Фокус не удался
Эксперт связывает двукратное падение отечественного производства автомобилей с введением спецпошлины на иномарки, которая должна была его оживить![](/sites/default/files/main/articles/21082013/6avto.jpg)
За первые семь месяцев этого года производство легковых автомобилей в Украине сократилось на 50% — до 21,6 тысячи штук по сравнению с аналогичным периодом 2012 года. Как сообщили в Государственной службе статистики, в прошлом месяце выпуск легковых автомобилей упал на 24,7% — до 4,4 тысячи единиц по сравнению с июлем 2012 года. Эксперты связывают такое падение с введенными четыре месяца назад специальными пошлинами на импорт новых автомобилей. Так, за легковую машину с объемом двигателя 1000—1500 кубических сантиметров нужно заплатить 6,46% от его стоимости, а с двигателем в 1500—2200 кубических сантиметров — 12,95%. Инициаторами нового сбора стали украинские автопроизводители: ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (ЗАЗ), ЗАО «Еврокар» и дочернее предприятие «Автосборочный завод №2» автомобильной компании «Богдан Моторс».
«В начале года часть производителей легковых автомобилей была в стадии прекращения производства», — объясняет Директор департамента маркетинга и экономического анализа ассоциации «Укравтопром» Георгий Овсянников. По его словам, в январе было изготовлено лишь 790 авто, что в пять раз меньше январского показателя 2012 года. «Применение временных специальных мероприятий дало возможность сохранить рабочие места и постепенно наращивать объемы производства. С мая мы имеем позитивную динамику в восстановлении производства легковых автомобилей в Украине: май +11% до апреля, июнь + 30% до мая, июль + 10% до июня. Объемы производства еще далеки до прошлогодних, но разрыв сокращается, что свидетельствует на пользу принятия решения о применении временных специальных пошлин», — подчеркивает Овсянников.
В то же время, генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко настроен менее оптимистично. По его словам, данные Госкомстата показывают, что украинцы стали меньше покупать автомобилей, в том числе отечественного производства. «Введя пошлины, украинские производители пытаются пересадить украинцев на автомобили, разработанные 10—15 лет назад, с низкими показателями безопасности», — отмечает Назаренко. По его словам, через новые пошлины сейчас ломается рынок. «Когда говорят, что благодаря спецпошлине ЗАЗ вышел на первое место по продажам в Украине, то замалчивают, что эти продажи у ЗАЗа упали вдвое, а продажа иномарок еще больше. Тем более, введенные пошлины не соответствуют правилам ВТО. А Турция и Россия уже ввели ограничение на ввоз украинских автомобилей», — подчеркивает эксперт. По его словам, уже скоро пошлины могут быть отменены. «Не зря уже даже сын Президента Виктор Янукович обратился к премьер-министру Николаю Азарову с просьбой убрать дополнительные сборы», — рассказал Назаренко.
В то же время, Овсянников отмечает, что прогнозы о значительном подорожании автомобилей иностранного производства не сбылись. «Большинство иномарок сегодня доступно со значительными скидками, достигающими 10% от розничной цены. За март — июль цены на иномарки увеличились на 4,5% вместо обещанных 12—48%. И это при том, что ценовой тренд последних лет, это ежегодное подорожание легковых авто на 2—3,5%», — подчеркивает эксперт.
В свою очередь, Назаренко отмечает, что пока на рынке удалось несильно поднять отпускные цены из-за того, что импортеры допродают автомобили, ввезенные еще до начала действия пошлины. «Также много импортеров, чтобы не отпугнуть покупателя, временно уменьшили размер своей маржи», — подчеркнул Назаренко.
Одним из аргументов принятия спецпошлин было то, что известные международные бренды локализуют сборку, или даже полный цикл производства в Украине. Но пока, ни одного конкретного шага в этом направлении сделано не было. «Прошло только четыре месяца. Это очень мало для того, чтобы провести соответствующие расчеты и прогнозы для принятия решения по инвестированию в любой проект, не говоря о такой высокотехнологической и капиталоемкой отрасли как автопром», — отмечает Овсянников. Но Назаренко считает, что вряд ли стоит ожидать новых производств. «Украина на сегодня очень маленький рынок, с продажей всего лишь 200 тысяч автомобилей. В этом году, думаю, и до 170 тысяч упадут продажи. Если строить новый завод, то продажи должны соответствовать, например, объемам России, где за прошлый год было продано 2,9 миллиона автомобилей. И это при том, что население там лишь в три раза больше чем в Украине. А нормальный завод, для того, чтобы выходить на предел рентабельности должен выпускать не менее 100 тысяч автомобилей», — отметил Назаренко. Такую норму не дают на сегодняшний день все отечественные производители. «Предыдущий годовой прогноз (по производству отечественными заводами) легковых авто — 46—48 тысяч единиц», — проинформировал Овсянников.
Выпуск газеты №:
№148, (2013)Section
Экономика