Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Главные уроки для рынка газа

Виталий ЩЕРБЕНКО: «Чтобы не допустить тарифного кризиса следующей зимой, нужно действовать уже сейчас»
03 февраля, 19:26

С августа прошлого года в Украине полноценно заработал рынок газа для населения. Потребители получили шанс освободиться из «газового крепостничества» и наконец самостоятельно выбирать поставщика газа, а в случае необходимости — оперативно его менять. Среди главных критериев выбора — цена. Каждый поставщик предлагает разную цену и пакет услуг. А люди выбирают лучшие варианты. К сожалению, в этом отопительном сезоне таким правом большинство украинцев не воспользовалось из-за недостаточной информационной кампании среди населения. В январе они платили на треть больше, чем могли бы, если бы изменили поставщика. В конце концов правительство было вынуждено прибегнуть к временному регулированию цены на газ, введя предельную цену 6,99 грн за кубометр. Она будет действовать до конца марта. А что с рынком будет дальше и как не допустить повторения тарифного кризиса следующей зимой, «День» расспросил у председателя Федерации работодателей нефтегазовой отрасли Виталия Щербенко.

— До январского подорожания топлива о введении рынка газа широкой общественности было мало что известно. Теперь же цены на газ и тарифы на его распределение — одни из главных тем в новостях. По вашему мнению, почему это произошло только после так называемых тарифных протестов?

— Далеко не всем успели разъяснить саму суть реформы. Старт рынка газа для населения неоднократно откладывали, но с августа 2020 года он наконец заработал. И это стало огромным шагом вперед. Ведь до этого львиная доля потребителей исторически покупала газ у региональных газсбытов, аффилированных с облгазами, без реальной возможности сменить поставщика и получить лучший сервис или низкие цены. Но с августа украинцы получили шанс освободиться из так называемого газового крепостничества и самостоятельно выбирать себе поставщика. Так же, как, скажем, интернет-провайдера. И прокладывать новую трубу для этого не нужно — ней продолжает заниматься облгаз. А вот поставщика — газсбыт — можно менять.

Правда, исторические газсбыты не очень этому обрадовались, поэтому всячески пытались удержать клиентов. Часто — за счет сомнительных действий облгазов, с которыми они аффилированы. Людям угрожали перекрыть трубу, выставляли сомнительные долги «задним числом», возвращали обратно в аффилированные газсбыты без согласия потребителей и тому подобное.

Яркий пример, о котором услышала вся страна, — Лубны Полтавской области, где местный оператор газораспределительных систем (облгазов) не только «отличился» одним из самых высоких тарифов на распределение топлива, но и совместно с аффилированными газсбуытами незаконно противодействовал смене поставщика.

Замечу, что так называемые тарифные протесты начались не с цен на газ, а именно с беспредела облгазов и ощущения несправедливости, безысходности и отсутствия надлежащей реакции со стороны государства. Лишь впоследствии тематика протестов расширилась и на завышенные цены на газ от региональных газсбытов и приобрела яркую политическую окраску.

Недовольство, которое было осенью только на бумаге в жалобах людей в госорганы, зимой выплеснулось на улицы. Напряженность в обществе, хорошо подогретая политиками, росла, и правительство было вынуждено прибегнуть к экстренным мерам — установлению предельной цены на газ.

6,99 грн за кубометр: как на такую цену отреагировал рынок?

— Лишь немногие небольшие поставщики отказались продавать по такой цене. Остальные — установили 6,99 грн за кубометр и даже ниже. По данным ГазПравды, на февраль цены стартуют от 6,79 грн за кубометр. Поэтому даже в таких стесненных условиях рынок смог продемонстрировать принципы конкуренции. Люди так же могут выбирать лучшую цену и менять поставщика. И это хорошо.

В то же время представители региональных газсбытов уже заявили, что готовы судиться с государством путем установления предельной цены, требуя компенсации.

Чего ждать потребителям после окончания отопительного сезона? Рынок газа вернется к принципам свободной конкуренции?

— Да, и это неоднократно подчеркивали в правительстве. Премьер Денис Шмыгаль четко заявил, что Кабинет Министров не отказывается от развития рынка газа в Украине. А для стабилизации ситуации с весны ожидает от поставщиков так называемых годовых тарифов. Они позволят сгладить сезонные колебания рынка и платить помесячно, но равными частями в течение всего сезона. До сих пор такой тариф предлагал только государственный «Нафтогаз».

В зависимости от даты подключения к тарифу потребители получили цены от 4,73 до 6,45 грн за кубометр. То есть действительно сэкономили: годовой тариф вышел дешевле даже установленной правительством предельной цены. И доплачивать этим людям не придется. В «Нафтогазе» заверили, что условия этих годовых планов не меняются.

Это должно стать примером для остальных потребителей: платить за газ меньше — вполне реально. Но нужно взять на себя ответственность самом выбрать поставщика и удобный для себя тариф. Пришло время менять потребительское поведение.

Газ, тепло и электроэнергия — огромные розничные энергетические рынки, которые еще несут на себе колоссальный груз прошлого. Исторически в сознании поколений украинцев они ассоциируются с государством и командно-административной экономикой. Там все решали за потребителя — кто ему будет продавать газ, на каких условиях и по какой цене. Но мир изменился и показал, что конкуренция приносит потребителям лучшие цены и лучший уровень сервиса.

Как не допустить повторения кризиса в следующем отопительном сезоне? Где гарантия, что очередное сезонное подорожание газа не приведет к новым акциям протеста?

