Достижение рынка
Что получит Украина от нового статуса?Наконец-то пал последний бастион на пути к мировому признанию Украины рыночной страной — в пятницу это сделали Соединенные Штаты. Напомним, что Европейский Союз официально признал Украину страной с рыночной экономикой еще 21 декабря 2005 года.
По мнению Президента Украины Виктора Ющенко, значение этого события в первую очередь в том, что «мир, наши партнеры замечают изменения в Украине и необратимость начатых реформ». Это решение, по его словам, свидетельствует о высоком уровне стратегического партнерства между Украиной и США и будет способствовать оживлению экономических связей, расширению торговли между странами, в частности, доступу украинских товаров на один из крупнейших в мире рынков. Премьер Юрий Ехануров более сдержан. По его мнению, статус «рыночности» будет содействовать вступлению в ВТО.
Безусловно, нельзя не согласиться с утверждениями министра иностранных дел Бориса Тарасюка, который заявляет, что после получения статуса Украина может надеяться на лучший кредитный рейтинг, а значит — на приток инвестиций. Но основное даже не это, а то, что заветный статус облегчит деятельность украинских предпринимателей в плане антидемпинговых расследований, которые, по информации Тарасюка, стоят нашему бизнесу $300 млн. ежегодно. Дело осталось за малым — нужно еще подписать с США двусторонний договор о взаимном доступе на рынки товаров и услуг. Как заявил первый заместитель министра торговли этой страны Дэвид Семпсон, правительство США намеренно его подписать в ближайшие недели. По его словам, Украина смогла доказать, что рыночная модель победила планово-административную. Нашими поручителями в глазах Штатов выступили Мировой банк, МВФ, Организация международного сотрудничества и экономического развития и ЕБРР. В результате все антидемпинговые процессы против Украины будут рассматриваться на основе нового статуса, начиная уже с первого февраля 2006 года.
Впрочем, как рассказал управляющий партнер юридической компании «Магистр & Партнеры» Олег Рябоконь (он представлял Украину по этому вопросу в США), получение Украиной рыночного статуса стало возможным благодаря совместным усилиям со стороны правительства, ведущих металлургических предприятий Украины, а также юридических фирм. По его словам, правительство больше думало о политической стороне вопроса, упустив из внимания юридическую составляющую. Результатом стало то, что государство Украина приняло необходимые законы, но не решило, кто будет защищать ее интересы. Между тем, схватиться предстояло с ведущими юристами американских корпораций. В итоге юридическую помощь Украине оплатили ее металлургические комбинаты, для которых, безусловно, антидемпинговые расследования являются страшным бичом.
Как отметил Рябоконь, предоставление со стороны США Украине статуса страны с рыночной экономикой позитивно отразится, в первую очередь, на металлургических и химических предприятиях, которые могут увеличить поставки своей продукции в эту страну. Напомним, что, как уже писал «День», основная продукция, попадающая под антидемпинговые расследования, как раз и относится к этим двум отраслям. Теперь все проведенные в прошлом расследования можно будет пересмотреть. В результате могут быть изменены и те антидемпинговые сборы, которые введены против импорта украинских товаров (от 42 до 168%). 10%-ая пошлина, которая обычно используется, с ними, конечно, не сравнится. Для пересмотра украинским предпринимателям нужно будет обратиться в Минторговли США с соответствующей просьбой. По словам Рябоконя, автоматического снятия ограничений на поставки продукции украинских предприятий в США не будет.
По мнению генерального директора Украинской ассоциации предприятий черной металлургии Украины Дмитрия Белокурова, в первую очередь процедуру пересмотра пройдут Мариупольский меткомбинат имени Ильича (Донецкая обл.), «Запорожсталь» и «Mittal Steel Кривой Рог» (бывшая «Криворожсталь»). При этом он добавил, что «процедуру пересмотра пройдут все металлургические комбинаты, в отношении продукции которых были приняты ограничительные меры». Безусловно, это будет сделано не бесплатно. Как отметил Рябоконь, стоимость одного процесса по пересмотру ограничений для предприятия в США составляет «несколько сотен тысяч американских долларов» и занимает около 12 месяцев. Но овчинка явно стоит выделки. Как напомнил Белокуров, металлургия на 80% работает на экспорт. Но если в 2004 году из 674 тысяч тонн продукции ГМК, экспортируемых в Штаты, полуфабрикатов было всего 200 тысяч, то уже в 2005 году половина украинского экспорта приходилась на полуфабрикаты. По словам Белокурова, антидемпинговые расследования привели к тому, что экспорт сместился в сторону сырья, не требующего наукоемкости. Присвоение статуса должно кардинально изменить положение.
Металлурги также надеются на то, что пересмотр ограничений поможет им увеличить объемы экспорта, а значит, повысить рентабельность, что немаловажно в контекст новых газовых цен. Эти надежды стимулирует и юрист Рябоконь, авторитетно заявляя, что выравнивание правил игры даст дополнительный шанс украинским предприятиям.
Однако, по его словам, рыночный статус не говорит о том, что антидемпинговых расследований больше никогда не будет. Рыночность избавляет только от квот. Но если ранее при применении антидемпинговых мер в отношении Украины «использовались искусственные ценовые показатели, которые правились Министерством торговли США, исходя из данных по третьим странам, то теперь все расследования будут вестись исключительно по себестоимости и определению цен конкретных украинских производителей». А значит, заметил юрист, доказать, что Украина демпингует, будет очень сложно. Главное, чтобы предприниматели не восприняли присвоение рыночного статуса как индульгенцию для демпинга.
Впрочем, пока предпосылок так думать нет. Некоторые негативы от получения статуса предприниматели отмечают, но, тем не менее, считают, что плюсы перевешивают. Впрочем, и они пока виртуальны. Все будет зависеть от того, смогут ли наши юристы побеждать в конкретных «разборках» по каждому предприятию.
КОММЕНТАРИИ
Александр НАРБУТ , заместитель председателя Союза налогоплательщиков Украины:
— Со стороны Соединенных Штатов очень много антидемпинговых расследований относительно нашей продукции, особенно страдает металлургическая промышленность. Теперь мы сможем избежать антидемпинговых процедур или других торговых или не торговых ограничений для выхода наших товаров на американские и связанные с ними мексиканские и канадские рынки. Другие преимущества касаются интересов инвесторов к нашей стране. Но это может быть только при условии выполнения ряда других шагов в контексте завершения политических или других реформ, при условии большей предсказуемости и стабильности.
По предварительным оценкам, мы можем выиграть на отмене всех этих расследований $300 миллионов прироста объема торговли по тем товарам, которые имели проблемы с различными пошлинами, сбивающими нашу конкурентную позицию. После присвоения статуса мы сможем избежать этих заграждений.
Александр БАКУМЕНКО , глава Союза птицеводов Украины:
— На сельское хозяйство, как можно понять, присвоение рыночного статуса не повлияет. Антидемпинговых расследований в отношении украинской продукции птицеводства никогда не проводилось, поэтому нам особых позитивов статус не дает. Если же говорить об экономике в целом, то можно надеяться на серьезное улучшение инвестиционного климата. Страна с рыночной экономикой имеет другой рейтинг, и потенциальный инвестор идет сюда с большей охотой. К подобной стране инвестор относится лояльно и готов вкладывать в нее деньги значительно большие, чем в страну, которая такого статуса не имеет. От этого притока потенциальных инвесторов огромная польза всем отраслям, в том числе и сельскому хозяйству.
Александр ОЛЕЙНИК , эксперт Института реформ:
— Я думаю, что практически все риски и преимущества были много раз обговорены во время переговорного процесса и сейчас присвоение этого статуса является очень органичным элементом нашей внешней политики. По- моему, все понятно и просто: чем лучше мы выглядим в глазах мирового сообщества, тем проще нам вести какие- то бизнес-дела и переговоры и на уровне государств, и на уровне отдельных предприятий. Признание Украины Штатами рыночным государством должно повлечь за собой облегчение правил игры на американских рынках. Антидемпинговые расследования против наших предприятий должны быть или отменены, или пересмотрены. В любом случае, результат этих расследований для нас будет намного более благоприятным, чем это было бы до присвоения статуса. Кроме того, по моему мнению, рыночный статус облегчит нам дорогу в ВТО, поскольку свидетельствует о нашем соответствии неким правилам и требованиям мирового сообщества. Также стоит обратить внимание на отношение мирового бизнеса к той территории, на которой они работают сейчас или собираются работать в будущем. Ведение бизнеса в стране, имеющей заветный статус, по определению намного менее рисковое и опасное, чем в стране, его не имеющей. Мы сейчас все равно делаем некоторые внешние заимствования, пусть менее активно. Речь, конечно, не идет о льготных кредитах, но если мы выйдем на рынок облигаций или других ценных бумаг, то отношение к ним со стороны мирового сообщества в любом случае будет более благоприятным.
Лариса БУРЛУЦКАЯ , директор ОАО «Славянский завод высоковольтных изоляторов»:
— Как и для многих других предприятий Украины, присвоение рыночного статуса для нас неблагоприятно. Большинство стандартов и ГОСТов, которыми мы руководствуемся при выпуске нашей продукции, значительно отличаются от ГОСТов и стандартов, принятых во всем мире. У нас до сих пор многие виды продукции выпускаются по меркам Советского Союза. В частности, могу отметить наши изоляторы, которые выпускаются для электросетей, ни разу не модернизированных после перестройки. Поэтому на мировых рынках наших изделий пока нет. С другой стороны, мы, конечно, могли бы модернизировать свое производство и выпускать продукцию по мировым стандартам, но после повышения цен на энергоносители у нас попросту нет оборотных средств на эти цели. Особенно после последнего повышения цен на газ.
Изменить ситуацию могла бы государственная поддержка, причем не обязательно в виде прямых дотаций. Например, нашему заводу катастрофически не хватает высококвалифицированных специалистов. Если бы при каком-то институте существовала кафедра, занимающаяся разработкой наших технологий, нам было бы гораздо проще адаптироваться к западным рынкам. То есть, если бы государство развивало науку, она бы обезопасила наше предприятие.
Александр ПАСХАВЕР , советник Президента Украины:
— Присвоение рыночного статуса — это очередной факт эволюционного развития Украины. Это не факт, который меняет траекторию развития. Полезен он для нас тем, что антидемпинговые расследования будет намного сложнее проводить. Кроме того, теперь за базу будет браться не страна, а отдельные фирмы. С точки зрения общего имиджа и развития Украины, это поможет нам совершить некоторые другие шаги. Например, вступить в ВТО. Если говорить об экономическом эффекте, то его можно будет исчислять многими миллионами.
Вообще, любой шаг по приближению к мировому сообществу очень беспокойный. По моему мнению, говорить, что для наших предприятий рыночная экономика вредна, просто бессмысленно. Это значит только, что им прийдется серьезно поработать над собой или же смириться с возросшим уровнем конкуренции. Свобода, в принципе, — очень беспокойная штука.
Ярослав ЖАЛИЛО , начальник отдела экономических и социальных стратегий Национального института стратегических исследований:
— Теперь будет намного проще отстаивать интересы украинских предприятий на американских рынках, поскольку сейчас существует множество антидемпинговых расследований, и нам будет легче и больше возможностей отстоять себя.
Однако пока сложно говорить об экономическом выигрыше, поскольку объемы нашей торговли со Штатами не так уж и велики. И проблема не только в антидемпингах, но и в самой сложности конкурирования на американских рынках. Однако рыночный статус нам очень нужен — опираясь на него, можно будет снизить ввозные пошлины, а значит, будем более конкурентными. Проблема в другом — сможем ли мы отстоять свои интересы и добиться отмены тех или иных расследований или же спасуем перед американскими лоббистами тех или других рынков, которые будут нам доказывать, что мы демпингуем? Все-таки рыночный статус не означает отмены всех расследований, он просто по-другому определяет их процедуру.
Выпуск газеты №:
№28, (2006)Section
Экономика