И о последней из пятерки «покращення»
Сможет ли акцизная марка нового образца стать эффективной альтернативой в борьбе с фальсификатом?«День» продолжает изучать «действенность» и эффект сентябрьской пятерки «покращень» — законы и постановления, которые вступили в силу 1 сентября 2013 года. На данный момент очередь дошла уже до Постановления КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 г. № 1251 и от 13 марта 2013 г. № 188». Согласно этому документу, отныне все алкогольные напитки и табачные изделия будут маркироваться акцизными марками нового образца. Новые марки отличаются цветовой гаммой и графическим дизайном, а еще тем, что не могут быть созданы путем сканирования, копирования и печати. Акцизные марки для табачных изделий отныне содержат не менее трех фоновых сеток, для алкогольных напитков — не менее четырех.
Однако повышение уровня защиты продукции означает автоматическое повышение цен. За каждую марку украинскому производителю алкоголя или табака придется доложить от 14,2 до 27 копеек.
Стоит вспомнить, что с 2008 года размер платы за марки акцизного налога не увеличивался. Если в том же 2008-м минимальная цена на водку составляла 14 гривен, то в 2013 году — 30,1 гривни, что больше чем в 2,2 раза. Средняя цена сигарет с фильтром в 2012 году составила 9,43 гривни, что по сравнению с 2008 годом в 2,8 раза больше (3,34 гривни).
По мнению законодателей, это постановление обеспечит более действенную систему борьбы с фальсификатом и подделками подакцизной продукции, а также сможет лучше защитить население от потребления некачественной продукции. «По оценкам специалистов Миндоходов, усиление защиты новых марок является полностью оправданным, поскольку действующая система маркировки марками акцизного налога не соответствует современным требованиям и нуждается в существенных изменениях, что подтверждается негативной динамикой объемов реализации действующих акцизных марок и свидетельствует о наращивании теневого обращения подакцизной продукции», — отметили в пресс-службе (они выставили на сайт и подписались «пресс-служба») Министерства доходов.
Однако, как и предыдущие законы из «сентябрьской пятерки «покращень», Постановление об акцизных марках нового образца вызвало в обществе разные дискуссии, в частности и среди отечественных бизнесменов. Как отметил в одном из интервью директор Союза производителей алкоголя и табака Владимир Демчак, новые марки не способны обеспечить необходимый контроль и уменьшить количество фальсифицированной продукции. «Эта система никогда ничего не улучшала, поскольку марка — это лишь информация об уплате акцизного налога. Акцизный налог платится в момент покупки марки. И поэтому очень часто рассказывают, что она будто бы может защитить. В действительности, то, что происходит на рынке в последние годы, показывает, что ничего она не может. Всегда есть большая доля теневого рынка и фальсифицированной продукции. Это значит, что марка свою функцию, о которой так много говорят, не выполняет», — говорит он.
Между тем, в Министерстве доходов и сборов Украины не прекращают работать над попытками уменьшить количество фальсифицированной продукции. Министр Александр Клименко уже заявил, что с 2014 года планируется замена бумажной марки на электронную. Такой тип акцизной марки позволит в онлайновом режиме контролировать все процессы, происходящие с товаром, — от производства до реализации товара, а потребители получат возможность проверять легальность купленной продукции. Однако, по оценкам участников рынка, система заработает с 2017 года.
«День» пытался выяснить у украинских производителей табака и алкоголя, как повлияет на их работу еще один закон «покращення».
КОММЕНТАРИИ
Вера КОЗЛИВСКАЯ, глава правления ПАТ «Коблево»:
— Любые изменения акцизной марки создают сложности для производства. Мы заказываем акцизную марку за два месяца до момента ее использования. А высчитать точные объемы потребности в акцизной марке за два месяца — очень сложно. Поэтому при каждом изменении акцизной марки мы должны терять деньги, так как на сегодняшний момент не действует та норма закона, которая бы позволяла получать акцизные марки бесплатно. Потом, если мы ее не использовали, никто в счет заплаченных средств марку не печатает. Поэтому, либо мы должны идти на определенные финансовые потери, либо — прилагать максимум усилий для того, чтобы всю эту марку использовать в производстве.
Ранее акцизная марка стоила 10,5 копейки, а сегодня ее цена составляет 27 копеек. Когда закладывается стоимость акцизной марки в себестоимость продукции, а затем еще на эту сумму налагается НДФ, то в результате выходит увеличение цены (себестоимости) на каждой бутылке на 19,8 копейки. На сегодняшний момент, либо производство должно взять на себя эту цифру и пойти на убыток себе, либо мы должны повышать цену.
Будет эта марка дороже, будет эта марка дешевле — на защиту потребителя это не повлияет. Сегодня потребитель должен самостоятельно отличить, какая марка наклеена на продукции. Я считаю, что каждый в нашей стране должен заниматься своим делом. У предприятий функция — производство, у контролирующих органов — контроль и защита потребителя от того, чтобы к нему не попадала фальсифицированная продукция. Не надо пытаться переложить на плечи нашего потребителя тот контроль, который должны осуществлять государственные органы. Потребитель, приходя в супермаркет, должен быть на сто процентов уверен в том, что вся продукция — качественная, что органы государства, на которые возложены функции контроля и защиты его прав выполнили свои функции, а не он должен выполнять функции этих органов. Часто господствует такое убеждение: «Есть потребитель — он пусть и решает». Тогда на сегодняшний день потребитель должен как минимум выучить всю нормативно-правовую базу по выпуску любого вида продукции и товаров, которые есть в нашей стране.
Что касается электронных марок, то здесь стоит посмотреть на готовность наших предприятий к тому, чтобы производить продукцию с подобными марками. Я думаю, что есть масса других способов борьбы с производством фальсификатов. Знаете, как в медицине: «Проще предотвратить заболевание, чем потом лечить его». Поэтому давайте будем предотвращать выпуск фальсифицированной продукции, а не будем пытаться ее где-то там, в торговых центрах, разыскивать. Намного проще решать эти вопросы по-другому. Ведь на сегодняшний день существует масса механизмов, которые позволят четко контролировать это на этапе производства, а не на этапе реализации.
Сегодня осталось очень мало стран, которые на вине имеют акцизную марку, — Украина, Россия и еще несколько постсоветских стран. В основных европейских странах вообще нет акцизной марки, и государство может контролировать этот процесс. Сегодня мы подняли цену на акцизную марку, завтра, если попытаемся поставить электронную акцизную марку, давайте представим, какие затраты это все за собой потянет. И на кого они лягут? На плечи потребителя. Все затраты на приобретение электронного оборудования, которое будет это все кодировать, а еще большого количества оборудования в стране, которое должно это все контролировать, — они просто колоссальные. К тому же я сомневаюсь, что все это будет работать. Мы пытаемся создать что-то непонятное, когда в мире уже очень давно существуют пути решения этих проблем.
Наталья МИКОЛАЕНКО, менеджер по связям с общественностью Imperial Tobacco в Украине:
— Сейчас действует «промежуточный» период, когда можно еще использовать акцизные марки старого образца. Поэтому пока мы используем еще старые марки. Через несколько недель мы будем уже начинать получать акцизные марки нового образца. Мы не исключаем возможности возникновения сложностей при использовании акцизных марок нового образца. Ключевым вопросом остается увеличение стоимости акцизной марки для табака почти вдвое. В целом, учитывая имеющиеся на сегодня объемы производства, затраты на табачную отрасль с введением новых акцизных марок будут стоить прямыми затратами около 350 миллионов гривен.
Говорить о характере изменения поведения потребителя пока нельзя, поскольку мы действительно еще не знаем, насколько и на какие марки повысится цена. Это будет понятно через несколько месяцев. Возможно, это случится, однако это будет незначительное увеличение.
Как это повлияет на поведение потребителя, трудно сказать, ведь на сегодняшний день есть много других факторов, которые влияют на поведение потребителя. Они связаны с ограничением курения, появлением большого количества контрабандной продукции. И это нас как производителя очень тревожит.
Несомненно, это не совсем позитивный шаг, потому что он увеличивает стоимость товара и наши затраты как производителя. Однако мировая практика и те тенденции, которые сегодня обсуждаются, показывают, что лучшим решением проблемы являются электронные акцизные марки, так называемая система Codentify. Мы как производитель всячески пытаемся поддержать такую инициативу, поскольку она дает ряд преимуществ для всех: производителей, государства, потребителей. Благодаря ей обычный потребитель сможет проверить, является ли эта продукция оригинальной, выработана ли она действительно на этом производстве. Ведь с чем мы сталкиваемся сегодня? С растущим объемом подделок, причем наивысшего качества с высоким качеством полиграфии. Даже экспертам нелегко отличить продукцию визуально. К сожалению, никто не исключает, что эту новую акцизную марку со временем также можно будет подделать. Ведь ни для кого не секрет, что теперь развитие технологий находится на очень высоком уровне. А электронная акцизная марка, которая будет в себе полностью автоматически запирать дорогу от производства к потребителю, — это большой шаг в борьбе с нелегальной торговлей как в алкогольном, так и в табачном производстве.
Выпуск газеты №:
№162, (2013)Section
Экономика