— Чтобы не допустить тарифного кризиса следующей зимой, нужно действовать уже сейчас. И максимально учесть опыт 2020 года. Смотря на те полгода, когда заработал рынок для населения, конечно, хотелось бы, чтобы он начал работать раньше — еще с мая. Это дало бы больше времени для адаптации к новым условиям, и ситуация была бы более прогнозируемой для поставщиков. Введение же рынка перед отопительным сезоном оставило меньше времени на это. Также оно совпало с традиционным сезонным подорожанием газа, что, к сожалению, многие потребители связали с самой реформой.

Но подорожание же газа было разным у разных поставщиков. Региональные газсбыты, которые исторически имеют наибольшую долю потребителей, продавали газ по одной из самых высоких цен на рынке. Новые же игроки зашли на рынок с существенно более низкими ценами. Так, в январе разница между предложениями поставщиков превысила 3        грн в кубометре.

Здесь просматривается очевидное злоупотребление со стороны исторических поставщиков — газсбытов. И это тот случай, когда государство имеет инструменты антимонопольного законодательства и обязано вмешиваться.

Потребители же могли по-своему противодействовать — «голосовать ногами» — перейти к другому поставщику с привлекательной ценой.

Но потребители не всегда свободно могли реализовать право на выбор поставщика — были недостаточно информированы. Кроме того, им противодействовали, запугивали, дезинформировали и тому подобное.

Один из важнейших уроков для рынка — это правильная информационно-просветительская кампания.

К сожалению, до сих пор украинцы недостаточно знают о возможностях рынка газа и преимуществах смены поставщика. И этим моментально пользуются политики-популисты.

Ситуацию нужно исправлять. Украинцам ледует донести суть и необходимость рыночных реформ. Люди должны понять: чтобы жить, как в Европе, нам нужно менять постсоветские подходы в экономике и политике. Адекватной альтернативы европейскому рыночной вектора просто не существует!

А время с ограничением цены на уровне 6,99 грн нужно использовать для того, чтобы навести порядок с соблюдением правил рынка всеми участниками и улучшением защиты уязвимых потребителей.

— А как именно следует защищать уязвимых потребителей?

— Прежде всего надо наконец выяснить, кому государство действительно должно помогать, а кто вполне в состоянии сам платить рыночные цены на газ, тепло и т.

Потому несправедливо устанавливать единую, заниженную цену и для условной пенсионерки с небольшим помещением, и для владельца дома в сотни и тысячи квадратных метров где-то в Конча-Заспе.

Урегулировать ситуацию должно совершенствование адресных жилищных субсидий, а также, возможно, введение дополнительных инструментов социальной защиты уязвимых потребителей. Именно таким потребителям и нужно предоставлять целевую денежную помощь. У государства сегодня отсутствует персонифицированная информация, сколько фактически потребляют газа потребители, которых можно отнести к категории уязвимых и которые не являются субсидиантамы, кто они, какое их количество и сколько они платили за газ, для того, чтобы оперативно предоставить им целевую адресную помощь.

Адресная помощь — это самый эффективный вариант защиты уязвимых потребителей.

Поэтому заботиться нужно не только о уязвимых потребителях, но и об эффективном расходовании денег налогоплательщиков. Государство не должно давать людям основания для нерационального поведения. Например, когда субсидиант не имеет мотивации менять поставщика с высокой ценой на поставщика с более низкой, потому что ему государство все равно покроет все расходы. Налогоплательщики этого не поймут.

Поэтому люди должны получать начисления субсидии только по определенной государством предельной цене на газ, которая равна справедливой рыночной цене. И если потребитель и в дальнейшем будет хотеть, чтобы субсидии хватило для обогрева дома, ему придется искать поставщика с более низкими ценами на газ,  чем у исторического поставщика. Это будет справедливо по отношению к налогоплательщикам и стимулировать людей становиться более рациональными.

Такие изменения будут способствовать увеличению доверия к государству со стороны налогоплательщиков, а также экономии государственных финансов, которые могут быть направлены на дополнительную социальную поддержку большего количества потребителей, а не на вымывание средств из бюджета в виде компенсаций газсбытам, которые завысили цену с целью получения сверхприбылей. Кроме того, это также не будет искажать рыночные сигналы для остальных потребителей.

— А что делать с доминирующим положением ряда газсбытов?

— Это — еще один вызов для успешной реформы. Пришло время решить проблему со злоупотреблением доминирующим положением газсбытов, аффилированных с облгазами. Они получили в наследство почти всех бытовых потребителей и упорно хотят получать сверхприбыли из этого. К сожалению, часто методы такого «сдерживания» потребителей являются репрессивными: тех, кто сменил поставщика, запугивают проверками облгазов, людям выставляют незаконные долги и даже перекрывают трубу, или же снимают на поверку счетчик и долгое время не возвращают его.

Это является откровенными нарушениями законов, прав потребителей и принципов конкуренции. Поэтому Антимонопольный комитет, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) и правоохранительные органы должны тщательно разобраться в ситуации.

Что будет, если не сделать выводы и не усовершенствовать рынок?

— Сейчас в области сложилась недопустимая ситуация, когда определенные компании нарушают правила, но наказание за это не несут. Правила должны быть одни для всех, и они должны выполняться. А профильные органы должны следить, чтобы некоторые игроки не злоупотребляли своим положением — не завышали цены, не совершали сговор и тому подобное.

Если же этих и других уроков кризиса мы не усвоим и не сделаем домашнюю работу — во время следующего отопительного сезона рискуем снова столкнуться с теми же проблемами.

В то же время у нас есть все шансы наконец изменить ситуацию к лучшему. В таком случае потребители действительно почувствуют преимущества рыночного подхода к формированию цены на энергоресурсы, увидят, что газоснабжение — это прежде всего сервис, и в этой области должны бороться за клиента, но исключительно законными и рыночными методами. Убежден, что потерять шанс на такую важную реформу просто не имеем права.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать