А если Соломон ошибался, и ЭТО не пройдет?
Парадоксально, но при всех достижениях человечества мир принадлежат не людям, а вирусамНа кольце Соломона было написано — «Все пройдет ... И это пройдет». Пройдет пандемия, закончится мировой экономический кризис. Эти закончатся, но придут новые. Будет продолжаться климатический кризис.
Начнется новая жизнь. Именно новое. Об этом говорят многие аналитики. В чем будет его суть, чем оно должно будет отличаться от старой жизни? У каждого — свой ответ.
1. Еще Альберт Эйнштейн в своей Нобелевской речи отметил: «Нам нужна принципиально новая манера мышления, чтобы человечество выжило». До сих пор не произошло таких глобальных потрясений, которые заставили человечество задуматься над этими словами. Даже две мировые войны не ставили вопрос о выживании человечества. Угроз было много (например, возможность ядерной войны, искусственный интеллект, климатические угрозы), но они носили скорее потенциальный характер, они не были очевидными, то есть такими, чтобы были понятны не только футурологам, но и каждому жителю Земли.
Пандемия короновируса заставит всех (после его преодоления) понять, насколько тонкая ниточка, на которой висит жизнь каждого человека и человечества в целом. И никакой технологический прогресс не защитит человечество, если оно в своей самоуверенности будет игнорировать возможность гибели цивилизации, вымирание человечества. США, Англия, Италия, Испания, Франция, Германия, страны, входящие в клуб G — 20, объединяющий самые развитые страны, предстали перед вызовом, масштаб которых не меньше, чем в ЮАР, Египте, Алжире или Кении. Пандемия должна заставить правительства всех без исключения стран на первое место своей внутренней политики поставить вопрос здоровья людей, нации. ООН, ВОЗ должны координировать эти усилия на глобальном уровне. Если этого не произойдет (такой вариант возможен, так как не все политические элиты готовы менять свои привычки, свои наработанные механизмы управления обществом), то этим будет заложена возможность дальнейших еще более масштабных глобальных катастроф. Последствия которых никто предсказать не сможет. В перспективе выигрывает та страна, которая найдет в себе силы сделать адекватные выводы и начать выстраивать свою внутреннюю и внешнюю политику на фундаменте новых ценностей.
Учені кажуть, що на сьогодні є десятки різновидів «сплячих» вірусів, до боротьби з якими ми не готові. Їх появі, виявляється, значно сприяє вирубка лісів. Парадоксально, але при всіх досягненнях людства світ належить, практично, не людям, а вірусам. Аналізуючи пандемію, Джордж Фрідман з відомого аналітичного центру Stratfor стверджує: «Люди схильні вірити, що вони правлять світом, але це не так». Відомий зі шкільної програми Базаров, герой роману І. С Тургенєва «Батьки і діти», стверджував: «Природа не храм, а майстерня, і людина в ній працівник». Така ієрархія цінностей, прийнятна в ХІХ столітті, в ХХІ столітті показала свою згубність не тільки для Природи, але й для Людини.
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Ученые говорят, что на сегодняшний день есть десятки разновидностей «спящих» вирусов, к борьбе с которыми мы не готовы. Их появление, оказывается, значительно способствует вырубка лесов. Парадоксально, но при всех достижениях человечества мир принадлежат практически не людям, а вирусам. Анализируя пандемии, Джордж Фридман из известного аналитического центра Stratfor утверждает: «Люди склонны верить, что они правят миром, но это не так». Известный из школьной программы Базаров, герой романа И. С Тургенева «Отцы и дети», утверждал: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Такая иерархия ценностей, приемлемая в XIX столетии, в XXI веке показала свою пагубность не только для природы, но и для человека.
2. Новая жизнь должна строиться на новой системе ценностей. В средние века систему ценностей определяла религия. Позже и еще до сих пор — деньги. Деньги формируют не только политику государств, но и мировоззрение каждого отдельного человека. Во время карантина перечитал «Унесенные ветром» М. Митчелл. Главная героиня Скарлетт О’Хара говорит: «Я обнаружила, что деньги — самое важное на свете, и бог мне свидетель, я не желаю больше жить без них». Результат такого мировоззрения мы видим. И уже всерьез заговорили о перспективах существования человечества как носителя земной цивилизации. (Кстати: есть интересная книга Г. Бореева «История гуманоидных цивилизаций Земли», 2004). Совпадение во времени трех мировых кризисов произошло, очевидно, не случайно. И речь не о мировом заговоре, а о напоминании человечеству о его уязвимости. И о необходимости, наконец, присесть и задуматься.
