Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Где наши Маски, Цукерберги и Блумберги?

Трудовая миграция стала составной частью кланово-олигархической системы
09 июня, 20:40

Поговорка: «Рыба ищет, где глубже, а человек — где лучше...» очень точно объясняет сущность миграции, благодаря которой, впрочем, и сформировалась человеческая цивилизация. Украинцы также сделали весомый вклад в эти процессы, двигаясь на все четыре стороны пятью последовательными волнами. Первая — 1895—1900-й, вторая — 1914—1920-й, третья — 1939—1947-й, четвертая — 1991—2000-й, пятая — 2014—2020-й. Их пределы, конечно, обозначены условно.

Направления миграции — Канада, США, Бразилия, Аргентина, Чили, Парагвай, Австралия, Европа, в последнее время к этому перечню добавились Турция, Китай, Сингапур, Таиланд, Япония, Африка, одним словом, наши есть везде. Одни народы больше склонны к миграции, другие меньше, украинцев вообще можно назвать перекати-полем, потому что каждый стоит одной ногой у себя на огороде, а другой — где-то в Мадриде или Торонто или на польских, британских, немецких клубничных плантациях.

Не только бедность, безземелье, поиски лучшей доли гонят наших соотечественников за границу, но и особенность уникального геополитического положения Украины. Мы расположены на границе трех цивилизаций: евроатлантической, евразийской и мусульманской. На протяжении последних веков эти геополитические глыбы, касаясь друг друга и ведя борьбу за эту границу, вызывали сотрясения, которые и приводили к миграционным волнам. Люди спасались от голода и безземелья, войн, революций, политических репрессий, искали самореализации, свободы, защиты своих прав. В общем, без учета четвертой и пятой волн, то есть еще до 1950 г., за рубежом осело более 20 млн человек. Это украинская диаспора, которая пустила глубокие корни в местные общества, дала им два-три поколения высококлассных работников различных сфер деятельности: космоса, политики, искусства, фермерства, инженерии и других. Четвертая волна, которая началась после распада СССР, вынесла с собой около семи миллионов украинцев. Это мигранты-гастарбайтеры, которые до сих пор сохраняют тесные связи со своей родиной, хорошо разбираются в процессах, которые там происходят, многие из них успели легализоваться, приобрести жилье и теперь претендуют на тамошнее гражданство.

Особенность последней Пятой волны заключается в мобильности, она действует по принципу приливов и отливов, или челноков, то есть может и не оседать в других странах, как четыре предыдущих, а возвращаться домой и снова отправляться за границу. Оседают и пускают корни только те мигранты, которые полностью потеряли надежду на позитивные изменения в нашей стране. Эти люди бегут из несвободного мира в свободной. Как ни крути, все указывает на то, что вся территория бывшего СССР до сих пор относится к несвободному миру. Это когда люди беззащитны перед бюрократами, бандитами, мажорами, рэкетирами, рейдерами, коррупционерами, бедностью, болезнями, ложью, террористами, агрессорами.

Последний случай, который произошел в Кагарлыке Киевской области, где двое подонков-полицейских выбивали показания при помощи насилия и пыток, очень красноречиво свидетельствует о том, что мы живем в стране, которая унаследовала традиции царской унтер-пришибеевщины и энкаведистской советизации, когда правоохранительные держиморды делали точно так же, как и кагарлыкские садисты в погонах. В мире несвободном действуют не законы, а система круговой поруки, договорняки, телефонное право и право силы. Перестрелка в Броварах — тоже яркая иллюстрация нынешнего состояния Украины. Да, мы действительно сделали несколько важных шагов в сторону свободного мира: референдум 1991 года, Майданы 2004 и 2014, но несвободный мир все равно нас вяжет по рукам и ногам феодальными традициями и ментальностью двух предыдущих империй.

Именно на этой основе сформировалась в 1990-х кланово-олигархическая система, которая не намного лучше предыдущей. Это территория риска для честного бизнеса. Так разве стоит удивляться, что Украину с ее огромными экономическими возможностями и богатейшими ресурсами инвестиции обходят десятой дорогой, хотя благодаря этим вливаниям можно было бы создавать рабочие места, развивать экономику. Знаю массу случаев, когда инвестор приезжал в какой-то депрессивный городок (а их в Украине — море), обращался к местным властям с просьбой выделить земельный участок под строительство предприятия, но тут же подвергался «гостеприимству» мэра и депутатской братии, которые требовали тоже по жирному куску. Инвестор, конечно, показывал им фигу в кармане и разворачивал оглобли, а местное население вынуждено было искать заработка за рубежом.

В течение последних двух десятилетий можно было бы выстроить целостную систему мероприятий, направленных на развитие конкурентоспособной экономики, однако у наших чиновников и отцов системы, очевидно, была другая цель. Трудовая миграция стала составляющей кланово-олигархической системы. Заробитчанство выполняло для нее роль предохранительного клапана: если накапливалась критическая масса инициативных, креативных, энергичных — клапан автоматически открывался — они автоматически вылетали за пределы страны. Кроме того, экономика получала бонус в виде заробитчанских перечислений от $ 1—2 млрд в 1992 году до $12 млрд в 2019 году. По неофициальным данным, эта сумма на 7 млрд больше.

Некоторые ошибочно называют эти деньги инвестициями, на самом деле они были направлены в основном на проедание, то есть поддержание стабильного потребительского спроса внутри страны, несмотря на различные кризисные колебания. То есть миграция практически подпирала систему, повышая ее жизнеспособность, и в то же время сдерживала развитие гражданского общества и государства, поскольку обескровливала их, ставила крест на развитии науки, образования, медицины, управления, культуры. То есть миграция оказала очень существенное влияние и привела к ужасной деградации, которая поразила буквально все сферы нашей жизни. Обратите внимание: все наши национальные светочи, которыми мы гордимся, родились и сформировались в XIX и XX веках в условиях двух империй. А где же наши гении, которые должны сформироваться в течение последних 30 лет? Они убирают, ухаживают, строят за границей или создают компьютерные программы в инновационных лабораториях Илона Маска и у других иностранных миллиардеров.

Еще один важный аспект: трудовая миграция поддерживает нашу экономику только в том случае, если она дозированная, увеличение или уменьшение потока мигрантов может создать проблемы. Что, впрочем, и произошло после 2014 года, когда началась Пятая волна. Тогда украинцы перевыполнили норму по зарабитчанству процентов на 300, что сразу вызвало напряжение на внутреннем рынке труда: работодатели, в том числе и аграрии, чтобы удержать квалифицированного механизатора или другого специалиста, вынуждены были повышать заработную плату до уровня близкого европейскому. Это сразу лишило нашу отсталую постсоветскую экономику главной фишки — дешевых трудовых ресурсов, благодаря которым удавалось держаться на плаву и получать неплохие прибыли. В 2020-ом после объявления мирового карантина, связанного с COVID-19, на внутреннем рынке труда возник перекос в другую сторону: в Украину вернулось около 1,2 млн мигрантов Пятой волны.

Да, мы действительно мечтали о возвращении большинства заробитчан, но не так внезапно! Это же просто удар ниже пояса! Надо быть большим экономистом, социологом, чтобы предусмотреть катастрофические последствия этой ситуации: обвал на внутреннем рынке труда, рост уровня преступности, повышение политического напряжения, поскольку возникает благодатная почва для популизма, что в свою очередь, может привести к новому взрыву, который не переживут ни система, ни государство. Ну, системе туда и дорога, а вот государство жаль, потому что очень оно нам дорого. В этой ситуации разумнее всего было бы при малейшей возможности отпустить работников на свободу, а также организовать для них чартеры, а возможно, даже государственное бюро, которое занималось бы проблемами мигрантов. Тем более что спрос на наши руки в Европе сумасшедший. Согласно данным Financial Time, для сезонных работ в Германии нужно 300 тысяч, в Италии — 250 тысяч, во Франции — 100 тысяч, в Испании и Великобритании — по 80 тысяч, но больше всего сезонных работников требует Польша — 480 тысяч.

Однако руководители украинского правительства стали изображать из себя великих реформаторов, пообещав дать каждому гастарбайтеру по лопате и кирке и платить ежемесячно по 6—7 тысяч грн. Очевидно, им приснились лавры Рузвельта, который во времена Великой депрессии спас страну развитием инфраструктуры, или же решили примерить френчи и галифе менеджеров сталинского режима, которые в годы социалистической индустриализации угнетали миллионы людей на ударных стройках. Словом, в программе правительства не пахнет ни рыночным мышлением, ни стратегическим предсказанием. Это все тот же дремучий совок с несвободными мира, который строится на трех китах: «не пущать», «запрещать» и «стращать».

Если ограничивать миграцию, то только экономическими средствами. Кроме привлечения инвестиций, макроэкономика знает ряд других методов сдерживания миграции: микрокредитование, снижение процентов по кредитам, налоговео давление, поддержка малого и среднего бизнеса (особенно в аграрной сфере), выделение государственных грантов на бизнес-стартапы; повышение таможенных ставок на импортные товары, развитие аграрного консультирования, благодаря которому можно было бы подтянуть профессиональный уровень мелкого фермерства; повышение уровня минимальных заработных плат, постоянно подхлестывало бы рост оплаты труда на внутреннем рынке, усиленное внимание к профессиональному обучению, полноценное финансирование науки и высшего образования и так далее.

Чрезмерная неконтролируемая миграция вредит не только Украине, но и Свободному миру, потому что он приобретает не только гениев, но и традиции стран третьего мира, теряет свои цивилизационные достижения и, наконец, перестает быть Свободным. Об этом свидетельствуют последние события в США. И если владельцы и жрецы этого мира поймут опасность данных процессов, то должны немедленно бросить свои огромные накопления на преодоление бедности, безработицы, голода, урегулирования конфликтов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать