«Это расхолаживает!»
«День» спросил бизнес, как он оценивает отсрочку полной интеграции с рынками ЕС
Сегодня украинский и европейский парламенты синхронно ратифицируют законопроект о Соглашении об ассоциацией с Европейским Союзом. Напомним, что 27 июня Президент Украины Петр Порошенко подписал экономические и секторальные положения этого Соглашения. Почти 2,5 месяца понадобилось, чтобы закрепить официально достигнутые договоренности. Впрочем, поставить точку в вопросе торгового сближения Украины и Европы не удастся. В конце минувшей недели в совместном заявлении еврокомиссара по вопросам торговли Карела де Гухта, министра иностранных дел Украины Павла Климкина и министра экономического развития России Алексея Улюкаева было сказано, что действовать соглашение начнет только через год... в 2016-м. А до того времени будет действовать беспошлинный режим для украинских товаров в ЕС. Политологи уже дали оценку этому заявлению, назвав его «уступкой России». «День» спросил бизнес, как он оценивает отсрочку ввода «свободной торговли» с ЕС еще на год.
КОММЕНТАРИИ
Анна ДЕРЕВЯНКО, исполнительный директор Европейской Бизнес-Ассоциации:
— С политической точки зрения, это выглядит как уступка со стороны Украины и ЕС для РФ. Но с другой стороны — если Украина хочет проводить определенные реформы и улучшать бизнес-среду, приближая ее к европейским стандартам, то может делать это и без внедрения Соглашения об Ассоциации. Информация о том, как это делать — не скрытая, она есть. Вопрос лишь в политической воле руководства нашего государства.
Кроме того, ЕС оставляет открытым экспорт в свои страны благодаря автономному применению льгот со стороны ЕС. И потому украинские экспортеры могут и дальше увеличивать экспорт, модернизируя свое производство, искать контрагентов в ЕС для сотрудничества.
За этот год необходимо еще подготовиться. Во-первых, нужно поработать над созданием комфортного бизнес-климата и всего, что с этим связано. Например, уменьшить нагрузку на бизнес. Для того, чтобы и украинскому бизнесу стало легче, и иностранный бизнес чтобы мог работать. И эти предприятия в дальнейшем могут сделать хорошую рекламу для Украины, показывая на практике, как здесь ведется бизнес, когда откроется украинский рынок.
Пока этому мешают коррупция, непрозрачность в ведении бизнеса и невозможность делать прогнозы. Если мы поработаем в этом направлении, то станем более подготовленными к тому, чтобы вступить полноценно в ЗСТ и получить больше возможностей, чем рисков. А вот если мы этого не сделаем, то позитива будет меньше. Здесь можно вспомнить вхождение Украины в ВТО. Все ожидали либо большого позитива, либо большого негатива. Но не получилось ни того, ни другого. Ведь мы не были подготовлены — не было нормальных условий для ведения бизнеса, покупательная способность населения была слабой. Поэтому мы сегодня должны смотреть в корень проблемы — коррупция и непрозрачные правила игры.
Я бы не говорила, что взята пауза на год. Все — в наших руках. Если государство хочет изменений — оно их будет внедрять.
Роман ШПЕК, председатель совета Независимой ассоциации банков Украины:
— Лично я ничего плохого в том, что внедрение Соглашения об ассоциации откладывается на год, не вижу. Во-первых, нужно исходить из того, что Соглашение будет внедряться и в дальнейшем в полном режиме. Зона свободной торговли и те высокие требования, которые были со стороны Еврокомиссии на переговорах, определялись не потребностью Украины в таком резком снижении пошлин, а аргументировалось тем, что Зона свободной торговли — первый шаг на пути полной интеграции экономики Украины к внутреннему рынку, по отраслевому доступу украинского рынка к рынку ЕС. И потому нам все равно к этому нужно будет готовиться.
Еще два позитивных момента. Первый — доходы украинского бюджета постепенно будут расти за счет больших ставок ввозных пошлин. С другой стороны, украинская экономика будет иметь больше времени для того, чтобы подготовить себя к открытой конкуренции с более развитыми экономиками Европейского Союза.
Банкам теперь ничего особо не нужно делать. Потому что Соглашение ничего особенного для банковской системы не содержит, так как финансовый сектор работает более прогрессивно, чем вся экономика. Украинское законодательство и регуляция финансового рынка Национальным банком и раньше двигалось по направлению к требованиям рынка ЕС. Финансовому регулятору остается лишь совершенствовать свою работу, радикально улучшать предпринимательскую среду, инвестиционный климат.
Для нас сегодня более важными являются вопросы, как быстро мы сможем восстановиться от последствий финансового кризиса, как выполним критерии Базельского комитета — Базель-2, Базель-3.
Александр Чагаровский, председатель Украинского национального комитета Международной молочной федерации:
— На мой взгляд, это плохо. Дело в том, что у нас сегодня есть несколько заводов, которые уже готовы работать по директивам ЕС. Тем более, за год ничего не изменится. Это же наша ментальность. Мы оттягиваем всегда до последнего.
Вся подготовка к внедрению Соглашения об Ассоциации — уже давно должна была быть завершена. И для того, чтобы за этот год хоть что-то изменить, нужен жесткий контроль. Ведь сегодня, если поехать на заводы и посмотреть, какое молоко принимают заводы. Потому что в Украине есть большая проблема с качеством молока. Мало того, что оно не соответствует евространдартам, даже наши ГОСТы далеки от этих стандартов. Потому это первая преграда для доступа украинской молочной продукции на европейский рынок.
Тем более, кроме сухого молока и казеина, практически никакой продукции Европа от нас не требует. Это так же, как в свое время поляки при вступлении в ЕС проходили очень унизительные процедуры. Им дали квоты на снабжение продукции, например, йогурта — 700 тонн в год. Это практически ничего.
Мы экспортируем только сухое молоко и казеин, которое они перепаковывают и отправляют в Африку. Можем экспортировать сыры «фета» из Белоцерковского завода. Этот продукт в Европе сможет быть конкурентоспособным, поскольку при его изготовлении используются современные технологии, используемые на многих европейских молочных предприятиях. В Европу можно еще поставлять продукты, которые в Белой Церкви изготавливают для МакДональдса. Но это уже вопрос последнего.
Юрий ПЕРОГАНИЧ, генеральный директор Ассоциации предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ):
— С точки зрения нашей отрасли, внедрение норм Соглашения об ассоциации — очень позитивный момент. И промедление в этом вопросе — не очень хорошо. У нас унифицируются технические стандарты со стандартами ЕС. И это позволит избавиться от тех барьеров, которые сегодня имеются в торговле товарами, производимыми в Украине. Ведь сегодня продукция проходит двойную сертификацию. То есть мало того, что ЕС проверяет их безопасность, так еще и эту же оценку все импортеры и производители проводят в Украине. А в этом нет необходимости, это приводит лишь к подорожанию продукции и задержке поставок.
Подписание и реализация Соглашения приведет к тому, что ІТ-продукции в Украине станет значительно больше. Ведь после того, как импортеры пройдут все процедуры оценки соответствия в Украине и проведут оплаты, их продукция уже становится неконкурентоспособной в Украине.
Если же брать смежные сферы, например, стандартов управления, электронного управления, то все это приведет к тому, что наш рынок будет развиваться более быстрыми темпами, чем сейчас.
Наша Ассоциация уже обратилась к президенту, чтобы не ждать переходный период — пять лет, как написано в Соглашении, для унификации всех стандартов, а чтобы все происходило в одностороннем порядке — Украина начала бы признавать сертификаты соответствия продукции, которые выдаются в странах-членах ЕС, так же, как мы применяем сегодня визовый режим.
Вячеслав БЫКОВЕЦ, первый вице-президент, генеральный директор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины:
— В настоящий момент трудно что-то прогнозировать. Отсрочка внедрения Соглашения об Ассоциации не совсем понятна для общества и бизнеса. Ведь возлагались достаточно большие надежды на то, что уже впоследствии она будет ратифицирована, а с 1 ноября должна вступить в силу.
Если это делается для того, чтобы пересмотреть нормативные акты, технические регламенты, то, возможно, это и к лучшему. Но с другой стороны, это расхолаживает. Ведь снова на определенный период откладывается и опять проявляется наше характерное для Украины затягивание, что также не очень положительно влияет как на общество, так и на бизнес.
Конечно, лучше бы внедрение Соглашения состоялось сейчас, без всяких затягиваний. Конечно, были бы сложности. Но тогда мы бы хоть знали, что уже огромный шаг в этом направлении сделан и нужно продолжать работу. А это затягивание — продолжение недоразумения. Мы уже давно должны были подготовиться — принять необходимые нормативные акты, пересмотреть технические регламенты, имплементировать всю документацию.
Исходя из того, что говорит сегодня бизнес, продолжение нулевых ставок для наших предпринимателей — это хорошо. Но будет страдать и потребитель. Потому что ему придется платить из своего кармана для производителя, который будет ввозить свою продукцию в Украину.
В целом же серьезных проблем пока не ожидается. Но будем видеть, как все будет происходить.
Олег НАЗАРЕНКО, гендиректор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров :
— Это никак не повлияет на отрасль. Потому что в Соглашении об Ассоциации был пописан переходный период — 15 лет, во время которого условия пошлины и все остальное никак не меняется.
Потому что подписали годом раньше, что годом позже, — значения нет.
Николай ВЕРНИЦКИЙ, директор информационно- аналитической компании «ПроАгро»:
— С одной стороны — это продолжение той ситуации, которая существует сегодня, еще на год — нереформированная экономика, регресс. С другой стороны — сейчас ситуация в аграрном секторе достаточно сложная. И если через год она исправится, то за год мы соберемся с силами. Но я сомневаюсь, что за это время мы сможем провести реформирование.
То есть, если говорить, исходя из той позиции, что это тяжелый год, как для АПК, так и для страны в целом, то отсрочка Соглашения об ассоциации — это неплохо. Но если говорить с точки зрения развития и далекой перспективы, — то это плохо.
За этот год нужно сосредоточиться на снижении себестоимости, улучшении технологий. Ничего нового. Требования такие же, как и 23 года тому назад. Подобные разговоры были и тогда, когда Украина вступала в ВТО. Но ничего не было сделано. И так же за год тоже ничего не будет сделано.
Нужно сделать так, чтобы Европа на любых условиях предоставила нам членство в ЕС. А затем мы уже будем что-то пытаться требовать. Конечно, в любых переговорах нужно выставлять свои требования. Но мы — не в том состоянии. Мы не имеем ничего такого, что позволяло бы нам делать это. Нам нужно принимать пока предложения ЕС. А потом, когда мы уже чего-то достигнем, можно будет опять говорить о требованиях.
Выпуск газеты №:
№171, (2014)Section
Экономика