«Это будет еще одно энергетическое рабство»
Эксперт — о новой правительственной программе реформирования угольной отрасли![](/sites/default/files/main/articles/31082016/korolchuk.jpg)
Министерство энергетики и угольной промышленности предлагает принять программу реформирования угольной отрасли до 2020 года. Из 32 государственных угольных предприятий Минэнерго планирует 8 перспективных шахт оставить в своей собственности, 14 — приватизировать, а 11 — ликвидировать.
Член Наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий КОРОЛЬЧУК убежден: такая политика правительства приведет к очередному росту коммунальных тарифов и социальной деградации:
— Экономический ущерб будет вызван дальнейшим ростом зависимости Украины от импортного угля. Украина ежегодно будет и в дальнейшем переплачивать за импортный уголь, и это будет еще одно энергетическое рабство. Это заставит правительство и в дальнейшем существенно повышать тарифы на электроэнергию как для населения, так и промышленности. Экологические и социальные проблемы станут следствием технического процесса закрытия шахт.
Программа предусматривает, что 11 шахт, которые отрабатывают свои запасы или будут отнесены к безнадежно убыточным, планируется ликвидировать. Это шахты им. Димитрова, «Родинская», «Северная», «Южная», «Золотое», «Тошковская», «Привольнянская», «Новодружеская», «№9 Нововолынская», «Надежда» и «Заречная».
При этом показательно, что предложение закрытия 11 шахт не подкреплено никакими финансовыми гарантиями правительства. Соответственно, речь идет не о цивилизованном закрытии, которое предусматривает проектные работы, природоохранные мероприятия, постликвидационные мероприятия по закрытию шахт, строительство коммунальных и социальных объектов, строительство жилья для уволенных шахтеров и их семей и т. д. Отдельно от всех стоит пункт выплаты денежных компенсаций, и речь идет не о одноразовых выплатах, а программу дотаций для шахтеров как минимум на 15—20 лет.
В правительстве и министерстве банально боятся озвучить, что ничего «цивилизованного» по отношению к шахтам и шахтерам не будет. А объем затрат для каждой шахты является колоссальным. По имеющейся информации, в 2002—2003 гг. международные банковские структуры, работающие с Мировым банком и ЕБРР, провели исследование и рассчитали, что в среднем закрытие шахты в Украине обойдется минимально в 200 мл. долл. В эту сумму входила только часть из вышеперечисленных мероприятий, а строительство и экологические вопросы не были учтены. Вместе с этими направлениями, а также десятилетний период выплаты «цивилизованных» компенсаций сумма закрытия составила от 350 млн долл. и выше.
При таких условиях в бюджете Украины должно было быть предусмотрено на ликвидацию 11 шахт минимально 3,85 млрд долл. (96 млрд грн.). Даже если не учитывать инфляционные показатели и валютные изменения за последние 10 лет, то даже сумма в почти 4 млрд долл. кажется нереальной.
В конце концов, никто в Украине и не планирует тратить такие средства. Программа ликвидации и консервации части шахт предусматривает расходы на уровне 11 миллиардов гривен на следующих 4 года. Скорее всего, речь идет о физическом процесс закрытия. Социальные и экологические аспекты — останутся без внимания. Соответственно, в социальной сфере нужно будет ожидать лишь углубления деградации и дезадаптации угольных регионов.
В нынешней ситуации оптимальным решением можно считать дальнейшее использование существующего шахтного фонда для минимизации зависимости от импортного угля. Вполне закономерной и прогнозируемой является дотационность добычи угля. Но отказ от агрессивной и жестокой, по гуманитарной позиции, ликвидации шахт не приведет к резкой социальной деградации районов угледобычи.
Выпуск газеты №:
№155, (2016)Section
Экономика