Днепропетровское метро: свет в конце туннеля
Кредит ЕБРР на достройку линии должен сделать метро рентабельным![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120801/4133-6-1_0.jpg)
В Днепропетровске подписан договор с Европейским банком реконструкции и развития о выделении кредита для достройки единственной линии самого короткого в мире местного метрополитена. Благодаря полученному кредиту строительство смогут завершить всего за четыре года: будет проложено четыре километра подземных тоннелей и построено три станции вдоль главного проспекта Днепропетровска — от Центрального железнодорожного вокзала до исторического музея. Договор, по которому ЕБРР выделит 152 млн евро, скрепили подписями министр финансов Украины Юрий Колобов и глава облгосадминистрации Александр Вилкул. Метрополитен в Днепропетровске начали сооружать еще три десятилетия назад — в брежневские времена, однако в декабре 1995 года, после сдачи в эксплуатацию первой очереди, активные работы, по сути, прекратили. Попытки реанимировать строительство предпринимали не раз, но без особого успеха — из-за острой нехватки финансирования. В этом году, например, метростроевцам удалось пройти под землей всего 50 метров, а зарплату им задерживали почти за полугодие. Сейчас в Днепропетровске действует семикилометровая линия из шести станций, соединяющая вокзальную площадь с западной окраиной города. Из-за малого количества пассажиров метрополитен несет большие убытки. Достройка линии метро под центром города, по расчетам специалистов, должна увеличить пассажиропоток с 10 до 100 миллионов людей в год и сделать метро рентабельным. Принимая во внимание высокую коммерческую привлекательность проекта, ЕБРР предоставил кредит на исключительно выгодных условиях — менее чем под два процента годовых на 15 лет. При этом первая выплата по телу кредита состоится через пять лет, а ввести новые станции в эксплуатацию должны через четыре года. Возвращать кредит будет правительство Украины, а Днепропетровск возьмет на себя выплату процентов. «Мы считаем этот кредит краткосрочным и думаем, что его возврат не будет большим бременем для бюджета. Надеемся, что метро останется абсолютно доступным и очень эффективным транспортом для жителей Днепропетровска», — сказал директор отдела муниципальной и транспортной инфраструктуры ЕБРР Жан-Патрик Марке.
Все работы по строительству метро должны быть максимально прозрачными. Уже через две недели будет объявлен международный тендер, который определит подрядчика для завершения строительства. «В международном тендере смогут участвовать любые компании — как украинские, так и иностранные. Тендер закончится осенью этого года, и с начала следующего года на строительство зайдет мощный подрядчик, который развернет работу», — пояснил глава Днепропетровской облгосадминистрации Александр Вилкул. Чтобы обеспечить полную прозрачность, создадут специальный сайт, который будет отражать строительство метрополитена и где можно будет ознакомиться с условиями тендера, его результатами, а также получить информацию об этапах строительства. Кроме того, должны вести прямую трансляцию строительства через веб-камеры, установленные на строительных площадках. Сайт будет функционировать на украинском и английском языках. Компания, которая выиграет тендер, возьмет на себя обязательство, что выполнит весь объем работ согласно смете или компенсирует разницу за свой счет. Контроль над проведением тендера и выполнением условий будут осуществлять эксперты ЕБРР. Тем не менее средства, полученные от этого банка, полностью не решают проблем днепропетровского метрополитена. Известно, что общая стоимость проекта достигает 367 миллионов евро. Поэтому еще 152 миллиона может дать в кредит Европейский инвестиционный банк, который уже выразил согласие на выделении средств. Кроме того, 60 миллионов евро должны предоставить из государственного бюджета Украины. За эти средства власти Днепропетровска рассчитывают соединить подземную линию метро с Южным вокзалом. Отсюда поезда будут развозить пассажиров по наземным железнодорожным путям в разные концы города на обоих берегах Днепра. В настоящее время эти возможности просчитывают специалисты Приднепровской железной дороги. Достройка линии метрополитена под центром города даст возможность приступить к реконструкции главного проспекта Днепропетровска.
Выпуск газеты №:
№133, (2012)Section
Экономика