Перейти к основному содержанию

Губительная «продразверстка»

К чему приведет бюджетная контрибуция средств, полученных от продажи госимущества?
30 декабря, 00:00
Выделение ассигнований на пополнение оборотных средств приватизируемых предприятий позволило бы предлагать инвесторам реструктуризированные, подготовленные к приватизации предприятия взамен «лежачих»

Своеобразный сюрприз (надеемся, последний в этом году) получили специалисты, занимающиеся проблемами приватизации. Новый проект бюджета на 1999 год, предложенный бюджетным комитетом ВР и принятый Верховной Радой в первом чтении, предусматривает перечисление 100% поступлений от продажи государственного имущества в бюджет. Фактически речь идет о своеобразной продразверстке, когда в «закрома родины» выгребается все под чистую, не оставляя ничего на развитие процесса, который позволил получить эти средства.

Между тем вся практика проведения приватизации убеждает в необходимости оставлять часть полученных сумм на техническое обеспечение. Фонд государственного имущества Украины, исходя из опыта работы в этой области, предлагает иной способ распределения доходов от приватизации: 80% — в бюджет, 10% — на пополнение оборотных средств приватизируемых предприятий, 5% — на развитие предпринимательства и 5% — на выполнение программы приватизации.

Кстати, именно такая схема распределения доходов от приватизации действовала до сих пор. И она, доказав свою жизнеспособность, удовлетворяла всех до тех пор, пока речь шла об относительно небольших суммах — в 1997 г. государству удалось выручить от приватизации 59 млн. грн. Однако в 1999 году планируется получить уже 600 млн. грн. Теперь же, очевидно, членам бюджетного комитета ВР те 20%, которые не поступают в бюджет, показались неоправданно большой суммой.

Но ведь и сегодняшние задачи намного масштабнее. Одними директивами делу не поможешь. К примеру, выделение ассигнований на пополнение оборотных средств приватизируемых предприятий позволило бы предлагать инвесторам реструктуризированные, подготовленные к приватизации предприятия взамен «лежачих», что может в значительной мере повысить заинтересованность инвесторов и, соответственно, цены на акции и объем поступления денег. Пока же чаще всего предприятия выставляются на продажу в довольно неприглядном виде: или на грани банкротства, или со значительными долгами по зарплате. Вот почему эту статью расходов следовало бы не сокращать, а планомерно увеличивать. Ведь речь-то идет уже не о мелких кафе и магазинчиках, а о средних и крупных предприятиях отечественной индустрии.

Кроме того, стопроцентное перечисление средств от приватизации в бюджет фактически оставит Фонд госимущества без необходимых средств на осуществление программ приватизации. Речь идет об оплате услуг организаций, привлекаемых к процессу приватизации, функционировании единой компьютерной информационной сети «Этап», содержании центров сертификатных (денежных) аукционов и т.д. В связи с планируемым нарастанием процесса приватизации значительно возрастут и затраты на дополнительные услуги.

Так, Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности», принятый 3 декабря 1998 года, предусматривает, что почти весь процесс оценки госимущества будет проходить по результатам экспертной оценки. Надо сказать, что вследствие нормальной конкуренции на рынке данного вида услуг зафиксировано резкое падение цен. Однако это вовсе не означает, что эксперты-оценщики готовы работать бесплатно. Есть предел, и к нему мы подошли вплотную. Но за ним заниматься оценочной деятельностью становится просто убыточно. Вот почему отсутствие необходимых средств приведет к неизбежному ухудшению качества экспертных оценок. А это, в свою очередь, даст возможность манипулировать ценами, искусственно их завышая или занижая в корыстных интересах отдельных заинтересованных лиц.

Да и при проведении предприватизационной реструктуризации предприятий не обойтись без специалистов-посредников, труд которых необходимо оплачивать. Немалых затрат требует также выход на международные рынки по ценным бумагам, подготовка нормативной базы.

Недостаток средств неизбежно приведет и к уменьшению гласности и открытости аукционных торгов, поскольку за подобные объявления в СМИ тоже приходится платить.

По данным специалистов ФГИ, на все эти статьи расходов в текущем году средства из Госбюджета практически не поступали. Эти работы оплачивались полностью из доходов от приватизации. Так, за 9 месяцев 1998 года из поступивших 445 млн. грн. на выполнение программ приватизации ФГИ вынужден был потратить 22,5 млн. грн. Лишение этого направления приватизации единственно реального источника финансирования неизбежно приведет к ухудшению качества выполняемых работ и снижению поступлений от продажи государственного имущества.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать