«Госпредприятия банкроты там, где коммерческие приносят прибыль»
Власть же пытается решить проблему в первую очередь за счет приватизации: за два года из 1500 предприятий сохранят статус лишь 300![](/sites/default/files/main/articles/26022013/6remont.jpg)
Государственные органы неэффективно управляют имуществом, госпредприятия по большей части убыточны и не обеспечивают выполнения финансовых планов. Такой вывод, проанализировав управление объектами госсобственности, сделала недавно Счетная палата Украины.
Подобные заявления та же Счетная палата делала и ранее, и это свидетельствует о том, что ситуация остается неизменной. В чем же причина?
Принцип управления одинаков для предприятий как государственной, так и частной формы собственности: ими руководят наемные менеджеры, которые отчитываются о результатах деятельности либо перед государством, либо перед акционерами. Первых должно контролировать контрольно-ревизионное управление и подобные организации. Но, в отличие от государства, частный собственник не будет содержать убыточное предприятие, а потому и руководству не позволит работать неэффективно (разворовывание, откаты и т.п.).
В Украине такие должности продаются — с тем, чтобы покупатель смог, руководя государственной компанией, иметь от этого прибыль. В свое время звучали обвинения в адрес руководителя одного из крупных заводов, который держал значительные средства этого предприятия в банке, владельцем которого он являлся, при этом проценты по депозиту были будто бы ниже среднерыночных.
Многие руководители госпредприятий не боятся даже банкротства. Ведь в случае заведения на важное госпредприятие дела о банкротстве, на продажу имущества налагается мораторий. Кроме того, достаточно распространенной является практика, когда государство просто списывает задолженность перед госбюджетом, Пенсионным фондом, «Нафтогазом» и другими структурами. Так, в прошлом году парламент проголосовал за списание долгов предприятий оборонно-промышленного комплекса, которые входят в госконцерн «Укроборонпром». А это не является стимулом к эффективной работе.
Но дело все-таки не в том, принадлежит ли объект государству или частным структурам, а в том, каким образом владелец организует работу, стимулирует наемных работников — от рабочих до руководства. Украина сама создает для предприятий, которые имеет в собственности, неблагоприятные условия. Даже руководители успешных госкомпаний сетуют на разнообразные бюрократические преграды, с которыми не сталкивается частный сектор. Так, скажем, президент ГП «Антонов» Дмитрий Кива в свое время отмечал, что предприятию трудно взять кредит. «Это такая немыслимо высокая гора согласований, что взбираться на нее без альпинистской подготовки невозможно. Вот мы взяли кредит, однако больше года пришлось его согласовывать», — отмечал он.
Директор научно-производственного комплекса «Зоря» — «Машпроект» Геннадий Зайков сетует на то, что государство не дает возможности использовать весь потенциал. «Например, конъюнктура рынка сегодня такова, что предприятие имеет возможность наращивать объемы продаж, выходить на новые рынки. Но для этого мы должны обеспечить соответствующий темп производства, а в сегодняшних условиях сделать это мы можем, привлекая дополнительную рабочую силу. В то же время чиновник рассматривает наш фонд оплаты труда как статью, которую можно и нужно урезать. А как я могу его уменьшить, если мы планируем набирать еще 600 человек, и должны дать им адекватную заработную плату?» — жалуется он. И добавляет, что это касается и роста зарплат: например, обоснованно запланированные на предприятии 20% повышения чиновник вынуждает уменьшать более чем вдвое.
Что же касается прибыли, то, как убеждает президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой, власть максимизирует поступления в бюджет, самовольно используя прибыли госпредприятий. Скажем, ГП «Укртрансгаз», которое эксплуатирует магистральную газотранспортную систему и обеспечивает подачу газа в Европу, «получая солидные прибыли, не может профинансировать работы по модернизации и капремонту ГТС, ведь поступления являются составляющими потоков непрозрачной системы формально убыточной НАК «Нафтогаз Украины».
Нельзя сказать, что государство вовсе не пытается устранить препятствия, чтобы сделать свои предприятия более прибыльными. Для совершенствования управления объектами госсобственности был внесен ряд изменений в законодательство. В прошлом году украинский парламент позволил авиастроительным предприятиям покупать комплектующие без тендеров. Авиастроители жаловались, что процедура госзакупки существенно увеличивает срок поставки комплектующих, что может провести к срыву производственного процесса и невыполнению контрактов.
Согласно планам Государственного агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, уже в этом году ожидается превращение отдельных госпредприятий в публичные акционерные общества, чтобы появилась возможность для формирования уставных капиталов государственных холдинговых компаний и образования двух государственных холдинговых компаний (в отраслях авиационного производства и энергетического машиностроения) и передачи их пакетов акций в уставной капитал Государственной управляющей холдинговой компании.
Функции управления госимуществом распылены между министерствами и другими органами государственной власти, поэтому нет эффективного, скоординированного механизма реализации полномочий Фонда госимущества, Минэкономразвития и Госагентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом. Поэтому Счетная палата рекомендует Кабмину навести порядок в системе управления госсобственностью, усилить ответственность уполномоченных органов за проведение инвентаризации госимущества, которое находится в их ведении.
Тем не менее, в первую очередь власть пытается решить проблему за счет приватизации. Президент Украины Виктор Янукович отмечал, что приватизация не только позволит получить дополнительный ресурс для проведения реформ, но и будет приносить ежегодно в государственный бюджет десятки дополнительных миллиардов гривен. «Это инструмент повышения эффективности работы предприятий, роста производительности труда и долгосрочной ресурсной базы в виде дополнительных налогов», — заявил он.
Таким путем государство хочет избавиться от груза в виде большой части объектов, которые находятся на стадии банкротства и т. п. Их отдадут в частные руки, коммунальную собственность, часть реорганизуют или даже ликвидируют. Согласно правительственным планам, уже в ближайшие два года количество госпредприятий должно сократиться в пять раз — с почти 1500 до приблизительно 300.
Впрочем, существует риск, что в частные руки отдадут и предприятия, которые в случае правильного управления могут приносить прибыль, оставаясь в государственной собственности. Так, в 2011 году в Верховной Раде уже был зарегистрирован законопроект о внесении изменений в закон о перечне запрещенных к приватизации объектов, который предусматривал приватизацию «Зори» — «Машпроекта». В том, чтобы приобрести этого производителя газотурбин, заинтересована Россия. Давно уже стремятся частные структуры приобрести завод «Турбоатом», который производит турбины для электростанций. Фонд госимущества внес их в перечень активов, предложенных к приватизации в этом году
Продавать же успешные предприятия власть готова из-за возможности сразу получить более значительные средства вместо того, чтобы получать ежегодную прибыль. Хотя ежегодная прибыль в сотни миллионов гривен за несколько лет в целом может принести миллиарды, которые можно получить от продажи госпакетов акций таких предприятий.
Выпуск газеты №:
№35, (2013)Section
Экономика