«Грабеж» в особо крупных масштабах
О неумной монетарной политике НБУ и ее стратегических перспективах
О неразумности монетарной и прежде всего валютно-курсовой политики свидетельствует нынешняя жесткая кризисная ситуации в финансовой системе страны. Непродуманное, а в чем-то и авантюристское введение так называемого гибкого (плавающего) курса гривны и надежды руководства НБУ на «невидимую руку» рынка обусловили полную дезорганизацию финансово-монетарного организма. Плавающий курс — это рыночный индикатор для четко нормированной, законодательно постоянной и эффективной рыночной экономики, опирающейся на дееспособные государственные институты. Украина не соответствует указанным критериям даже в минимально приближенном контексте. При таких условиях отпускание валютно-курсовой политики «на свободу» — преступление (по-украински «злочин» — от «чинити зло»).
Причиной нынешнего финансового кризиса является безответственность и непрофессионализм руководства Национального банка. Довольно метко относительно профессионализма нынешнего руководства НБУ высказался профессор Гальчинский А.С.: «Когда я слышу, что НБУ не прогнозирует валютный курс, а определяет только инфляцию, мне становится не по себе. Если бы мне такое сказал мой студент, он всю жизнь пересдавал бы экзамен по теории денег. Валютный курс является основным компонентом инфляционной динамики, как это можно игнорировать?»
ДИАГНОЗ
Именно из-за монетарной политики НБУ нынешняя ситуация в стране демонстрирует горькую и опасную очевидность: монетарно-финансовый кризис, спровоцированный неумной валютно-курсовой политикой НБУ, обуславливает и перманентно провоцирует неизбежность финансового дефолта украинского государства.
Дефолтную системную угрозу четко осознает наиболее информированная относительно финансово-экономической ситуации в Украине институция — Международный валютный фонд (МВФ). Именно поэтому ее представители заставляют украинские власти, несмотря на беспрецедентный валютный голод, до конца текущего года нарастить так называемые «международные валютные резервы» как минимум до $15 млрд. Напомним, что счета отечественных валютных резервов находятся в США. Такая очевидность является гарантией их автоматической «национализации» в случае объявления финансового дефолта.
И правда, действующая в стране монетарная политика фактически провоцирует и обуславливает неотвратимость финансового дефолта. Его факторы и признаки на сегодня: во-первых, размер общегосударственного долга (внешнего и внутреннего) уже значительно превышает доходную часть бюджета, а выплаты на погашение долгов вместе с процентами превышают объемы всей его расходной части; во-вторых, катастрофическое обесценивание гривны, что в свою очередь обусловило рецидивы валютного мошенничества и активизацию криминально-теневых рынков; в-третьих, на внутреннем (и, прежде всего, потребительском) рынке бушует неуправляемая ценовая инфляция; в-четвертых, из банковской системы активно выводятся зарубежные активы, и сегодня страну обходят не только портфельные инвесторы, а даже спекулятивный капитал.
В то же время процедуры предоставления валютных займов безапелляционно защищают интересы кредитора. Кредиты МВФ не нацелены на финансирование перспективных направлений реальной экономики, ее производственного сегмента. Условия, при которых Украине предоставляются кредиты, провоцируют полное обнищание всех слоев населения — от государственных служащих до пенсионеров.
«ЛЕКАРСТВО» ОТ МВФ
Если Украина и получит в марте $10 млрд от МВФ, то львиная доля будет направлена на погашение кредитов и процентов по ним за предыдущие годы, остальные будут отправлены в так называемые международные валютные резервы. При этом никто не обращает внимания на очевидный парадокс: меморандумы с МВФ (соответствующие обязательства) подписывает правительство, а средства начисляются на зарубежные счета НБУ. При этом предоставленная в кредит валюта фактически не пересекает отечественные границы.
Украина попала в монетарные сети МВФ с первых лет своей независимости. Под влиянием и по рекомендациям зарубежных советников был разработан Закон Украины «О Национальном банке Украины», независимость (а точнее бесконтрольность) которого беспрецедентна в мировой практике.
Идеологами и разработчиками закона о НБУ были приняты во внимание и абсолютизированы лишь те положения, где речь идет о свободе и независимости ЦБ. Другие, не менее важные аспекты правовой регламентации статуса центрального банка фактически были проигнорированы.
Каждый, кто внимательно прочитает закон о НБУ, поймет поразительную очевидность: независимость центрального банка украинского государства является абсолютной. Украинский центральный банк законодательно получил особую индульгенцию — абсолютную и полную бесконтрольность относительно эмиссионной политики, условий размещения и использования золотовалютных резервов государства. Заложенная в законе модель гарантирует «особому центральному органу государственного управления» (ст. 1) превалирование прав над обязанностями. НБУ не несет ни малейшей правовой ответственности за свою денежно-кредитную и валютно-курсовую политику. Это беспрецедентная относительно мирового опыта практика.
Парламент и правительство не вправе контролировать эмиссионную политику и ситуацию с валютными резервами. Однако общественная ответственность при этом переводится на правительство и Верховную Раду страны.
Уместно напомнить, что центральные банки стран дальнего зарубежья фактически подчинены Министерству финансов или Госказначейству и считаются «банками правительства». Центральные же банки стран — членов ЕС подчинены Европейскому центральному банку. Юридический статус ЕЦБ предусматривает его доминирование над национальными центральными банками.
Разновидностью акционерной структуры центрального монетарного регулятора является Федеральная резервная система США (ФРС). ФРС — достаточно независимая институция. В то же время Совет управляющих ФРС должен координировать свои действия с политикой президентской администрации и конгресса. А эмиссионную политику диктует ФРС Госказначейство США.
Одна из причин того, что мы живем с протянутой рукой и за счет перманентных внешних займов, заключается в том, что Украина законодательно отказалась от использования собственных эмиссионных ресурсов для решения общегосударственных проблем.
Так, закон о НБУ содержит статью прямого действия (с. 54), которая запрещает центральному банку предоставлять прямые кредиты как в национальной, так и в иностранной валюте на финансирование расходов государственного бюджета Украины. Это было принципиальное условие предоставления так называемой помощи со стороны международных финансовых институций.
Аналогичный запрет продублирован в ст. 15 (п. 2) Бюджетного кодекса Украины. А еще раньше — и в Законе Украины «О реструктуризации долговых обязательств Кабинета Министров перед Национальным банком Украины» (№ 1697-ІІІ от 20 апреля 2000 г.).
В то же время мировая практика свидетельствует о том, что эмиссионное финансирование правительств разрешено без ограничений в Японии, Франции, Китае, Норвегии, Новой Зеландии, Панаме, Перу, Пакистане; разрешено с определенными ограничениями — в Аргентине, Великобритании, Италии, Испании, Германии, Нидерландах, Швеции и других странах.
Также одним из стереотипов, который активно навязывается отечественному правительству и политикуму, является восприятие проявлений инфляции как наибольшего зла, с которым необходимо вести жесткую борьбу. При этом информационно постоянно нагнетается эмиссиефобия, то есть страх выпустить в обращение то количество национальных денег, которого требуют условия реализации основных принципов экономической политики. Таким образом, общий объем недобора национальной денежной массы, по нашим оценкам, ежегодно составляет несколько сотен миллиардов гривен.
Сегодняшняя инфляционная драма в стране ни малейшим образом не связана с эмиссией гривны. Ведь гривневая эмиссия жестко привязана к долларовым поступлениям (обязательствам) украинского государства. НБУ фактически под жесткую диктовку МВФ осуществляет денежную эмиссию. Размеры денежной базы, то есть минимальных размеров гривневой эмиссии, руководство НБУ ежеквартально согласовывает с МВФ, и потому она критически минимальна. Вполне закономерно коэффициент монетизации (отношение М3 к ВВП) в Украине сегодня — 62%, то есть втрое ниже, чем в Голландии, Италии, Испании, Китае, Германии, Франции, Японии и других странах.
Сейчас в обществе имеет место колоссальное напряжение с гривневым обеспечением регионов, предприятий и органов местного самоуправления. Поэтому призывы отдельных отечественных политиков уменьшить гривневую эмиссию необоснованны и неконструктивны.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ «РЕЦЕПТ»
Какие действия украинских властей (прежде всего Верховной Рады) являются безотлагательными?
Во-первых, необходимо понять, что в Украине утвердилась неоколониальная модель монетарной политики. Это — горькая и опасная очевидность.
Во-вторых, для Украины жизненно важно приостановить действующую долговую политику и любой ценой разорвать нынешнюю долговую петлю. Если МВФ не ослабит долговые сети и не посодействует реальному решению долговой проблемы, не останется иного выхода, как официально объявить финансовый дефолт.
В-третьих, безотлагательно ввести фиксированный курс гривны, прежде всего к доллару США. Сегодня 45 стран мира придерживаются как раз фиксированного валютного курса, и благодаря этому их обошел кризис 2008—2009 гг. и на сегодня они не имеют критической внешней задолженности.
В-четвертых, безотлагательно внести принципиально важные изменения в закон «О Национальном банке Украины». Они в первую очередь касаются статей 9, 42, 51, 53, 54, которые запрещают осуществлять реальный контроль за монетарной и эмиссионной политикой НБУ и гарантируют отсутствие неотвратимой ответственности руководства НБУ за ошибочную монетарную стратегию.
В-пятых, принять конкретные меры по дедолларизации внутреннего рынка. Прежде всего, важно запретить практику долларовых депозитных вкладов и предоставления валютных кредитов населению. В то же время необходимо не на словах, а на деле максимально дисциплинировать и контролировать практику импортных предоплат. Также актуально сократить возвращение экспортной валютной выручки на отечественные территории до 30 дней.
В-шестых, срочно принять нормативно-правовой акт высшей юридической силы (закон) «О валютной регуляции и валютной политике в стране», отменив, наконец, морально устаревший Декрет Кабинета Министров 1993 г.
Перечень необходимых действий по оздоровлению монетарной сферы можно продолжать. Однако провести назревшие реформы в монетарной сфере важно безотлагательно.
Выпуск газеты №:
№37, (2015)Section
Экономика