Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Еще раз об устойчивом развитии

Украине необходимо министерство (или агентство), которое будет обеспечивать интеграцию экономической, социальной и экологической политики...
16 мая, 19:18
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Термин «устойчивое развитие» уже давно вошел в наш лексикон, однако насколько хорошо мы понимаем, о чем идет речь и почему это принципиально для Украины? Если взять классическое определение устойчивого развития, сформулированное еще в 1987 году, то это «развитие, которое отвечает потребностям дня сегодняшнего, не препятствуя будущим поколениям обеспечить свои потребности». Это планирование на перспективу, планирование, которое учитывает лучшие интересы страны и ее граждан.

Этой весной отметили Всемирный день Матери-Земли. По этому случаю, по привычке и традиции активная молодежь организовывает уборку мусора, сажает деревья, проводит тематические флешмобы. Это действительно важные локальные мероприятия, некоторая поддержка экологического состояния природной среды и формирование экологического сознания и поведения человека. Однако критическое состояние экологических свойств компонентов природы, которое уже признано общественностью в мире, требует глубинных изменений в системе природопользования и нуждается в формировании системного подхода к сохранению и максимально эффективному использованию, но не изнурительному и без вреда для окружающей среды. Именно это и предусмотрено международными конвенциями о биологическом многообразии, изменении климата и борьбе с опустошением, а главное — принятием парадигмы устойчивого развития в ХХІ веке.

В реальности же имеем разрыв между взятыми Украиной обязательствами по трем Конвенциям Рио и конкретными шагами по их выполнению, как засвидетельствовал прошлогодний SWOT анализ и анализ пробелов, проведенный при поддержке проекта ПРООН и Глобального экологического фонда (GEF). Реагирование на назревающие проблемы в Украине часто происходит уже в аварийном режиме и без должного продуманного планирования. Скажем, этой зимой (как, впрочем, и прошлой,) в Украине много говорилось об энергетической безопасности и нашей высокой ресурсозависимости. По оценкам Всемирного банка, Украина в плане политики и нормативов развития энергетического сектора набрала лишь 37 баллов по показателям энергоэффективности. Для сравнения, Австрия, которая уже давно сделала приоритетом «зеленую» политику, набрала в этом же рейтинге 73 балла. Наши ближайшие соседи также показали высокие результаты: Румыния (87), Чехия (86), Беларусь (62), Польша (57). Лидерами рейтинга стали Дания (94), Канада (91), США (91) и Нидерланды (90).

Кроме того, имея большой потенциал в сфере возобновляемой энергетики, в частности, в использовании сельскохозяйственной биомассы, Украина не пользуется этим ресурсом в достаточном объеме.

Это пример всего лишь одной отрасли, хотя такие «пробелы» можно найти во многих других — от развития технологий и медицины до экологии и образования. Это комплексная проблема, требующая формирования комплексной стратегии, ведь, скажем, успешное решение экологических проблем невозможно вне экономического и социального контекста. Принципиально важно уравновесить стремление экономического роста и социального благосостояния при минимизации негативных последствий для окружающей среды.

СТРАТЕГИЯ

В европейских странах механизмом такого уравновешения экономического, социального и экологического компонентов стала Стратегия устойчивого развития. Национальные стратегии начали внедряться отдельными странами еще с 90-х годов, а теперь такие стратегии имеют практически все страны ЕС. И это также объясняет поразительную разницу в наших показателях энергоэффективности.

Сразу заметим, что устойчивое развитие сосредоточено не только на вопросах экологии или альтернативной энергетики, оно охватывает намного более широкий круг аспектов, включая социоэкономическое развитие, потребление и производство, социальную сплоченность, демографические изменения, общественное здоровье, изменения климата, развитие экологических видов транспорта, природные ресурсы, самоуправление.

В начале 2016 года рабочая группа украинских экспертов, при поддержке Программы развития ООН в Украине, взялась за разработку проекта Стратегии устойчивого развития Украины до 2030 года. Кроме европейской практики, важной основой данного документа стали принятые всеми государствами-членами ООН в 2015 году Цели устойчивого развития ООН. После полугодовых экспертных консультаций, к которым были привлечены органы власти, научные работники, общественность, бизнесмены, украинская стратегия устойчивого развития, наконец, готова к рассмотрению в Верховной Раде.

Важно понимать, что Стратегия устойчивого развития для Украины — это не только выполнение международных обязательств, это прежде всего возможность освободиться от неэффективных устаревших практик, которые тянут страну книзу, перейти к концептуально иной модели развития, ключевым пунктом в которой является триада экономического, социального и экологического аспектов, которые должны взаимоучитываться и взаимокорректироваться. Это также будет стимулировать поиск альтернативных решений, которые не будут вредить ни окружающей среде, ни интересам местных товариществ.

Конечно, соблюдение баланса между экономическими, социальными и экологическими целями — это идеал устойчивого развития, и достичь его непросто, ведь развитие в общественном сознании ассоциируется в первую очередь с экономическим развитием. Принятие и внедрение Стратегии будет как раз одним из шагов к достижению этой цели — переходу от стихийного и варварского использования природных ресурсов к их сбалансированному использованию (то есть использование таким способом и такими темпами, которые не приводят в долгосрочной перспективе к исчерпанию ресурсов) и к значительному ухудшению их свойств.

В ближайшей перспективе целесообразно рассмотреть идею создания министерства (или агентства) устойчивого развития, которое будет обеспечивать интеграцию экономической, социальной и экологической политики, координацию межотраслевого взаимодействия, стратегическое планирование устойчивого развития, мониторинг внедрения Стратегии на разных уровнях.

ЧЕТЫРЕ ВЕКТОРА

Стратегия должна стать ориентиром не только для правительственных чиновников и министерств, к этому процессу должно быть привлечено все общество. Не случайно структура Стратегии построена вокруг четырех векторов развития — вектора развития, безопасности, ответственности и гордости.

Стратегия будет работать, если общество приложит усилия со своей стороны — нужен высокий уровень самосознания и доброй воли граждан менять свои привычки и поведение во взаимоотношениях с естественной средой. И начинать нужно уже сегодня, например, не бросать мусор где угодно, начать сортировать его (что давно практикуется в ЕС и является одним из требований Директивы ЕС об отходах, которая, согласно условиям Соглашения об ассоциации, должна быть учтена в украинском законодательстве), экономнее потреблять воду и электроэнергию. Конечно, критически важны и более серьезные шаги, требующие государственной регуляции, — прекращение вырубки лесов и опустошения янтарных залежей, эффективная защита природоохранных зон и прибрежных полос, запрет ряда строительств, которые составляют угрозу для экосистем или критически сокращают зеленые зоны в городах.

Формирование мировоззрения, которое позволит минимизировать разрушение среды своего существования, — это долгосрочная цель, подобно формированию демократического общества. Для этого в разработанной Стратегии изложено стратегическое виденье устойчивого развития, 7 стратегических и 20 операционных целей с отмеченными индикаторами и целевыми показателями, обозначенными для достижения обществом в 2020, 2025 и 2030 годах. В зависимости от полученных результатов будет происходить дальнейшая коррекция развития отрасли, а «недотягивание» до определенного показателя — повод пересмотреть подходы к развитию проблемной отрасли.

Вот, например, как выглядит оценка индикаторов в отчете Евростата. «Солнышко» — запланированные показатели достигнуто, «тучка» — это проблемный вопрос, который нуждается во внимании.

Ведущая идея концепции устойчивого развития — баланс экономических, социальных и экологических целей — инициирована ООН и поддержана всеми странами мира. Это тот идеал развития, к которому нужно стремиться. Достичь его непросто, поскольку развитие в общественном сознании ассоциируется, в первую очередь, с экономическим развитием. Одним из шагов для достижения такого баланса может быть переход от планирования социально-экономического развития, которое законодательно закреплено и внедряется в Украине, к планированию устойчивого развития на национальном, региональном и местном уровнях.

Стратегия ничего не запрещает и не позволяет. Это прерогатива законодательства и, соответственно, Верховной Рады Украины. Стратегия направлена на улучшение не только экологической, но экономической и социальной ситуации. Конкретные шаги должны быть предусмотрены в Национальном плане действий, который разрабатывается на основе Стратегии.

Принятие Стратегии даст возможность Украине перейти от декларативной поддержки концепции устойчивого развития на международных встречах (в частности, на конференциях ООН) к официальному принятию соответствующего государственного документа, обязательного к выполнению. То есть даст возможность Украине выполнить международные обязательства относительно устойчивого развития. Конкретные изменения будут связаны с выполнением определенных целей и заданий и достижением указанных целевых показателей.

Надеемся, что Стратегия будет вскоре утверждена, и она станет тем механизмом, который поможет Украине выбрать такой маршрут развития, который даст наилучший средне- и долгосрочный эффект.

Леонид РУДЕНКО, доктор географических наук, академик НАН Украины, директор Института географии НАН Украины, руководитель группы экспертов по разработке проекта Стратегии устойчивого развития Украины до 2030 г.

Татьяна ТИМОЧКО, председатель Всеукраинской экологической лиги, председатель Национального экологического совета, координатор консультативного процесса по разработке проекта Стратегии

Геннадий Марушевский, кандидат философских наук, эксперт по институализации положений Стратегии

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать