Донбасс надеется на инвестиции
В промышленности на них — настоящий голод
Генеральный директор ОАО «Металлургический комбинат «Азовсталь» Алексей Белый днями заявил, что металлургические предприятия Украины от вступления страны во Всемирную торговую организацию получат около 1 млрд. гривен дополнительной прибыли в год. Но далеко не все промышленники в той же донецкой области разделяют оптимизм металлургов. Это выяснилось и в разговоре «Дня» с председателем правления ОАО «Славянский завод высоковольтных изоляторов» (Донецкая область) Ларисой БУРЛУЦКОЙ. Здесь она сделала уникальную карьеру: от простой работницы, поступившей на предприятие в 17 лет, до состоявшегося руководителя.
— Сейчас такое время, что начинать разговор приходится с банального вопроса: в каком состоянии находится ваше предприятие? Как на него повлияли изменения последнего времени?
— Завод развивается стабильно. Но, конечно, все то, что происходит в стране, отражается и на нас. Себестоимость высоковольтных изоляторов на 50% зависит от цен энергоносителей. И понятно, что в нынешних условиях она растет, а конкурентоспособность нашей продукции в результате этого снижается. Кроме этого, газ и электроэнергия определяют величину тарифов на сырье, перевозки. И это также влияет на стоимость продукции. Основные наши потребители — энергосистемы Украины, генерирующие компании, заводы по производству трансформаторов тока, выключателей, другие аппаратные заводы. Ассортимент нашей продукции насчитывает более 300 наименований высоковольтных изоляторов. В год мы выпускаем около 9 млн. тонн продукции, поэтому можно представить себе наши потери.
— Президент не раз заявлял, что одной из первоочередных задач новой власти является снижение налогового пресса. Жить и работать теперь стало легче?
— К сожалению, нет. Даже наоборот. С одной стороны, растет заработная плата, что, конечно хорошо, но, с другой, за счет этого себестоимость продукции растет еще сильнее. Кроме того, на нее влияют налоги и система их администрирования. Ее необходимо реорганизовывать. Работать с налоговой совсем не стало легче. Старый и новый бюрократические аппараты, практически ничем друг от друга не отличаются. Требования налоговой остались прежними, процедура не изменилась. Плюс к тому налоговая из фискального органа стала репрессивным. Хозяйственные суды утратили такое необходимое им качество, как объективность.
— А как обстоит дело с инвестициями? Конкретно на ваш завод они приходят? Что вообще мешает инвесторам вкладывать деньги в украинскую экономику?
— Проблема инвестиций — это, в первую очередь, несовершенство законодательной базы. Мало кто согласится вкладывать деньги в экономику, не видя будущего. Именно это отталкивает инвесторов. И мы это видим на примере завода. Имея нескольких достаточно интересных инвестиционных проектов, мы не смогли найти ни одного инвестора, хотя выставляли свои бизнес- планы на различных уровнях. Причем речь не только о нынешнем моменте. Так было и на протяжении последних нескольких лет. Завод вынужден обходиться собственными средствами. По сути, это самодеятельность, и признаюсь, иногда это очень тяжело. Даже в сравнении с российскими предприятиями такого же профиля мы часто проигрываем: они оснащаются новой техникой, современным импортным оборудованием, и нам тяжело выдерживать такую конкуренцию.
Нашему правительству необходимо думать об отечественных производителях. Имея такой уникальный завод, как наш, просто грешно не использовать его мощь, закупая оборудование за рубежом. И это проблема многих предприятий Украины.
— Как вы в целом оцениваете инвестиционный климат в Донбассе, в наиболее развитом индустриальном регионе страны?
— Мне кажется, что вкладывать деньги в Донбасс очень перспективно. Понятно, что, в первую очередь, они должны идти в промышленность, как в легкую, так и в тяжелую. В какой-то период было выгодно вкладывать деньги только в сферу обслуживания, которой в постсоветском обществе практически не было. Сегодня эта ниша практически заполнилась. А вот в промышленности на инвестиции настоящий голод. Но одновременно тут от них и самая высокая отдача. Поэтому, на мой взгляд, сейчас лучше всего вкладывать деньги именно в промышленные предприятия.
— По прогнозам правительства, в следующем году мы должны вступить в ВТО. Но многие эксперты утверждают, что это сразу же сделает продукцию наших заводов неконкурентоспособной.
— Я с ними согласна. Основными конкурентами для нас будут страны с невысоким уровнем развития, которые производят дешевую продукцию. Сейчас среднестатистический украинец зарабатывает недостаточно для того, чтобы покупать хорошие, качественные товары, производимые в странах-лидерах. Поэтому на украинский рынок придут дешевые товары, значительно уступающие нашим по качеству. Но, поскольку цена будет ниже, покупать будут именно их. Это мы могли увидеть на примере китайских и прочих товаров, чье засилие на рынке наблюдалось в последние несколько лет. Но это еще не все проблемы. Славянский завод высоковольтных изоляторов, как и основная масса заводов Украины, построен в советское время. А, следовательно, технология, оборудование физически и морально устарели. Их содержание и обслуживание требуют огромных материальных затрат и дополнительных человеческих ресурсов. А все это ложится на себестоимость продукции, сильно, снижает ее конкурентоспособность. Как и многие украинские предприятия, мы за счет собственных средств занимаемся модернизацией завода, обновлением технологии, но для этого необходимо время. На мой взгляд, вступление в ВТО лишит основную массу украинских заводов шанса остаться на плаву. Правительство, похоже, забыло, что большинство рабочих мест в стране приходится именно на такие предприятия. И вступление в ВТО приведет к их резкому сокращению.
— А что должно сделать государство, чтобы отечественная промышленность, отечественный бизнес чувствовали себя хорошо? Какие меры могли бы поспособствовать его развитию?
— Должны быть государственные программы поддержки. Например, наш завод работает на энергетику страны, и предприятий такого профиля в Украине больше нет. Надо, чтобы власти обращали внимание на подобные производства. База нашего завода позволяет заполнить весь украинский рынок. При небольшой поддержке отечественному производителю в стране удалось бы избежать многих проблем. Все помнят недавнюю энергетическую аварию в Москве, которая произошла из-за износа оборудования. Думаете нам не угрожает нечто подобное? Недавно мы проводили маркетинговое исследование. Оно показало, что изоляторы, которые в энергетических системах должны регулярно меняться через определенное время, последний раз обновляли еще при советской власти. То есть на наших энергетических объектах стоит в массе своей просроченное оборудование. И если бы государство потребовало ввести и соблюдать графики их замены, то и наш завод был бы с заказами, и вероятность аварий была бы ниже.
Кроме того, стране нужны социальные программы. Например, мы сегодня столкнулись с тем, что невозможно найти хорошего специалиста. В свое время многие вузы и профтехучилища перепрофилировались с промышленных специальностей на подготовку специалистов в сфере обслуживания. Я понимаю, что они тоже нужны, но не в таком же количестве. На предприятии образовался дефицит квалифицированных слесарей, токарей, сварщиков и т.д. То же самое и со специалистами. Например, ко мне по вопросу трудоустройства обращаются экономисты, бухгалтера, но заводу нужны инженеры-конструкторы, инженеры-технологи. Их сейчас очень мало готовят.
— Зато сейчас появилась тенденция, когда уже не предприятие выбирает сотрудников, а специалисты выбирают место работы. Предприятиям же остается «охотиться» за талантами.
— Таланты сами уже не приходят. Об этом приходится думать уже на пару шагов вперед. Ничего другого, как растить себе специалистов, нам не остается. Вот мы, например, заключаем договора с вузами и ПТУ, студенты последних курсов приходят к нам на практику и, окунувшись в атмосферу производства, остаются. Правда, не все. Поэтому представителям дефицитных специальностей мы предоставляем квартиры и таким образом привлекаем и стараемся удержать.
Кроме того, наш завод требует уникальных специальностей, которым нигде не готовят. Например, такой профессии как оправщик (станочник, вытачивающий изоляторы) нет больше нигде. Выручают мастера, которые готовят себе смену. Ребята приходят к нам учениками, потом сдают экзамен, получают разряд и постепенно становятся квалифицированными специалистами своего дела.
— Как вы оцениваете продажу «Криворожстали»? Для многих приватизированных предприятий это стало сигналом, заставившим их насторожиться.
— К продаже «Криворожстали» я отношусь отрицательно. По-моему, такие стратегические предприятия должны работать на Украину, как бы тяжело нам не было. Понятно, что многое можно списывать на переходной период, но терять госконтроль над такими отраслями нельзя.
— Что говорят в Донецкой области о новом правительстве? К нему больше симпатий, чем к правительству Тимошенко?
— Новое правительство есть, и с ним нужно работать. В предыдущем настораживало большое количество откровенно непрофессиональных людей на ключевых постах. Сам Юрий Иванович профессионал высокого уровня, разбирающийся и в строительстве, и промышленности и в экономике в целом. С его приходом, я считаю, и наша, и другие области, получили шанс на развитие.
Выпуск газеты №:
№207, (2005)Section
Экономика