Идеальная модель – газовый хаб
Но на внутреннем рынке электроэнергии возможен заговор. Предотвращение — интеграция в ЕС, — эксперт
Парламентский комитет по промышленной политике и предпринимательству принципиально и шаг за шагом отстаивает интересы украинских предприятий, заходя за для этого, казалось бы, даже за пределы своей компетенции. В комитете настаивают, что развивать свою промышленность Украина сможет, только избавившись от бремени энергетической зависимости, стимулируя собственную газодобычу и, в то же время, продолжая успешную практику внедрения энергосервисных контрактов и поддерживая зеленую энергетику. В этом с «промышленниками» вполне солидарны не только в Комитете ВР по топливно-энергетическому комплексу, ядерной политике и ядерной безопасности, но и в правительстве Украины.
САМЫЙ БОЛЬШОЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕСУРС
Вице-премьер-министр Украины Владимир Кистион считает, что природный газ в ближайшие 10 лет будет оставаться самым большим стратегическим ресурсом как в Европе, так и в Украине. По его словам, наша страна по объемам разведанных запасов газа находится на третьем месте в Европе после Норвегии и Нидерландов. Доказанных запасов в Украине — 600 миллиардов кубометров. Однако на сегодняшний день государство добывает только 3,5% от доказанных запасов. «На волне мировых энергетических трендов мы одобрили Энергетическую стратегию Украины «Безопасность, энергоэффективность, конкурентоспособность», — говорит вице-премьер. — Это программный документ, который очерчивает весь комплекс широкомасштабных реформ в энергетическом секторе государства: от энергоэффективности как фундамента экономического развития страны до эффективного управления собственным спросом. Принята концепция развития газодобывающей отрасли, в соответствии с которой до 2020 года мы должны получить не менее 27 миллиардов кубометров ежегодной добычи отечественного газа.
Конечная цель реформирования газового рынка Украины, по мнению Кистиона, — создание в течение 10—15 лет на базе мощностей украинской газотранспортной системы и подземных хранилищ газа Восточно-европейского газового хаба. «Это идеальная перспективная модель газового рынка Украины», — сказал он, добавив, что для создания такого хаба понадобится 10—15 лет. По словам Кистиона, на сегодняшний день Украина имеет «хорошую платформу для этого». «Общий объем торговых операций, которого мы можем достичь, — это около 215 миллиардов кубометров газа в год», — отметил вице-премьер, приведя пример газового хаба в Германии, около Дюссельдорфа. Его годовой объем торгов в 2016 году составлял 108 миллиардов кубометров.
В ПОВЕСТКЕ ДНЯ ДЕКАПЛИНГ
Первый заместитель председателя Комитета по ТЭК Александр Домбровский акцентирует внимание на промышленном контексте вопроса. По его мнению, Украина имеет все шансы для того, чтобы ее экономика работала в условиях декаплинга (когда темпы использования ресурсов и влияния на окружающую среду стабильны или даже снижаются в то время, как экономика растет) с темпом прироста ВВП по крайней мере 7-8%. Ведущая задача при этом, по мнению председателя комитета по ТЭК, — как использовать принятые парламентом законы по энергоэффективности для модернизации отечественной экономики и каким образом можно было бы применить лучшие практики увеличения объемов ВВП страны за счет уменьшения потребления энергоресурсов.
«Еще в 2015-м мы предложили и добились принятия в Раде революционного ЭСКО-законодательства, — рассказывает председатель промышленного комитета Виктор ГАЛАСЮК. — Сегодня оно уже успешно работает! А его потенциал — это утепление 85 тысяч бюджетных учреждений Украины, 7 миллиардов долларов инвестиций, десятки тысяч новых рабочих мест и новые производства, экономия миллиарда кубометров газа в год». Народный депутат отмечает: теперь в Украине вообще нет барьеров для воплощения ЭСКО. Ведь недавно принятый закон №4549 о государственных закупках ЭСКО через систему ProZorro позволяет высвободить также колоссальный потенциал энергосбережения в сфере ЖКХ, где сегодня теряется почти 50% энергии. Энергетическую безопасность и технологическую независимость от России также обеспечит интеграция украинской энергосистемы с европейской (ENTSO-E), прогнозирует парламентарий и отмечает, что это позволит в разы нарастить экспорт электроэнергии и обеспечить ощутимое удешевление ресурса для украинских промышленников за счет конкуренции поставщиков.
«Сейчас через законопроект №7234, — добавляет Галасюк, — мы также получаем на энергомодернизацию минимум 10% от суммы субсидий. Это увеличит финансирование теплых кредитов и Фонда энергоэффективности в 7 раз по сравнению с бюджетными предложениями правительства! При такой формуле в следующем году на энергомодернизацию нужно направить более 5 миллиардов гривен». Он уверен, что с 2021 года Украина способна полностью отказаться от импорта природного газа. Но, по его мнению, для этого нужны не только стратегии и планы, а мощные налоговые стимулы и инвестиционные гарантии. Они, по его словам, содержатся в поданных его однопартийцами законопроектах 7062 и 7063. Принцип, заложенный в этих документах, со слов народного депутата, таков: «Развиваешь новые месторождения и увеличиваешь добычу — платы меньше ренты (12% и 5% против нынешних 29% и 14%)». Проблему так называемых спящих лицензий, по его мнению, следует решить путем налогообложения площади месторождений.
Советник председателя Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины Алексей КОРЧМИТ благодарит инициаторов и авторов ЭСКО-законодательства и отмечает: «Сегодня каждая частная (энергосервисная) компания выбирает по 30—50—100 проектов. В этом году ожидается 250—300 тендеров закупок ЭСКО. В следующем году планируем увеличить их количество в 10 раз. Прозрачное законодательство и подзаконные акты, механизм энергосервиса позволил вкладывать деньги и возвращать инвестиции за 6—9 месяцев. «Это — яркий пример успеха, когда европейский инструмент был адаптирован к Украине, — отмечает Корчмит. — Европейское содружество подтверждает: даже в Центрально-Восточной Европе процессы энергосервиса распространяются не так быстро, потому что принятое законодательство не такое четкое и прозрачное, как в Украине. БЕЗ ПОДДЕРЖКИ
ЭСКО-ПРОЕКТОВ ЭНЕРГОЕМКОСТЬ ВВП НЕ СОКРАТИТСЯ
Нужна поддержка. «Принимая национальный план действий по энергоэффективности до 2020 года, мы обязались снизить на 9% конечное потребление энергоресурсов промышленными предприятиями, — говорит Корчмит. — Госэнергоэффективности совместно с Украинско-Датским энергетическим центром разработана концепция внедрения фонда энергоэффективной модернизации промышленности. В ноябре на международном форуме агентство будет представлять наработки относительно изменения Налогового и Бюджетного кодексов, которые обеспечат постоянный и гарантированный источник возмещения предприятиям на проведение энергоэффективных мероприятий». «Пока не будет прозрачных инструментов поддержки на такие проекты, — добавляет чиновник, — будем иметь неизменную ситуацию относительно энергоемкости валового продукта».
Однако директор по коммуникациям и международному сотрудничеству НЭК «Укрэнерго» Михаил БНО-АЙРИЯН считает, что без интеграции с европейской энергетической системой новая модель энергорынка, скорее всего, не будет работать: «У нас существует огромный риск заговора на внутреннем рынке, и это, бесспорно, приведет к росту цен на электрическую энергию. Мы ожидаем, что ее стоимость после внедрения новой модели вырастет на 30%, — прогнозирует Бно-Айриян. — Для промышленности, которая в прошлом году использовала 41 млрд кВт.час., потратив 70 миллиардов гривен, затраты будут как минимум на 20 миллиардов гривен больше». Единственный вариант предотвратить это, считает эксперт, — интеграция в ЕС. В таком случае торговля вырастет в 5 раз — до 20 миллиардов кВт.час. (на 1,5 миллиарда евро). Он подчеркивает, что это откроет новый уровень трейдинга и сделает энергетику более привлекательной для инвестиций, будет реальным инструментом энергонезависимости и новых возможностей для промышленного производства.
Выпуск газеты №:
№207-208, (2017)Section
Экономика