Дорожный эксперимент
Правительство хочет ремонтировать автодороги за счет таможенных сборов
Латать ямы на украинских дорогах предлагают за счет таможенных сборов. Такая инициатива предусмотрена в принятом парламентом за основу законопроекте о проведении эксперимента по финансированию ремонта ряда дорог. Соответствующие изменения предлагают внести и в Бюджетный кодекс. По замыслу авторов, 50% от суммы перевыполнения ежемесячных плановых таможенных платежей, которые собираются при таможенном оформлении товаров на территориях Одесской, Волынской и Львовской областей, будут направлять в специальные фонды соответствующих областных бюджетов в порядке, который еще должен определить Кабинет Министров Украины. Авторы документа предлагают испытать эту схему на нескольких автодорогах: Одесса — Рени, Львов — Радехов — Луцк, Сколе — Славское, участках Львов — Сколе и Киев — Чоп. Изменения предлагают применять до 1 января 2017 года.
«Мы все время говорим о том, что идем к децентрализации, передаче власти на места. Яркий пример этого видим в контроле работы таможни. Это дало бы возможность организовать общественный контроль сборов на таможне и отремонтировать автодороги», — говорит председатель парламентского комитета по вопросам транспорта Ярослав Дубневич. По его словам, сейчас из запланированных в бюджете на 2015 год 24 миллиардов гривен 20 миллиардов выделено на погашение кредитов и процентов по ним. Из остальных 4 миллиардов гривен 728 миллионов отдали на финансирование новых кредитов от Всемирного банка и других международных институций, объясняет Дубневич. «Незначительные средства поступили на финансирование подготовки проектной документации с европейскими институциями. Также Мининфраструктуры совместно с Минфином пересматривает перечень дорог, которые будут финансироваться для завершения в этом году», — рассказывает он. Поэтому по существу кардинального ремонта государственных дорог нет, деньги идут лишь на ямочные ремонты, подытоживает Ярослав Дубневич.
Однако это не решает проблему в целом, ведь, по данным «Укравтодора», более 80% дорог в Украине изношены и требуют ремонта.
Выборочность поданных в законопроекте дорог для ремонта в Раде объясняют так: это одни из худших автодорог в Украине, и их состояние не способствует экономическому развитию страны. «Объемы перевалки продукции, например, в Ренийском порту упали более чем на 20% только за месяц. Сегодня этот порт полностью изолирован, украинская Бессарабия сегодня практически отрезана от материковой части», — рассказывает народный депутат Антон Кисе, подчеркивая, что дорога Одесса — Рени идет в направлении Бухареста и имеет большое значение для наращивания торговли.
«Принятие упомянутого закона позволит улучшить транспортную инфраструктуру и положительно повлияет на социально-экономическое развитие Одесской и Волынской областей», — считает его коллега народный депутат Степан Кубив.
А вот бывший министр финансов, а ныне депутат Виктор Пинзеник против такого подхода. Он напомнил, что исключительно законом о госбюджете определяется размер и целевое назначение любых расходов. «Это норма Конституции. Конституция — это закон прямого действия. Поэтому никакими бюджетными или другими кодексами не могут распределяться бюджетные расходы», — объяснил он.
Другие аргументы «против» принятого за основу законопроекта высказывает глава «Украинской таксомоторной ассоциации» Андрей Антонюк. «Я не понимаю, причем тут таможня к финансированию ремонта дорог? Я очень хочу, чтобы на Западной Украине сделали дороги, но почему таким образом?» — резюмирует он в беседе с «Днем». Сейчас взимается акциз на нефтепродукты, и средства от него идут на ремонт автодорог. По его словам, два года назад с одного литра топлива на дороги в госбюджет шло 1,6 гривны. «Куда делись эти деньги? Было бы интересно услышать отчет правительства о том, сколько дорог отремонтировано за собранные средства», — констатирует он.
О суммах собранного акциза в КМУ не говорят. Но в начале лета в Министерстве инфраструктуры сообщили, что ведомство выступает с инициативой повысить акцизный сбор на продажу нефтепродуктов. Об этом рассказал ответственный за реформу «Укравтодора» глава дорожного департамента Мининфраструктуры Роман Хмиль. По его словам, модернизация украинских дорог — дело расходное, только на их ремонт необходимо около одного триллиона гривен. Таких средств в бюджете нет. Поэтому выходом из этой ситуации, на взгляд Хмиля, может быть повышение топливного акциза до европейского уровня — с 20% до 35—50%.
По словам министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, в 2016 году Мининфраструктуры создаст специальный фонд для отчисления акцизного сбора по продаже топлива, который на 100% будет использоваться для финансирования ремонта и строительства автодорог.
Выпуск газеты №:
№129, (2015)Section
Экономика