Человечество, если не все, то наиболее креативная его часть, должно сделать из этого вывод: необходимо вводить принципиально новую систему ценностей, в основе которой должен быть Человек как органическая часть природы. Если в основе предыдущей системы ценностей были деньги и главный их показатель — количество, то в основе новой системы ценностей должно должно быть здоровье человека и его количественный показатель — продолжительность жизни.
Такая система ценностей уже выработана и зафиксирована ООН в так называемом Индексе человеческого развития (ИЧР ООН). На первом месте — продолжительность жизни, здоровья человека. На втором — образование, наука, культура. А экономика, ВВП — на третьем; то есть экономика рассматривает лишь как необходимый инструмент реализации двух первых показателей. Появление ИЧР ООН свидетельствует о том, что уже есть понимание необходимости новой системы ценностей. Но весь мир его пока игнорирует. В своей практике, в своей деятельности все пользуются привычными старыми критериям, в основе которых — деньги и только деньги. Даже пандемия дает достаточно примеров. Сам же индекс используется пока лишь для всевозможных аналитических справок, для сравнительного анализа развития стран. Пандемия коронавируса показала результат такого игнорирования. Цена которого — сотни тысяч погубленных жизней.
3. Новая система ценностей означает необходимость перелома, переосмысление старых ценностей для выработки новых стратегий и тактик развития. Анализ и изучение глобальных трендов — прерогатива множества научно-аналитических центров, институтов, получают за это немалые деньги. В Украине тоже есть много всевозможных грантовых структур, занимающихся стратегическими исследованиями. Но все профессионально составленные стратегии основываются на старых условиях, на старом фундаменте, которые надежно обеспечивали получение кандидатских, докторских, академических званий и привилегий. Не только в Украине. Но именно в Украине они показали свою отсталость, свое несоответствие мировым трендам, новым вызовам. Ориентация на них ничем не помогла в создании новой Украины. Наоборот, дала основание нашим врагам рассматривать Украину как не состоявшееся государство. И, к сожалению, в 2020 год дал им много фактов для такого вывода. Главный — без помощи государство Украина не может выжить. 2/3 бюджета Украины на 2020 год — внешние займы.
4. Мы привыкли смотреть на здоровье как на профессиональную сферу деятельности медиков и только. Мол, это их забота приводить нас в норму, когда мы болеем. Поэтому и внимание к медицине, к медикам была как к обслуживающему персоналу, она не была приоритетом правительств. В Украине особенно: медсестра получает 3 4 тысячи гривен, кандидат медицинских наук, младший научный сотрудник в Институте сердца — 7000 гривен. Расходы на медицину — 2,8% ВВП, в развитых странах — до 7%.
Здоровье — это не медицинская проблема. Медицина имеет дело с больными индивидуумами. Здоровье — это результат целенаправленной деятельности государства, культуры общества в целом. Это — сочетание трех факторов:
* физических: чистая вода, чистый воздух, здоровая пища, здоровый образ жизни, привычка с детства занимаетесь физкультурой и спортом, благоприятная экология;
* социальных, гуманитарных: достаточная сеть дошкольных, школьных, медицинских учреждений; внедрение страховой медицины, которой бы доверяли люди; в конце концов — существование государства, которое бы обеспечивало существование этих факторов;
* психологических: уверенность в завтрашнем дне (гарантия работы, обеспеченная старость), согласие в семье, внимание к старшим, наличие психологов в каждом коллективе, особенно в школах; наличие домашних животных, общая толерантность в обществе, уважение к окружающим и доверие к власти.
В обществе, в целом, с детского сада должен культивироваться культ здорового тела как составляющая национального человеческого капитала.
Сочетание этих факторов ради конечного результата здоровья людей требует усиления роли государства как координирующего, планирующего, контролирующего органа.
5. Новая система ценностей означает необходимость построения нового государства, новой Украины. И Украина, которую мы строили 30 лет, оказалась неконкурентоспособной и, главное, на оправдала надежд народа, единогласно поддержавшего ее независимость. Нужно строить новую, IV Республику. I Республика — это Казацкая Республика. II Республика — Украинская Народная Республика. III Республика — это то, что мы имеем сегодня. Надеяться на восстановление отраслей, которые в начале были надеждой на влиятельное место в мировой экономике, не стоит. Когда в конце марта в небо взлетела обновленная «Мрія», то это только поставило точку в славной истории «Антонова». Нужны новые драйверы, которые вытянут экономику Украины из болота и которые будут отвечать потребностям мира, но в первую очередь отвечать новым возможностям Украины. И главное — нужна новая политическая элита, которая понимает мировоззренческие вызовы и готова к ним.
6. Украина могла бы продемонстрировать миру новую философию существования государства, новое мировоззрение. Нам сделать это было бы легче, чем другим странам. Потому что у нас ничего фундаментального не построено. IV Республику нужно строить заново. Это гораздо легче, чем перестраивать эффективные структуры, которые выстраивались столетиями. В своих статьях в газете «День» я говорил об этом уже давно ( «Украина XXI в.: нужен умный архитектор», № 16.05.2013, «О Республике больших амбиций», № 96, 6.06.2013; «Украина XXI в.», №5,15.01.2014; «От страны — просителя до страны-лидера», 163, 10.09.2015 и другие). Но для реализации таких амбиций нужна (еще раз!) адекватная современным и перспективным вызовам политическая элита. Не разбросаная по клубам, офисам, квартирам. Для нас это — кардинальная проблема: отсутствие активных лидеров. Любые идеи останутся мертвыми, если не будет людей для их реализации. Моральные лидеры в нашей ситуации пока не актуальны; пример — инициативная группа «1 декабря». Если и в эти кризисные моменты украинское общество не «выродит» Лидера или соответствующую политическую силу, то нам его организуют наши соседи. Кандидатов уже достаточно. Тем более что позиции России у нас становятся все мощнее. Следует напомнить мнение известного Генри Киссинджера (97 лет) о Чили времен Альенде: «Не понимаю, почему мы должны стоять и смотреть, как страна скатывается к коммунистам из-за безответственности ее населения. Этот вопрос чрезвычайно важен для чилийских избирателей, чтобы можно было позволить им принимать самостоятельное решение». Замените в этой цитате слово «коммунистов» на слово «популистов», а слово «чилийских» на «украинских». Мы должны без розовых очков посмотреть на наше общество, иначе посмотреть на структуру нашей власти, на ее эффективность в отношении настоящего и особенно в расчете на будущее. Сможет ли она вытянуть нас в будущее? Здесь нужны не эмоции (даже обоснованные), а трезвый анализ и государственный подход. Тяжелая проблема. Даже теперь, в конце апреля, когда стало ясно, что государству нужны не столько новые, молодые, симпатичные лица, сколько профессиональные, державоориентованные, большинство опрошенных готовы повторить свой ошибочный выбор 2019 года. Претензии нужно предъявлять не столько к власти, сколько к избирателям.
7. А начать нужно было бы, на мой взгляд, с небольшого изменения в Конституции Украины: статья 3 гласит: «Человек, его жизнь и здоровье... признаются в Украине наивысшей социальной ценностью». Нужно поменять слово «социальной» на «государственной». Тогда здоровье, как и жизнь в целом, будет заботой не только профильных министерств, но всех государственных институтов. И эффективность работы государства будет измеряться не количеством выпускаемых машин, оборудования, тоннами металла, пшеницы и т.п., а продолжительностью жизни людей, продолжительностью активной жизни человека после выхода на пенсию. И здоровье должно стать не только делом конкретного человека, а заботой всего государства, всех его институтов. Но этого этой власти, которой осталось быть у власти максимум 4 года, да еще и в такой сложной ситуации? Печально.
Эти рассуждения — лишь часть тех проблем, которые встанут перед миром после пандемии (возрождение экономики, создание рабочих мест и т.д.). Еще одна, требующая отдельного разговора, следует из заявления министра иностранных дел Китая Ван И: эффективная борьба с коронавирусом «показала институциональные преимущества китайской формы правления». Изложенные ценности — всем давно известны. Для их реализации должны быть их носители. Все упирается в политическую элиту и в форму власти, нацеленную на результат, эффективность, а не на процесс.
Выпуск газеты №:
№75-76, (2020)Section
Экономика