Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Догнать и перегнать...

Какая поддержка нужна аграрному сектору?
26 мая, 00:00

В конце сентября состоится очередное, тринадцатое, заседание рабочей группы по рассмотрению заявки Украины о вступлении во Всемирную торговую организацию. Главная тема дискуссии — допустимый размер государственной поддержки отечественного сельского хозяйства. На протяжении всего переговорного процесса Украина упорно отстаивает совокупный объем субсидирования на уровне $1,37 млрд. В среднем получается $33 на один гектар сельхозугодий, что несопоставимо со странами Евросоюза, где на эти цели выделяется $700 на один гектар.

Но прямые аналогии здесь вряд ли уместны, потому что каждая страна идет в ВТО своим путем и исходит из своих возможностей (например, Россия, подписавшая на днях договор о завершении переговоров с ЕС о присоединении к ВТО, защитила субсидии на уровне $13 млрд.). Нужно также учесть, что, согласно правилам ВТО, размер регламентируемой помощи государства (так называемый «желтый сундучок») устанавливается для развитых стран (к ним Украина отнесла себя при подаче заявки) на отметке 5% от общей стоимости всего сельскохозяйственного производства.

Впрочем в последнее время вопрос субсидирования сельского хозяйства вышел далеко за национальные рамки, что продемонстрировала прошлогодняя министерская конференция ВТО в Канкуне (Мексика). Причиной ее провала стало нежелание развитых стран отказаться от субсидирования своих фермеров, на чем настаивали развивающиеся страны. Последние считают такие меры дискриминационными, ставящими барьеры на пути их доступа на сельскохозяйственные рынки индустриально развитых стран.

Сегодняшняя поддержка украинского сельского хозяйства за счет средств госбюджета составляет два миллиарда гривен, что очень далеко от того уровня поддержки, который отстаивается перед ВТО. Не дотягивает эта цифра и до ежегодной минимальной потребности села в финансовых «вливаниях», которую Министерство аграрной политики Украины определило в 9 млрд. грн. В условиях острого бюджетного недофинансирования и недостаточности банковского кредитования на выручку селу приходит непрямое субсидирование: по словам начальника департамента международной интеграции, инвестиционной политики и развития аграрного бизнеса Минагрополитики Украины Виктора Пысьмака, поддержка сельхозпроизводителей на 80% осуществляется за счет благоприятной системы налогообложения. Однако со вступлением Украины в ВТО от такой практики придется отказаться в первую очередь, поскольку правила организации не допускают никаких преференций со стороны национального режима налогообложения.

В то же время немаловажно и то, что контроль за распределением бюджетных финансовых ресурсов, предназначенных для украинского села, представляется крайне неэффективным. Председатель вновь созданной в этом году совместной парламентско-правительственной комиссии по интеграции Украины в ВТО Сергей Касьянов считает, что по нынешним двум миллиардам бюджетных средств для села «есть очень много вопросов» и что в дальнейшем необходимо найти такой механизм, при котором государственные деньги доходили бы до «конечного производителя» в прозрачном режиме. Сделать это при наличии в аграрном секторе семи миллионов собственников крайне сложно. Так что оговоренный с ВТО размер узаконенной бюджетной поддержки отнюдь не является панацеей: возможно, он как-то поможет сельскому хозяйству удержаться на плаву в условиях возросшей конкуренции, но достижение желанной цели — широкий выход на мировые сельскохозяйственные рынки придется отложить. Оказывается, Украина пока не готова к этому даже технически. К примеру, в стране нет ни одной лаборатории ветеринарной медицины и инспекции качества хлеба, аккредитованных в соответствии с мировыми стандартами. Их скорейшее создание также зависит от объемов финансирования отрасли. В этом же ряду стоит и давно назревшая необходимость обновления машинно-тракторного парка, о чем недавно напомнил Президент: на это потребуется ни много ни мало 50 млрд. гривен. В целом же для того, чтобы довести украинское сельское хозяйство до среднеевропейского уровня, по словам В.Пысьмака, требуется астрономическая сумма — $150 млрд.! Такова цена низкой конкурентоспособности отечественного сельского хозяйства по сравнению с остальным миром (отставание от Польши, Словакии, Венгрии и других стран Центральной Европы в 1,5—2 раза и в 3—4 раза, если равняться на Западную Европу и США).

Можно, конечно, говорить, что со вступлением в ВТО аграрная отрасль получит долгожданные иностранные инвестиции, однако это произойдет не скоро. Не ранее, чем после того, как инвесторы убедятся в надежной защите своих инвестиций, считает руководитель проекта USAID по вопросам вступления Украины в ВТО Йоваким Фархат.

И все же, по мнению ведущего экономиста-аналитика Фонда Блейзер Олега Устенко, преимущества вступления страны в ВТО определяются только в долгосрочной перспективе. Так что Украине предстоит выбор. По словам Устенко, существуют две стратегии ведения переговоров о вступлении в ВТО. Первая — защитная, когда государство старается побольше «перетянуть» на себя, заботясь скорее о сегодняшнем, чем о завтрашнем дне. В сельском хозяйстве это выражается в отстаивании такого размера субсидий, который заведомо не может быть покрыт бюджетом. Другой путь предполагает поиски наиболее эффективного решения существующих проблем с помощью инструмента членства в ВТО. Важно понять, отметил эксперт, что обратной дороги нет: отказ от присоединения к ВТО все равно не приведет к оптимальному решению проблемы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать