«Или мы все будем вести себя с гривной вежливо, или...»
Президент, премьер и глава НБУ 23 сентября собрали руководителей крупнейших банков, импортеров и экспортеров на закрытую встречу![](/sites/default/files/main/articles/23092014/1poroshyacen.jpg)
23 сентября Президент, премьер и председатель НБУ встретились с владельцами и руководителями 30 крупнейших компаний-экспортеров, импортеров и банков. Разговор состоялся за закрытыми дверями. Тема встречи — как удержать гривню, запустить кредитование реального сектора и не допустить дальнейший провал экономики. Среди участников встречи «День» заметил, кроме глав государственных банков, также владельца «Дельта Банка» Николая Логуна, председателя ПриватБанка Александра Дубилета, главу правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимира Лавренчука и владельца крупнейшего агрохолдинга Евразии «Укрлендфарминг» Олега Бахматюка. У последнего мы поинтересовались его ожиданиями от встречи.
«Будем говорить о том, как удержать экономику», — рассказал Бахматюк. По его словам, для экспортеров нынешний курс выгодный, но в целом для страны 12,5 гривны за доллар — это уже предел, и главное его не перейти. По его словам, бизнес видит встречное движение со стороны власти (уменьшение суммы обязательной продажи валюты до 75% валютной выручки) и тоже готов на уступки.
«Это будет откровенный разговор. Наверное, нужно честно сказать друг другу в глаза — что сейчас происходит, диагностировать нашу болезнь и думать, как из этого выходить», — анонсируя встречу, рассказала директор генерального департамента денежно-кредитной политики НБУ Елена Щербакова.
Итак, встреча состоялась. Впрочем, ожидаемый ажиотаж или разбор полетов (чего между прочим и ожидали) не состоялся. Как рассказали «Дню» участники собрания, все было цивилизованно.
«Сегодня впервые был разговор, на который собрались экспортеры, импортеры, регулятор, премьер и Президент. Все понимают, что в ситуации с курсом есть большая составляющая психологической паники со стороны населения. Поэтому участники этого процесса своими действиями должны способствовать тому, чтобы найти баланс в валютном вопросе. Главный мессидж собрания: в это время все должны быть взаимоответственными, потому что попытка кого-то одного больше заработать на валютных операциях приводит к увеличению проблем у всех остальных», — рассказывает «Дню» председатель «Независимой ассоциации украинских банков» Роман Шпек. По его словам, все хорошо понимают, что есть те игроки, которые в данной ситуации зарабатывают на панике. Так вот, говорит Шпек, Порошенко дал четко понять, что те, кто будет работать не прозрачно, в итоге будут отвечать по закону. Прозвучал и тезис, что Украина ведет переговоры об увеличении объемов финансовой поддержки от международных кредиторов, добавляет он. Также Президент поручил подготовить платежный календарь поступлений валюты и сроков валютных расчетов на этот и на следующий год, добавляет он. «Все поняли, что общее спасение зависит от действий каждого», — суммировал опытный банкир.
«Результат — осознание всеми участникам экономического производства и финансового сектора, что нужна стабилизация валютного курса. Ведь дальнейшая девальвация вредна для экономики. Звучал также призыв к ответственности за объективность своих заявок (валютных. — Авт.), и чтобы банки искусственно не «подогревали» курс. Это было сказано прямым текстом и адресовано финансовому сектору. Указания были даны отдельным группам банков», — рассказал об итогах встречи «Дню» председатель правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимир Лавренчук.
Другой участник встречи (крупный экспортер), который пожелал остаться неназванным, так оценил встречу: «Главным вопросом была безусловно стабилизация валютного курса. Хотя я считаю, что только на нем останавливаться не стоит, потому что это лишь индекс. А главное сегодня — внутренний рост. Поэтому и политика должна быть больше макроэкономической, а не политикой мгновенного затыкания дыр, что отсрочит необходимость принятия этих решений на определенное время». По его словам, новые дополнительные действия по сдерживанию курса не были озвучены, однако НБУ назвал валютный коридор, которого нужно держаться, — это 12,5—13,5 гривны за доллар.
Еще один участник этой встречи в доверительной беседе с «Днем» возмутился, мол, это нонсенс, что будто бы НБУ не может урегулировать валютный рынок. «Вот от нас требуют возвращать всю валюту в страну. Хорошо, мы согласны. Но пусть откроют списки банков, которые получают рефинансирование, чтобы все видели, куда идут эти деньги и у кого реально можно купить валюту», — резюмирует он.
Когда же эти списки откроют? Пани Щербакова сказала, что НБУ поддерживает эту идею, но действующее законодательство это запрещает. НБУ, может, и запрещает вносить изменения. Но интересно, кто запрещает внести необходимые изменения в парламент бывшему председателю совета НБУ, а в настоящее время Президенту Украины Петру Порошенко? Или ему о таком нужном изменении из НБУ не сообщают? Вопросы — риторические.
«Есть все предпосылки для того, чтобы остановить эти неадекватные долларовые скачки. Макроэкономическая картина говорит о возможности и необходимости стабилизации курса. Нацбанк Украины сделает все возможное для стабилизации этой ситуации», — оптимистично заявил после встречи премьер-министр Украины Арсений Яценюк. Хочется в это верить. Но только слов и действий банков мало, потому что в этой ситуации есть еще и третья сторона.
«Последние субъекты хозяйственной деятельности в Украине, которые бы хотели повышения курса, — это банки, — рассказывает председатель правления «Креди Агриколь Банк» Евгения Чемерис. По ее словам, для каждого банка есть критический курс, дойдя до которого «можем лечь абсолютно все». «Ведь часть наших обязательств в балансе пассивов выражается в иностранной валюте, а капитал зафиксирован в гривне», — объясняет она. Третьей стороной в данном случае выступает теневой рынок продажи валюты.
И если в рознице, чтобы сбить валютную панику, НБУ ограничил ежедневные продажи иностранной валюты украинцам (не более 3 тысяч гривен в одни руки), то на черном рынке еще и конь не валялся. Именно поэтому разница в покупке-продаже валюты между официальным и черным рынком кое-где уже достигла почти 1,3 гривны за 1 доллар и продолжает расти! Поэтому панику формирует в большой степени теневой рынок продажи валюты. И как раз для его ликвидации на заседании не приняли никаких решений.
«Время очень непростое, все на нервах, финансовая система под постоянными атаками. Как противостоять? ГПУ, СБУ, разведка ... Это механизмы, которые должны и здесь быть задействованы. НБУ тоже нужно быть решительнее в таких вещах. Это не мирное время, а нестандартная ситуация. Меры должны соответствовать», — называет те меры, которые могли бы остановить «черный» рынок, председатель правления «Ощадбанку» Андрей Пышный.
«Меньше наличности в обращении — меньше денег в черной экономике. Поэтому нужно инициировать уменьшение суммы безналичных расчетов. В настоящий момент она составляет 150 тысяч гривен. На мой взгляд, она должна быть даже меньше 50 тысяч гривен», — дает еще одно предложение, как уменьшить валютную тень в беседе с «Днем» председатель правления «Укргазбанка» Сергей Мамедов.
Если в ближайшее время не найти алгоритм, то по оценкам банкиров стоит ждать роста инфляции и усиления девальвации. «Дальнейшее давление на курс приведет к росту инфляции. Мои рекомендации — не покупать доллар в настоящий момент, потому что можем спилить сук, на котором сидим.. Галопирующая инфляция никому не нужна», — считает председатель правления «Приватбанк» Александр Дубилет.
«А чем больше будет проблем у населения — тем больше будет проблем и у бизнеса», — добавляет основной владелец «Галнафтогаза», бизнесмен Виталий Антонов.
По мнению опрошенных «Днем» участников рынка, кроме решения валютного вопроса, правительство, НБУ и глава государства в настоящий момент должны сыграть в комплексе, чтобы дать рынку толчок для кредитования. Как это сделать? Дубилет предложил вернуться к теме гарантированных платежей. «Эти формы расчетов и запуска оборотных средств в промышленности должны положительно отразиться на разблокировании платежей между предприятиями. Ведь кредитная ставка по гарантированным платежам — 4% годовых. Это фактически кредиты со сроком погашения в будущем, поэтому ставка низкая и покрывает только риски. Это позволит запустить кредитование экономики, чего так добивается НБУ и ожидает сектор», — объяснил он в беседе с «Днем».
Выпуск газеты №:
№177, (2014)Section
Экономика