Для борьбы с проблемными кредиторами...
Парламентарии предлагают создать в Украине частную исполнительную службуЗнакомый банкир недавно пожаловался: проблем у нас было бы намного меньше, если бы Государственная исполнительная служба (ГИС) работала как следует — дела мы выигрываем, а добиться исполнения решений судов часто густо годами не можем.
Проблема, как говорят, перезревшая. Народный депутат (объединение «Самопоміч») Руслан Сидорович считает, что ситуация с исполнением судебных решений в нашем государстве катастрофическая. По его словам, с этой проблемой долго пытались бороться, но результатов пока нет. Среди причин этого народный избранник называет ужасное состояние зарплаты госисполнителей, но указывает, что нынешняя ситуация с государственными финансами и бюджетом не позволяет улучшить материальное положение этих работников.
• Выходом Сидорович считает создание новой институции — частной исполнительной службы. Тем более, что в Коалиционном соглашении такая задача была предусмотрена. По мнению депутата, создание этой службы позволит существенно повысить процент исполнения судебных решений, а главное, усилит авторитет судебной власти, потому что каждое не приведенное в исполнение судебное решение не только имеет негативные последствия для истца и ответчика, но и подрывает доверие к ней. Сидорович отмечает, что соответствующий закон уже проработан и на следующей сессии Верховной Рады, которая начнется в феврале 2015 года, документ уже можно будет рассматривать и принимать.
• «В Латвии благодаря введению частной исполнительной службы уровень исполнения судебных решений в имущественной сфере повысили до 80%, — отмечает член ВОО «Ассоциация юристов Украины», партнер «Арио Кэпитал Групп» Юлиан Хорунжий, — в то время как в Украине сегодня этот уровень менее 4%». «Нас разделяет бездна», — констатирует законодатель и указывает, что сегодня в Украине около 6 тысяч государственных исполнителей, зарплата которых не намного выше минимальной. Служба в целом, по его данным, едва себя оккупирует, потому что уровень поступлений от должников слишком низкий. Это несет значительные экономические вызовы для государства, потому что подавляющая часть взысканий должна быть возвращена банковским учреждениям. Следовательно, средства не попадают в экономическое обращение государства, отмечает законодатель, и это глобальная проблема для экономики страны.
• Коллега Хорунжего по Ассоциации юристов Андрей Авторгов подчеркивает, что в этом году в подразделениях ГИС находились на принудительном исполнении дела на сумму около 400 миллиардов гривен. Реально взыскали лишь 3,7%. Но в отчете службы говорится не о реальных взысканиях, а лишь о завершенных производствах. Если исполнительный документ требует взыскания 1 миллиона гривен, а взыскали (из-за отсутствия должника или имущества на необходимую сумму) лишь 100 или десять тысяч гривен, то это значит, что исполнение завершено. «Это позволяет выдать желаемое за действительное, — отмечает Авторгов, — то есть процент завершения фигурирует вместо процента взыскания согласно исполнительным документам». А кроме того, ГИС сталкивается еще и с такими преградами, как действие ряда мораториев, да и истцы часто нечетко формулируют свои требования.
• Хорунжий говорит о ключевых элементах реформы. Будущим частным исполнителям она, по его словам, открывает доступ к профессии. Требования к ним: высшее юридическое образование, трехлетний стаж работы юристом, сдача квалификационного экзамена. Таковы условия для того, чтобы Минюст выдал соответствующее свидетельство на право работы. В будущем в стране планируется создать самоуправляющуюся организацию, которая будет решать все проблемы, связанные с работой этой службы, но пока контроль над ней остается за Минюстом. Это делается для гарантий как взыскателей, так и должников, объясняет Хорунжий.
• Функции у государственных и частных исполнителей будут разными. Последние получат возможность работать только с частными клиентами — взыскателями и должниками. Государственные предприятия, как и ранее, будут обращаться к государственной службе. В ее ведение будут входить также такие дела, как взимание алиментов, отбирание ребенка, выселение из жилых помещений. Ведь это — очень рискованные виды взысканий, указывает законодатель. Физическое лицо, получившее приказ на исполнение судебного решения, сможет само выбирать, к кому ему обращаться — к государственной или частной исполнительной службе.
• Частные исполнители не будут иметь зарплат, а будут получать лишь вознаграждение за взыскание. Размер его будет устанавливать Кабмин (в странах Европы это вознаграждение составляет от 1% до 15%, в зависимости от суммы). Государство не будет нести на эту систему никаких расходов. Непосредственно частных исполнителей будут курировать так называемые исполнительные округа, которые будут создаваться в зависимости от количества населения и количества решений суда, подлежащих исполнению. Численность частных исполнителей, по мнению законодателя, ориентировочно будет составлять 3 тысячи человек. А вместе с помощниками количество новых рабочих мест может перевалить за 10 тысяч.
• Среди преимуществ частной службы Хорунжий называет уменьшение нагрузки на государственных исполнителей, которая сегодня составляет более 100 производств в месяц. «Это безумный документооборот и безумное количество работы», — отмечает он и указывает также на сокращение сроков исполнительного производства, поскольку частный исполнитель очень заинтересован в том, чтобы завершить дело как можно скорее и получить вознаграждение. Законодатель уверен, что введение частных исполнителей уменьшит коррупционную составляющую, не будет допускать умышленного занижения стоимости имущества, подлежащего продаже. Ведь следствием такой коррупционной деятельности, даже в том случае, если правоохранительные органы не обратят на нее внимания, будет то, что такой исполнитель потеряет доверие и банки, которые в основном являются взыскателями, за услугами к нему не будут обращаться, то есть он будет терять самых выгодных клиентов, и ему просто не будет места на рынке.
• «День» поинтересовался, чем отличаются частные исполнители от коллекторов, которые в свое время появились в Украине и были восприняты нашими людьми не очень радушно. Не будет ли способствовать и введение частных исполнителей дополнительному социальному возмущению?
• Советник-консультант группы Всемирного банка Евгений Рокитский (выражает свое частное мнение) не согласен с коллегами, считающими, что коллекторы в Украине вообще не имеют законных оснований для своей деятельности. Он считает, что коллекторы тоже необходимы обществу, но, скорее, как институт медиаторов, которые способны на досудебном этапе не допустить конфликт. А исполнители, по его мнению, имеют принципиально иную экономическую функцию: «Именем закона исполнитель завершает правосудие, устанавливая его окончательно». Рокитский считает, что среди коллекторов есть большое число людей, которые готовы вместе с частными исполнителями адекватно способствовать приведению в исполнение судебных решений.
• Сидорович, как народный депутат, отреагировал на возможность дополнительного социального напряжения. По его словам, Рада отработает закон, который решит проблемы заемщиков, бравших в свое время валютные кредиты под 5%, и предусмотрит для них определенные компенсации, особенно при угрозе потери жилья. При этом он считает, что должен быть соблюден общественный баланс интересов и не разрушена окончательно банковская система.
Выпуск газеты №:
№239, (2014)Section
Экономика