Перейти к основному содержанию

Флот у нас будет!

Передислоцированные из Крыма в Одессу и Николаев украинские корабли постепенно восстанавливаются
16 июня, 17:28
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Как заявил командующий ВМСУ контр-адмирал Сергей Гайдук, начался «процесс восстановления технической готовности выведенных из Крыма кораблей, катеров и судов, летательных аппаратов морской авиации», и корабли «планомерно наращивают интенсивность своей деятельности». По его словам, задачу в море одновременно выполняли 9 кораблей, катеров и судов, действовала морская авиация. При этом боевая слаженность подразделений войск береговой обороны происходит «достаточно быстрыми темпами». Командующий отметил, что для нужд флота выделяются надлежащие объемы горюче-смазочных материалов, благодаря чему есть «уникальная возможность для тренировок и обретения необходимых практических навыков и опыта».

«Присутствие национальных ВМС в определенных районах Черного моря сегодня практически постоянное. Также могу констатировать активную деятельность подразделений войск береговой обороны, которые после передислокации также прошли «перезагрузку» и сейчас выполняют поставленные задачи в Одесской и Николаевской областях», — дополнил временно исполняющий обязанности начальника штаба-первого заместителя командующего ВМС ВС Украины контр-адмирал Андрей Тарасов. Несколько боевых кораблей, а также вспомогательные и специальные суда вместе с боевыми единицами Западной военно-морской базы, «выполняют задачи по прикрытию рубежей нашего отечества с морского направления».

Впрочем, боевое ядро украинского флота еще не восстановлено: российские власти вернули Украине не все боевые корабли. Всего к материку ушло от Крымского полуострова около четырех десятков кораблей и суден, что составляет приблизительно две трети всего флота. Не вернули же технику, «которая может быть применена в боевых операциях»: большой десантный корабль, подводную лодку, 4 корвета, 2 тральщика и др.

В СМИ сообщалось, что места для всех просто не хватило, кораблям и судам пришлось потесниться, а часть ушла в Очаков. Так что даже те, которые уже вернулись, смогли создать определенные сложности и командованию, и портовикам. Открыто никто не жалуется, все понимают, при каких обстоятельствах произошла экстренная переброска флота, да и его значение теперь возросло. Военные корабли даже заняли акваторию не самого торгового порта, а стали в Военной гавани, которая принадлежит Министерству обороны. Но, как сообщают источники «Дня», неудобства возникают при выходе кораблей из порта, ведь выход имеет ограничения по ширине. «Военные и сами понимают, что соседство с гражданским флотом — это не лучший вариант. Им нужен порт, приспособленный под них, чтобы был свой капитан порта, который дает добро на выход, а не один капитан и на гражданские, и на военные суда», — пояснили «Дню». В Севастополе корабли также соседствовали с гражданскими судами, но там большое количество бухт. И, к примеру, рыбный порт, который в большей степени занимался перевалкой грузов, расположен не в Севастопольской бухте, а в Камышевой, находящейся в другом месте.

Но, собственно, широкого выбора у флота нет: корабли можно расположить в Одессе, Очакове и Николаеве. Николаевский городской совет уже сам выразил готовность «принять» части и подразделения ВМСУ. 25 апреля они приняли решение обратиться к бывшему и.о. президента Украины Александру Турчинову, Верховной Раде Украины и Кабинету Министров Украины, чтобы закрепить место постоянной дислокации частей в Николаеве. Депутаты отмечали выгодное географическое положение, развитую инфраструктуру по ремонту и техническому обслуживанию кораблей и т.д. Однако военные знают и минусы: отсюда к морю нужно несколько часов идти по длинному фарватеру, который могут заминировать вражеские диверсанты. Выйти в море из Очакова проще, но там небольшое количество причалов. Он подходит скорее для вспомогательного флота. Ранее первый командир Западной (Одесской) базы ВМС контр-адмирал запаса Дмитрий Украинец отмечал местной прессе, что необходимая для расположения военных кораблей инфраструктура есть только в Одессе. И хоть отсутствуют крупные склады боеприпасов, зато есть казармы для размещения личного состава.

Вряд ли военный флот окончательно уйдет из Одессы, которая может стать его главной базой. Более вероятно, что из нее выведут какую-то часть судов, расположив их в Николаеве и Очакове, а также отправят туда некоторые суда, которые еще вернутся из Крыма.  К слову, сейчас в акваторию «Черноморского судостроительного завода» зашли на временную стоянку судно контроля физических полей «Северодонецк» СФП-322 и спасательное буксирное судно «Изяслав» для проведения регламентных работ, причем завод сделает это бесплатно. Администрация предлагает Минобороны временно базировать здесь корабли и суда ВМС Украины в акватории завода.

Каким-то образом помочь флоту стараются и другие небезразличные люди, организации и партии. В частности, сообщалось о закупленном для фрегата «Гетьман Сагайдачний» оборудовании для ремонта и радиолокационной системы Icom для десантного корабля «Кировоград».

В то же время, восстановить боеспособность украинского военного флота недостаточно, он требует обновления. Правда, на сегодняшний день о каких-либо значительных продвижениях в этом плане говорить не приходится. Так, заложенный в 2011 году на ЧСЗ современный корвет еще только строится (планировалось до 2021 года построить четыре таких корабля). До 2017 года планировалось также построить для речного дивизиона ВМС Украины, дислоцирующегося в Одессе, девять бронекатеров «Гюрза-М». Первые два катера были заложены на заводе «Ленинская кузница» в Киеве осенью 2012-го. Но потом у госкомиссии появились претензии к  качеству выполняемых работ предприятия, и возникли проблемы с технической документацией на вооружение. Контракт Министерство обороны расторгло, пообещав заказ разместить на другом предприятии. Впрочем, «Ленинская кузница» пока все еще принадлежит Петру Порошенко, так что не исключено, что выполнять заказ будут все-таки на этом предприятии. Даже новоизбранный Президент, как и обещал публично, все-таки будет продавать этот актив, наличие заказов увеличит его стоимость.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать