Договорились… но не довольны
Между тем в кулуарах мероприятия звучало немало жалоб на излишнюю бдительность таможни. Так, производитель электроники сетовал на то, что, импортируя несколько тысяч наименований комплектующих, ему необходимо заполнять огромное количество всевозможных документов, из-за чего приходится расходовать на оплату посредников 30% от общей стоимости комплектующих. А производители одежды и обуви утверждали, что 80% их сегмента рынка занято импортом, причем, большая часть этих товаров в «тени», что видно по отчетам самой же таможни.
Глава Гостаможни Украины Николай Каленский при подписании договора заявил, что всеми силами пытается зажечь «зеленый свет» перед экспортом украинских товаров. И просил поддержки промышленников в борьбе с теми, кто стремится лишь к одному — оформить фальшивые документы, свидетельствующие об экспорте, получить налоговый вексель и заработать на льготном импорте.
«День» решил уточнить позиции сторон в эсклюзивных интервью с ними.
Николай КАЛЕНСКИЙ:
— Предполагается ли совершенствовать Таможенный кодекс?
— В рамках Таможенного Кодекса все нормативные акты уже приняты. И приказы тоже. Мы их издали, они есть. Поэтому, надо брать базу данных таможенной службы и смотреть.
— А что будет предпринято в свете подписанного Соглашения?
— У нас задание — просто отработать совместно проблемные вопросы. Учесть видение предпринимателей того, как упростить процедуры, как усилить таможенный контроль, чтобы не было правонарушений, незаконного завоза товаров и т.д. и т.п. То есть в этом направлении, по этой (нелегально ввезенной — Авт. ) группе товаров мы должны отработать. Цель этого мероприятия — сотрудничество с бизнесом, чтобы, с одной стороны — защитить внутренний рынок, а с другой — содействовать бизнесу, чтобы он быстрее перевозил товары, быстрее оформлял, меньше задерживался.
— То есть нормативной работы не будет?
— Почему же? У нас на повестке дня — комментарий к Таможенному кодексу. Он уже практически готов. Мы скоро презентуем его и сделаем пояснения. Мы много говорим о Таможенном кодексе, но я уверен, что не каждый бизнесмен его читал и даже видел. Этот документ не очень и простой.
— Когда вы его представите?
— Да в ближайшее время. Думаю, что где-то до 15 февраля это будет сделано. Так что не нужно говорить, что мы не работаем, и мы не хотим. Мы хотим, но…
Валентина ИЗОВИТ, президент Украинской организации работодателей легкой промышленности:
— Скажите, у вас много претензий к таможне и новому кодексу?
— Легкая промышленность — это отрасль, не похожая на все остальные. Представьте, какое количество документов нужно оформить, чтобы отправить одно судно. А ведь наши предприятия-экспортеры продукции легкой промышленности, выполняют множество контрактов, причем они постоянно изменяются в зависимости от сезона и моды. Вы можете себе представить, какой документооборот идет, чтобы в соответствии с законодательством подготовить необходимые для разных деклараций документы? Это нас сбивает с ритма, тормозит работу. И главная задача сегодня для экспортера — уменьшить этот документооборот. Тем более, что он влияет на себестоимость продукции и на конкурентоспособность. За каждую такую бумагу нужно платить деньги. Мы сделали анализ за последние пять лет и получилось, что затраты на подготовку документов (при тех же объемах производства) выросли в пять раз.
Выпуск газеты №:
№14, (2004)Section
Экономика