Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Драйвер для новых бизнесов

Украине необходимо 20 миллиардов долларов в год и 270 миллиардов до 2030 года. С вариантами не густо, — эксперты
03 ноября, 19:52
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Украине, как вода пустыне, нужны инвестиции. Но в среду в Киеве прошла дискуссия, в ходе которой определилось: инвестиции, которых нет. Впрочем, любое обобщение хромает. К примеру, украинский Международный инвестиционный банк за 9 месяцев 2016 года он получил 31,4 миллиона гривень прибыли, что вдвое больше, чем за такой же период прошлого года, говорится в его финансовом отчете.

КОМУ ДОВЕРЯТЬ?

Но не будем скрывать, «Международный инвестиционный банк» официально принадлежит Президенту Украины Петру Порошенко (60%) и заместителю главы парламентской фракции БПП Игорю Кононенко (15%). А среди миноритарных акционеров, сообщает «Экономическая правда Украины», дети директора Фонда гарантирования вкладов физических лиц Константина Ворушилина... Так что все дело в собственнике — инвесторы понимают, кому можно доверять свои кровные, а кому нет.

РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Но для того, чтобы они лучше ориентировались в этом вопросе, существуют еще и различные рейтинги, как для отдельных предприятий, так и для целых стран. Например, Украина в этом году улучшила свои показатели в одном из ведущих мировых рейтингов, определяющих легкость ведения бизнеса, а следовательно, инвестиционную привлекательность — Doing Business.

РОСТ В ПРЕДЕЛАХ ОШИБКИ

Всемирный банк подсчитал, что Украина заняла в этом рейтинге на 2016 год 83 место из 189 стран мира и сейчас располагается между Брунеем и Саудовской Аравией. Причем уже второй год подряд наша страна  растет — в прошлом году «отыграла» 16 позиций, в этом — 13, превзойдя даже прогноз Петра Порошенко, предполагавшего улучшение на 10 позиций.

Правда, нынешние успехи во многом определяются пересмотром методологии рейтинга.  Но есть возможность, как рекомендует Мировой банк, получить объективный показатель — отследить динамику страны с использованием еще одного показателя, так называемого расстояния от границы. Для этого берется страна с самым плохим рейтингом, которая получает показатель 0, и страна с самым лучшим рейтингом (показатель 100). И, соответственно, показатели  всех стран пересчитываются. Каждая получает места относительно этих двух границ. «По этой методике ситуация в Украине в последние годы улучшилась лишь в пределах статистической ошибки — на 1% — говорит редактор украинского рейтинга реформ iMoRe Татьяна Тищук.

НАПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

Она считает, что Doing Business на самом деде является своеобразным напоминанием нашим законодателям и руководителям о том, что нужно создавать в стране такую бизнес-среду, в которой инвестору есть смысл работать. На продемонстрированном Тищук слайде видно, что в стране произошел процесс дерегуляции — упрощения определенных процедур. Вместе с тем зафиксированы буквально единичные реформы в сфере защиты прав собственности, что опосредованно, но очень сильно влияет на показатели легкости ведения бизнеса.

Какое-то продвижение заметно в сфере конкурентной политики, в государственных закупках и во внешней торговле, отмечает исследователь, а также незначительные изменения в сфере корпоративного управления и в судебной системе, включая исполнение ее решений. Особо на показатели Doing Business повлияли законы об акционерных обществах получили высокие оценки.

Она также отмечает, что в украинском парламенте сейчас лежит 10 законопроектов, направленных если и не на то, чтобы улучшить бизнес-климат в стране, то точно на то, чтобы Украина могла подняться в рейтинге Doing Business. «Их (законы) нужно брать и принимать», — советует политикам редактор платформы VoxUkraine.

РЕЗУЛЬТАТ ДАВЛЕНИЯ

«Индекс Doing Business — это далеко не единственный показатель, с помощью которого можно оценивать и стимулировать изменения, происходящие в нашей стране, — дискутирует с Тищук руководитель экономических программ Института будущего Анатолий Амелин, — Одна из ключевых задач, которые до сих пор не решены в Украине, — это построение комплексной экономической стратегии, в которой конечным благоприобретателем будет гражданин страны».

Эксперт отмечает, что в Украине реализуется много реформ, которые одна с другой не увязываются. По его мнению, изменения и реформы, которые происходят в нашей стране, являются не следствием мотивации ее лидеров, а результатом давления международного сообщества и, в частности, Международного валютного фонда.

«Если украинская экономика будет и дальше развиваться такими темпами, как сегодня, когда мы потихоньку начинаем восстанавливаться (с 2008 года мы потеряли примерно половину экономики, ВВП страны меньше 90 млрд долларов), то к уровню 2008 года, как считают наша западные доноры, мы вернемся очень не скоро, — прогнозирует Амелин, — А ведь нам нужно догонять соседей, которые привыкли развиваться в конкурентной среде и более эффективны. Нам нужно расти быстрее них. Это возможно только в том случае, если  будем создавать более комфортные условия для инвесторов».

Эксперт рассказывает, что в Институте будущего провели анализ потребности Украины в инвестициях. «До 2030 года нам необходимо привлечь больше 270 миллиардов долларов инвестиций, — подчеркивает Амелин и спрашивает: — Что мы можем предложить инвестору, чтобы он пришел и остался здесь? К сожалению, мы можем очень немногое. Это — следствие отсутствия продуманной политики. Все знают, что инвестиции являются одним из ключевых драйверов развития экономики. Когда мы говорим о реформах и их целях, то должны понимать, что одна из их задач — создать условия для того, чтобы сюда приходили инвестиции». 

ДВА ГОДА РАЗГОВОРОВ... О НАЛОГАХ

Физические условия для ведения бизнеса в Украине не очень комфортны, констатирует Амелин. «Можно ли нашему малому и среднему бизнеса, как, впрочем, и крупному, привлечь ресурс для производства и его развития, — задает вопрос специалист по будущему и отвечает: — Практически невозможно. Это делает Украину и украинский бизнес практически неконкурентоспособными. Очень мало даже крупных компаний имеют доступ к внешнему финансированию, дешевому и длинному. Например, наши конкуренты в Польше имеют такую возможность. У нас до сих пор ничего не сделано для детенизации экономики. Все наши соседи, все потенциальные инвесторы знают, что половина экономики Украины находится в тени».

«Важным нашим шагом для успешной конкуренции за инвестиции могла бы стать реформа налоговой системы, — подчеркивает Амелин. — Если сравнить Украину с европейскими юрисдикциями, то мы увидим, что у нас очень высокая налоговая нагрузка.

Но если мы возьмем среднее значение выручки европейской компании и сумму налогов, которая вносится в бюджет и сравним с украинскими показателями, то окажется, что Украина, к сожалению, выступает аутсайдером. К тому же налоги у нас в основном выполняют только фискальную функцию, тогда как у них должна быть еще и задача стимулировать рост экономики и производства, стимулировать инвестиции. Поэтому мы уже два года говорим о налоговой реформе».

Эксперт считает, что Украине очень важно, и было бы очень полезно, заменить налог на доходы корпораций налогом на выведенный капитал. По его словам, в Институте будущего подсчитали, что такой налог позволит Украине дополнительно привлекать несколько миллиардов долларов в год за счет того, что на предприятии высвободится собственный инвестиционный ресурс. «Мы будем счастливы, если соответствующий законопроект будет принят и новый налог начнет работать уже с 2017-го, а не с 2018 года, как предполагается», — настаивает Амелин на ускорении налоговой реформы.

НОВЫМ БИЗНЕСАМ ИНВЕСТОР ГОТОВ ПОМОГАТЬ

Предпринимательская прослойка в стране, несмотря на некоторое повышение Doing Business, становится все тоньше. Не получится ли, что даже и в хороших условиях работать будет некому? Этот вопрос очень волнует президента Союза украинских предпринимателей, члена Национального совета реформ и сособственника компании «Новая почта» Вячеслава Климова. «В Украине крайне мало настоящих предпринимателей. Причем их уровень подготовки, компетенция и квалификация, мягко говоря, оставляют желать лучшего, — констатирует активист, — Но это очень талантливые люди. Духа предпринимательства, духа инноваций у них ничуть не меньше, чем у европейских коллег. Но они только тем и занимаются, что стараются выжить».

«Они практически не знают финансов, не в состоянии превращать свою продукцию в бренд. Но, зачастую, не зная, с чего начать, они все же начинают свой бизнес. К сожалению, в этих условиях его эффективность крайне низкая, — сокрушается Климов, — Поэтому мы решили содействовать тому, чтобы новые предприниматели появлялись. Для этого мы создали свою бизнес-школу. Это, конечно, локальный проект. Но у нас уже есть четыреста будущих новых предпринимателей. По сто человек в четырех городах Украины учатся в этой школе. В декабре они выйдут в свободное плавание в море бизнеса и конкуренции».

«Мы хотим масштабировать этот проект, увеличив количество филиалов школы, — раскрывает свои планы глава СУП, — поскольку в таких городах, как Кропивницкий, Черкассы или Ивано-Франковск ситуация вообще катастрофическая. Но несколько часов тому назад у меня была встреча с представителями фондов, которые готовы инвестировать и помогать в экспансии таких проектов».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать