Эйнулла МАДАТЛИ: «Украина покупает самый дорогой газ в мире — и это несправедливо»
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20121113/4206-6-1_0.jpg)
В середине ноября в Украине планируют официально начать строительство в Одесской области терминала по приему сжиженного газа. После долгих разговоров наконец-то будет дан старт реализации еще одного проекта, направленного на усиление энергетической независимости страны. Как уточнил «Дню» куратор проекта LNG-терминала Виталия Демьянюк, в качестве основного инвестора строительства терминала по регазификации сжиженного газа может выступить испанская компания Enagas S.A. «На первом этапе Enagas может принять участие в проекте в качестве основного партнера государства», — пояснил он. Доли Enagas и государства в консорциуме по строительству терминала, отметил он, могут распределиться в соотношении 75% на 25% соответственно, а позже, не исключено, что могут существенно измениться, потому что государство надеется расширить круг потенциальных инвесторов. Среди других партнеров, проявляющих интерес к участию в проекте, называю корейскую компанию Kogas, американскую Excelerete Energy и одну из катарских компаний. Все это хорошо, но только игра будет стоить свеч, если Украина получит гарантии поставок газа на данный терминал. Иными словами, можно построить дорогу, но зачем она нужна, если по ней не будут ездить машины? По словам Демьянюка, сейчас ведутся переговоры с восемью компаниями о поставке газа на будущий терминал, в частности с Total, BP, британской BG Group, Kogas, испанской Gas Natural и американской компанией. Удивительно, что в этот список потенциальных поставщиков газа не попала азербайджанская компания «Сокар». Ведь именно с Азербайджана, по оценкам экспертов, транзит газа может быть для Украины наиболее экономически выгодным. Все-таки и транспортное плече маленькое, да и через Босфорский пролив проходить кораблями не надо. Кроме того, Азербайджан ранее уже высказывал готовность поучаствовать в данном проекте в рамках выделения обещанных Украине пяти миллиардов кубометров газа. На каком этапе проходят переговоры между Украиной и Азербайджаном в вопросе поставок газа на LNG-терминал? Когда азербайджанский газ может попасть в Украину? И каковы шансы Украины стать одним из участников нового азербайджано-турецкого газопровода TANAP, который еще называю Трансанатолийским? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью «Дню» рассказал Посол Азербайджана в Украине Эйнулла МАДАТЛИ:
— На каком этапе находится подписание договора между Украиной и Азербайджаном о создании совместного предприятия для поставок сжиженного газа на LNG-терминал?
— Взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергетики между Азербайджаном и Украиной успешно продолжается. Ведутся интенсивные переговоры на высшем уровне, согласовываются все вопросы, связанные с подписанием предстоящего договора. Имеется высокая политическая воля для расширения и углубления контактов относительно поставок продуктов энергетического комплекса в Украину. Однако отсрочка в 2011 году подписания документов между двумя президентами было вызвано желанием Украины рассмотреть другие маршруты (кроме LNG-терминала) поставки азербайджанского газа. В частности, активно обсуждается участие Украины в газопроводе TANAP (его еще называют Трансанатолийский газопровод), который имеет огромную перспективу. С другой стороны, спешить с подписанием этого документа не стоит еще и потому, что реально поставки азербайджанского газа могут начаться только после запуска в 2017 году месторождения Шах-Дениз-2. Подготовка ТЭО для проекта LNG-терминала и начало его строительства — все это ускорит процесс подписания договора между Азербайджаном и Украиной о совместном предприятии для поставок сжиженного газа. Переговоры на эту тему продолжаются. Пока еще я не могу точно сказать, когда они завершатся, и будут подписаны соответствующие документы. Но, думаю, до визита в Украину нашего уважаемого президента Азербайджана Ильхама Алиева, наверняка, многие вопросы решатся. Этот визит, скорее всего, состоится в начале 2013 года.
— С учетом того, что в Украине на государственном уровне заговорили о присоединении к азербайджано-турецкому газопроводу TANAP, насколько интересно Азербайджану поставлять свой газ в сжиженном виде на украинский LNG?
— Азербайджан не против поставок своего газа на LNG-терминал. И то, что было обещано и задекларировано в Давосе в меморандуме между нашими странами о поставках 5 миллиардов метров кубических газа в год, будет исполнено. Обещанное Азербайджаном выполняется: в течение 20 лет подписано более 30 договоров, все обязательства по которым выполнены. Не было такого, чтобы Азербайджан не выполнял обязательств, предусмотренных в договорах. Как заявил президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики SOCAR Ровнаг Абдуллаев, окончательный выбор маршрута транспортировки азербайджанского газа в Европу будет зависеть от тарифов за транзит и от цен на газ в данном регионе. Если транспортировка по трубопроводу будет экономически более выгодна, то зачем тогда идти на LNG-терминал? Здесь нет политики, а только экономическая целесообразность.
А Трансанатолийский газопровод прорывной и очень интересный как Украине, так и Азербайджану. В чем интерес? Он открывает путь в Европу. И параллельно позволяет поставить газ, без дополнительной постройки газопроводной инфраструктуры, в Украину. Ведь из Турции в Болгарию уже существует трубопровод, из Болгарии — в Румынию, из Румынии — в Украину. Если есть возможность транспортировать газ через трубопровод, зачем тогда кораблями отправлять сжиженный газ? Тем более, что пока что терминала по сжижению газа в грузинском порту Кулеви не существует.
— В консорциуме по строительству газопровода TANAP 80% принадлежат Азербайджану и только 20% — Турции. Турция, по заверению украинского министра топлива и энергетики Юрия Бойко, уже дала согласие на участие нашей страны в этом проекте. Господин посол, а как вы считаете, каковы шансы Украины стать третьим участником консорциума?
— Трансанатолийский газопровод открыт для всех заинтересованных компаний. Азербайджану принадлежат 80% проекта. Азербайджан 51% от своей доли в этом проекте оставит себе, а остальные 29% разделит с заинтересованными странами и компаниями. Если Украина как один из потенциальных крупнейших потребителей газа станет участником консорциума по строительству газопровода TANAP, мы будем только рады, так как Азербайджан заинтересован в энергонезависимости и энергобезопасности Украины. Примечательно, что Украина начала переговоры по закупкам газа из альтернативных источников, например, из Германии.
— Видите ли вы сегодня предпосылки для усиления сотрудничества между Украиной и Азербайджаном в энергетической сфере — как на двустороннем уровне, так и в различных международных форматах?
— Конечно, перспектива углубления сотрудничества есть. Например, в рамках проекта «Сарматия». Напомню, что ранее Азербайджан, Польша, Украина, Грузия и Литва договорились о достройке нефтепровода Одесса —Броды до Плоцка и Гданьска и создали для этого совместное предприятие «Сарматия». ТЭО для проекта готово, и сейчас идет подготовка проекта. Определенная работа уже проделана на территории Польши и Украины, но финансовые источники для продолжения строительства пока еще не найдены. В настоящее время Польша, Украина вместе с ЕС обсуждают вопросы обновления газопровода Одесса —Броды. Я думаю, что сегодня перспективы достройки газопровода Одесса — Броды до Гданьска и Плоцка неплохие. Потому что все участники этого проекта заинтересованы в его завершении. Также этот проект может получить другое развитие, если нефть танкерами поставлять в порт Констанца в Румынии, а потом — в Украину через трубопровод Одесса —Броды.
— В 2010 — 2011 годах азербайджанская нефть активно экспортировалась в страны Центральной Европы (Венгрию, Чехию) по нефтепроводам Одесса — Броды и «Дружба». Видит ли в развитии этого направления азербайджанская сторона дальнейшую перспективу? Есть ли планы по объемам поставки нефти? Речь идет об увеличении поставок нефти.
— Думаю, это направление перспективное. Тем более, что в 2011 году нефтепровод заработал в реверсном режиме. Инфраструктура готова, и ее надо использовать. Этот трубопровод может принимать нефть через Румынию и поставлять ее в Украину. Пока мне неизвестно о планах увеличения прокачивания нефти по трубопроводу Одесса — Броды. В 2011 году объем прокачивания остался на уровне 2010 года. Почему так? На рынке имеются определенные обязательства, но нет лишней нефти, чтобы ее транспортировать. Хотя если спрос возникнет, то почему бы и нет.
— А каковы шансы Украины отстоять свою энергетическую независимость?
— В советское время в разных областях Украины добывали много газа, например, на Западе. Этот газ никуда не делся, он есть. Только надо им заниматься. Собственно говоря, Украина это сегодня и делает. Украина взяла курс на освоение новых альтернативных путей получения нефти и газа. Например, уже начался проект реверсной поставки газа из Европы при участии Германии. С другой стороны, судя по заявлениям представителей правительства и топливного министерства, планируется наращивание добычи собственного газа. Началось освоение в шельфе Черного моря. Международные компании взялись за нетрадиционные пути добычи газа. Параллельно Украина практически в два раза по сравнению с 2011 годом сократила потребление российского газа. Ведутся разговоры, что часть теплообъектов переведут на уголь. Пока все это начнет работать и давать какие-то результаты, Азербайджан освоит Шах-Дениз-2 и начнет постепенно поставлять свои 5 миллиардов метров кубических газа. То есть Украина имеет хорошие шансы отстоять свою энергетическую независимость. Делать это необходимо, поскольку сегодня Украина покупает самый дорогой газ в мире — и это несправедливо.
— В каких еще сферах, кроме энергетической, между Украиной и Азербайджаном будут реализованы совместные проекты?
— Между нашими странами много общего. Поэтому азербайджано-украинские отношения не должны ограничиваться только энергетическим сектором. Сегодня в Украине учится более четырех тысяч азербайджанцев, работает много ученых. Азербайджанская диаспора одна из самых больших. Необходимо начинать строить культурные центры, расширить сеть библиотек, гуманитарных организаций, которые могли бы способствовать изучению культуры и истории друг друга. Также нужно расширять сферу туризма и сельское хозяйство, например, виноделие. Украина и Азербайджан имеют широкую сферу для торговли повседневными потребительскими товарами. И при разумном подходе это сотрудничество может принести не меньше выгоды, чем энергетика.
Выпуск газеты №:
№206, (2012)Section
Экономика