация, которая развилась в сфере энергетики, в украинско-российских отношениях и в треугольнике Украина — Россия — Европа, сегодня наталкивает на более серьезные выводы, чем те, которые могут быть осознаны на нынешнем этапе нашим истеблишментом и даже руководством правительства. Я говорю о сокращении в целом объемов потребления российского газа и, как следствие, сокращении транзита газа в Европу через Украину. Выводы из этой ситуации, конечно, нельзя реализовать, если не будет разрешен не только конфликт в энергетической сфере, но и, конечно же, политический и военный конфликты. Они, кстати, далеко не ограничиваются востоком Украины и выходят за рамки нашей страны. Но при этом сам по себе энергетический конфликт имеет очень серьезные последствия для нашей страны».

«Наблюдая за развитием, так сказать, творческих инициатив нашего правительства, — говорит президент института, — у меня возникает вопрос, способны ли эти люди за сиюминутными интересами увидеть хоть какие-то стратегические моменты. И не пора ли Президенту заняться вопросами энергетической безопасности, которые всегда находились в поле пристального внимания его предшественников, а также СНБО? В результате появилось немало дельных решений, которые, к сожалению, не были реализованы. Почему интересы финансово-промышленных групп брали верх? Это не тема данного комментария, но сегодня меня очень беспокоит, что эти же интересы просматриваются и в законе (я бы его так охарактеризовал) о дезинтеграции украинской ГТС. Почему они берут верх над национальными и государственными интересами?»

«Да, на следующей неделе правительство, как говорится, с упорством, достойным лучшего применения, будет пытаться продавить, иначе не скажешь, в Верховной Раде этот проект, настаивая на том, что он должен быть принят еще нынешним составом парламента, — подчеркивает Нарбут. — Это обнажает желание воспользоваться некой политической слабостью этой Рады, играя на политических мотивах и не опираясь на серьезный стратегический анализ ситуации в энергетической сфере. Если мы хотим сделать какие-то успешные реформы в газовой сфере, то они должны носить комплексный характер и, в первую очередь, затрагивать вопросы ценообразования, не допуская нескольких цен на природный газ. Мотивы защиты конечных потребителей не могут паразитировать в пользу целых пластов коммерческих структур, которым предоставляется возможность играть на «двоецении» и получать большую выгоду даже в сложнейший для страны осенне-зимний период 2014—2015 годов».

«Коррупционные мотивы, — уверен эксперт, — на самом деле могут скрываться и за сокращением лимитов потребления газа для промышленности, коммунальных предприятий и населения. Решение этих вопросов не на системном уровне, а на уровне частных интересов тех или иных собственников или их менеджеров чревато тем, что эти люди пойдут на все, лишь бы обеспечить газом свои предприятия».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать