Фискальная политика меняет идеологию
Отныне налоги будут кроить в пользу западных кредиторовEсли послевыборная власть останется в рамках «юридических условий внешних займов» и при этом публично не признает себя банкротом, всем нам нужно быть готовыми платить по наследованным ею долгам
Неуплата налогов — беда, с которой в постсоветской Украине пытаются бороться с самого момента провозглашения независимости. Причем арсенал политических лозунгов, под прикрытием которых такая борьба велась, полностью определялся спецификой текущего момента. Была ли это подготовка очередного бюджета, или необходимость разгрома очередного клана, или трудности с одобрением очередного МВФовского Меморандума — каждый случай требовал своего специфического подхода, диктующего соответствующий набор инструментов.
ВЫБОРЫ КАК ПРОЙДЕННЫЙ ЭТАП
До самого последнего времени идеей, окрыляющей сборщиков налогов, была подготовка к выборам. С одной стороны, необходимо было увеличить бюджетные поступления и продемонстрировать электорату способность платить из бюджета хоть что-то, с другой — подкосить финансовые возможности оппонентов, изъяв из поддерживающих их фирм все свободные ресурсы. О второй целевой задаче налоговой политики мы судить не беремся, потому что это не дело нашей компетенции. А что касается первой, то тут нельзя не отметить: власть может записать себе в актив выдающиеся (на фоне хронических провалов) достижения.
Во-первых, с начала текущего года план поступлений в госбюджет (контролируемых Государственной налоговой администрацией Украины — ГНАУ) выполнен на 102,1%. Иными словами, в консолидированный бюджет поступило 18,3 млрд. гривен платежей. Из этой суммы налоговые платежи оцениваются в 10,2 млрд. гривен, или 95% плана (прежде более 87% не собирали). За январь—август в консолидированный бюджет поступило 16,938 млрд. гривен налоговых платежей, или 106% плана на этот период; в госбюджет — 7,4 млрд. гривен налоговых платежей, или 92% плана.
Комментируя эти результаты, ГНАУ отмечает увеличение доли денежных поступлений в бюджет: «В сентябре доходы «живыми деньгами» превысили 1,2 млрд. гривен, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года», — говорится в сообщении пресс- службы. Ранее глава налогового ведомства Николай Азаров сообщал журналистам, что в сентябре ГНАУ поручено мобилизовать в бюджет на 485 млн. гривен больше денежных поступлений по сравнению с августом.
Еще одно достижение в борьбе за налоговые поступления связано с недоимками. Как сообщила «Українським новинам» пресс-служба ГНАУ, в минувшем сентябре недоимка по платежам в бюджет сократилась на 0,6% и на 1 октября составила никак не менее 10,812 млрд. гривен. Впрочем, считать это достижением следует с оговоркой, ведь с начала года по 1 октября недоимка в бюджет на самом деле увеличилась на 912 млн. гривен, или на 9,2%; более 40% общей суммы недоимки составляют пеня и штрафы. В августе недоимка по платежам в бюджет сократилась на 0,681 млрд. гривен (5,9%) и на 1 сентября составила 10,879 млрд. гривен. Что примечательно, ГНАУ фиксирует стабилизацию уровня недоимки, считая, что сейчас нет возможности существенно сократить недоимку в бюджет. Тем самым можно констатировать исчерпание ресурсов налогоплательщиков: как у тех, кто поддерживает оппозицию, так и тех, кто просто «содержит» эту власть.
НОВАЯ НАЛОГОВАЯ ВОЙНА
Если бы выборы были последним препятствием на пути свободного экономического развития страны, тогда была бы надежда, что, по крайней мере, в течение двух лет у налогоплательщиков будет относительно спокойная жизнь. Но очень вероятно, что как раз после выборов надежда на безоблачную жизнь исчезнет даже у сегодняшних баловней судьбы и под «бюджетно- налоговый пресс» будут положены все подряд. И вот почему.
Согласно постановлению правительства, до 15 октября бывшим «неприкасаемым» — МинАПК, Минпромполитики, Минтрансу, Минэнерго, а также НАК «Нефтегаз Украины» и государственной корпорации «Укрстройматериалы» поручалось сократить задолженность по платежам в госбюджет путем реализации ликвидной продукции и предоставления услуг на общую сумму 750 млн. грн. Чтобы оценить, много это или мало, достаточно вспомнить, что в худшие времена такая сумма составляла месячную норму.
О решимости власти усилить борьбу за бюджетные поступления говорит и то обстоятельство, что 18 крупнейшим предприятиям Днепропетровской, Донецкой и Харьковской областей будет оказана специальная помощь в погашении налоговой задолженности. Иными словами, нынешними условно- убыточными металлургическими комбинатами займутся особые группы специалистов, которым вменяется в обязанность найти «концы» экспортной выручки с последующей ее конфискацией в бюджет. Что же касается крупных предприятий, не вошедших в число обязанных принять помощь, то им просто не повезло. Они погашать задолженность будут самостоятельно. По имеющейся в распоряжении «Дня» информации, примерно в течение двух-трех последних месяцев государственные налоговые и правоохранительные органы выполняют задание любыми средствами выбить из предприятий долги, т.е. буквально блокировать работу предприятий-должников, изымая у них ликвидные материальные активы (поскольку банковские расчеты эти предприятия уже годами не проводят).
УЖАС ПОБЕДЫ
Ну и теперь самый интересный вопрос: почему все-таки президентские выборы не принесут фискального облегчения никому — ни выигравшим, ни проигравшим? Все очень просто. Уже сегодня каждый из украинцев должен Америке, Германии, Франции и т.д. по $250, а все вместе — $12,5 млрд. В будущем году к оплате будет предъявлена сумма в $3 млрд. (или по $62 с каждого из нас, включая младенцев и стариков). Есть ли у вас такие деньги и готовы ли вы, персонально, платить по счетам? Вопрос далеко не праздный, потому что ответ на него никого не интересует. Нужно быть готовым платить, даже если сегодня ведется бурная публичная PR-кампания об отсутствии на это денег. Причем, иного способа оплаты, кроме как через повышение налоговых отчислений, в мире не существует. А с учетом того, что все, кто может платить по полной программе, больше не заплатят (не захотят или не смогут), налоговое бремя таки придется распространять и на привилегированные слои предпринимателей.
Что интересно, позиция нынешней власти — не отказываться платить, но не платить, не договорившись с кредиторами, — оптимальна. «Украина не может делать ставку на реструктуризацию выплат по долгам частным инвесторам при выборе механизмов решения долговой проблемы следующего года», — сказал «Українським новинам» помощник Президента Валерий Литвицкий. «Не верьте сообщениям, что мы ведем такие переговоры или в ближайшее время планируем их начать», — добавил он, отметив, что любые инициативы такого рода должны предваряться принятием властями большого комплекса мер, демонстрирующих инвесторам ускорение реформ и близость страны к устойчивому экономическому росту.
Подобный же взгляд на текущее положение дел демонстрируют и кредиторы, зная, впрочем, что заплатить все страна не сможет. По оценке секретариата Парижского Клуба (правительств-кредиторов), Украина пока не имеет оснований для начала официальных переговоров о реструктуризации выплат по долгам. Такая реакция последовала после предварительных консультаций Международного валютного фонда с Парижским Клубом о стратегии обслуживания Украиной внешнего долга в следующем году. В документе, подытоживающем результаты консультаций, сказано, что «в случае, если Украина будет пытаться реструктуризировать долги официальным кредиторам, необходимо будет подготовить соответствующую программу, которая обеспечит удержание устойчивого соотношения» между размерами долга и платежного баланса.
Выступая 12 октября по «долговому вопросу» в Верховной Раде, министр финансов Игорь Митюков сказал, что юридические условия внешних займов не позволяют Минфину реструктуризировать долг 2000 года без объявления дефолта. Отсюда вывод: если послевыборная власть останется в рамках «юридических условий внешних займов» и при этом публично не признает себя банкротом, всем нам нужно быть готовыми платить по наследованным ею долгам. Причем, независимо от того, будет экономический рост или нет.
Выпуск газеты №:
№194, (1999)Section
Экономика