Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Города просят денег

Правительство отказывает. Кто победит?
06 декабря, 19:49
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Справедливое или квазисправедливое распределение бюджетных средств — это во всем мире профессия лоббистов. У нас это уважаемое занятие часто становится уделом самих народных избранников, по велению сердца, в силу корпоративной или партийной принадлежности или в преддверии выборов ратующих «за» или «против» той или иной статьи расходов. Днями, на встрече с журналистами, эту роль исполнял заместитель главы бюджетного комитета Валерий Асадчев. Квинтэссенция его заявлений сводилась к тому, что в расходы страны необходимо включить еще по два миллиарда гривен для местных бюджетов и сельхозпроизводителей.

По мнению народного депутата, в результате снижения ставок налога на доходы физических лиц и принятия Бюджетного кодекса местные бюджеты очутились перед лицом практически полного уничтожения какого бы то ни было самоуправления. Основная причина этого — невозможность принять бюджет на местах до момента принятия главного, государственного, и хроническая нехватка денег — практически все доходы местных бюджетов идут на зарплаты. По информации Асадчева, сейчас на текущие траты городов идет 81— 90% их доходов вместо обычных 75%. Естественно, что при таком раскладе на какие-то плановые проекты или неотложные нужды денег не остается. Требуемые два миллиарда плюс один, уже добавленный правительством, покроют, по мнению Асадчева, эти потребности.

Бюджетные проблемы тормозят развитие не только тех городов, которые традиционно живут за счет госдотаций, но и городов-доноров. В число последних входит даже столица. Правда, упомянув о ней, Асадчев заметил, что городская власть должна несколько умерить свои аппетиты, распределяя деньги. По его мнению, пример неадекватного подхода — финансирование столичного футбольного клуба «Арсенал», которому выделено 50 млн. гривен. Асадчев считает, что это бессмысленно: «все равно не сможет конкурировать с Ахметовым или братьями Суркисами». Гораздо лучше было бы построить на эти деньги детские спортивные площадки.

Не заключается ли на самом деле проблема не в недостаточности финансирования, а именно в банальном разбазаривании как в городах, так и на селе? Однако об этом парламентарии говорят редко. В предвыборный период в их среде очень модно говорить о поддержке села и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Мода приобрела почти что характер пошести в связи с предстоящим вступлением Украины в ВТО. Как отметил Асадчев, «ВТО — это прекрасно, самый капиталоемкий рынок», но наши производители выходят на него неподготовленными. Спасти их от возможной интервенции иностранного продовольствия, по его мнению, может разве что хорошая господпитка. Но ВТО с ней как раз и борется, выступая за снижение дотаций. Чтобы и волки были сыты и овцы целы, народный депутат требует разобраться с НДС, а также вернуть право работать на едином налоге сельхозпредприятиям, в чьем объеме работ и услуг 50% приходится на сельхозпродукцию (вместо 75% как сейчас).

Вопрос в том, сколько еще времени может занять бюджетная дискуссия. Конфликты между исполнительной и законодательной властью могут привести к тому, что бюджет так и останется непринятым, а значит, бизнес-климат в очередной раз ухудшится, и в результате пострадает не только село. Как отметила . глава бюджетного комитета Людмила Супрун, если бюджет не будет принят, то даже и парламентские выборы не смогут начаться. Это тоже никак нельзя будет назвать позитивным сигналом для внутренних и внешних инвесторов.

Однако, несмотря на все бюджетные нестыковки, Супрун уверена, что соответствующий закон на 2006 год будет принят до конца нынешнего года: «Осталось еще немного, чтобы его (правительство. — Авт. ) переубедить». Но в то же время министр финансов Виктор Пинзеник, говоря о своей готовности к бюджетным компромиссам с Верховной Радой, отмечал, что волю к этому должны проявить и парламентарии. Он также заявил, что если кому-то не нравится, как правительство в проекте бюджета распределило средства, то можно предложить и другую схему распределения расходов, но главное, чтобы при этом не забыли и о дополнительных доходах. Пинзеник также подчеркнул, что отсутствие бюджета означает невозможность реализовать экономическую политику в следующем году, включая и социальные вопросы. Правительство, по его словам, не сможет, как планировало, увеличить размер минимальной заработной платы и пенсий.

Миролюбивый характер в ходе бюджетного процесса демонстрирует и премьер-министр Юрий Ехануров: «Я готов на все, что угодно. Единственный вопрос — 2,5—2,6%-й размер дефицита бюджета». По его словам, Президент также тщательно отслеживает бюджетный процесс, поддерживая позицию своего правительства. А это уже тяжелая артиллерия. Словом, спор идет нешуточный. Может, и польза от него будет, если истина сыщется? Главное, чтобы до Нового года...

КСТАТИ

Вчера глава Киевской городской госадминистрации Александр Омельченко сообщил, что благодаря проведению «цивилизованного пикета» Ассоциации городов Украины «министерства, ведомства и бюджетный комитет Верховной Рады нашли пять миллиардов гривен (они и были, но были спрятаны) для укрепления социальной сферы»... По словам Омельченко, и.о. председателя бюджетного комитета Людмила Супрун считает, что таким образом средства, выделяемые местным бюджетам из госбюджета на покрытие расходов по делегированным полномочиям, выросли на 12%. Как сказал киевский мэр, новый вариант госбюджета-2006 будет рассматриваться 15 декабря.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать