Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Интерес к украинскому бизнесу не потерян

Екатерина РИГГ: «На конец июля у нас в работе 65 проектов при 130 запланированных на этот год»
07 августа, 11:50

Европейский банк реконструкции и развития — один из постоянных и крупнейших инвесторов Украины. По итогам недавней встречи с руководством Украины президент ЕБРР Сума Чакрабарти напомнил, что в минувшем году банк оказал поддержку поставкам газа в Украину из Словакии. «Мы хотели бы помочь, чтобы газ поставлялся из ЕС», — сказал он, имея в виду предстоящий отопительный сезон (речь идет о $250 — 300 миллионах). Он также отметил, что ЕБРР заинтересован в продолжении сотрудничества с Украиной в электроэнергетике, в частности, совместно с Европейским инвестбанком в строительства Каневской гидроаккумулирующей электростанции.

Это огромные проекты. В то же время ЕБРР помогает Украине в совершенствовании социальной структуры общества, создании и развитии в нашей стране малого и среднего бизнеса, являющегося одним из главных источников новых рабочих мест и способствующего стабильной работе экономики. Но почему-то это направление не находит широкого отражения в украинских СМИ. О нем «День» беседовал с менеджером группы поддержки малого бизнеса ЕБРР в Украине Екатериной РИГГ.

СОЗДАНО 1,5 ТЫСЯЧИ РАБОЧИХ МЕСТ

— Подтвердила ли свою эффективность целевая грантовая поддержка малого и среднего бизнеса, которую оказывает ЕБРР в Украине? Проводили ли вы исследования относительно этого?

— Мы видим, что наша работа дает положительные результаты. Целевые гранты от ЕБРР действительно хорошо помогают малому и среднему бизнесу в Украине. Что позволяет говорить об этом? Через год после завершения всех наших консалтинговых проектов мы обязательно оцениваем их результаты. Мы должны понять, правильно ли мы применили имеющиеся у нас инструменты, с умом ли и пользой вложили свои ресурсы, усилия, время, деньги самого предприятия для того, чтобы этот проект был реализован, какие он дал экономические результаты.

Мы ведем свою базу данных и по ней видим, что через год у более 70% предприятий, с которыми мы работали, оборот вырос минимум на 40%, примерно 27% компаний демонстрируют повышение производительности труда и эффективное использование ресурсов. За последние пять лет, когда мы стали активно оказывать консалтинговые услуги, в Украине с нашей помощью было создано более 1,5 тысячи рабочих мест, а экспортные продажи выросли в среднем на 18%. Все это подтверждает, что наша грантовая помощь результативна, и она помогает развиваться украинскому рынку.

— Может ли ваш консультант разработать, скажем, бизнес-план для малого предприятия, а затем, опираясь на него, на данные о том, что предприятие стопроцентно будет с прибылью, помочь в получении дешевого банковского кредита?

— С нами сотрудничают украинские консалтинговые компании, а также международные эксперты-практики, имеющие более чем 15-летний опыт работ в определенной отрасли. У них очень широкий спектр услуг, в том числе они, конечно же, могут разрабатывать и бизнес-планы. Есть и такая консалтинговая услуга, как поиск партнера. И в обоих случаях консультанты добиваются главного — обеспечить заказчику результат.

Когда этот план составлен, консультант, располагая возможностями и наработанными контактами, помогает предприятию в привлечении кредитных ресурсов. И у нас есть примеры, когда благодаря консультантам предприятия получали кредиты. Правда, это было несколько лет тому назад, когда на рынке была другая ситуация. Сегодня у нас также есть несколько проектов, в результате которых кредиторы согласны вкладывать деньги в компанию, но ждут, когда ситуация на рынке стабилизируется. Интерес к бизнесу в Украине не потерян.

НАЧАТО 65 ПРОЕКТОВ ПОМОЩИ БИЗНЕСУ

— Почему вы, даже в нынешних условиях, согласны поддерживать лишь те предприятия, которые демонстрируют позитивную динамику? Ведь сегодня практически весь украинский бизнес «лежит» в связи с падением платежеспособного спроса. В таких условиях вам будет нелегко найти клиентов, которым можно оказывать помощь.

— Да, украинскому бизнесу сейчас нелегко. Но все равно есть очень много успешного бизнеса, продолжающего работать и демонстрирующего хорошую динамику. Я считаю, что на рынке происходит естественный отбор. Пусть это звучит довольно жестко, но так и есть. Если кто-то теряет динамику, то своих позиций ему уже не удержать. Наиболее успешный бизнес, имеющий благодаря своему креативу и гибкости какие-то конкурентные преимущества, развивается, продвигается на рынке. Соответствующих примеров у нас очень много. И мы ориентируемся именно на такой бизнес.

На конец июля у нас в работе 65 проектов при 130 в плане на этот год. И это очень хорошие предприятия. Мы помогаем тем, кто не останавливается в своем развитии, кто с интересом познает новое.

— Поддерживает ли ЕБРР высокотехнологические стартапы?

— Мы очень заинтересованы помогать высокотехнологическому инновационному бизнесу. Но со стартапами не работаем. Наша деятельность связана только с теми предприятиями, которые уже более двух лет на рынке.

ЭКСПОРТ — В ПРИОРИТЕТЕ

— Сейчас очень актуальна программа ЕБРР по поддержке украинского экспорта. Расскажите, пожалуйста, о ее достижениях.

— Проекты по экспортному продвижению мы начали в прошлом году. А оценивать мы их будем через год, в конце 2015-го — начале 2016 годов. Но и сегодня мы видим и слышим от бизнеса, что эти проекты ему помогают переориентироваться. Мы работаем как с предприятиями, которые уже имели опыт работы на экспорт, и им надо просто сменить в нынешних условиях рынки сбыта, так и с теми, кто еще не пробовал свои силы в экспорте, но хочет продавать за рубеж свою продукцию. Уделяем внимание и тем, кто может выйти на зарубежные рынки со своими услугами. Так, одна наша медицинская компания, занимающаяся проблемами бесплодия, с нашей помощью реализовала два проекта. Первый относится к внедрению эффективных процедур управления персоналом, второй — к внедрению комплексной системы учета для управления процессами. В результате предприятие смогло сфокусироваться на новом направлении бизнеса и начало экспортировать свою услугу. Их экспорт вырос за короткое время на 40%.

Другие бизнесы ранее экспортировали большую часть своей продукции на рынки России и Казахстана. Сейчас они переориентируются на рынки Евросоюза. Многие предприятия рассматривают рынок Америки, Ближнего Востока, Вьетнам, страны Балтии. Мы интересуемся успехами наших предприятий, знаем, кто на каком этапе находится. Кто-то тестирует свою продукцию, кто-то получает сертификаты соответствия, кто-то ведет переговоры с иностранными партнерами. Но о конкретных результатах ведущихся сейчас переговоров можно будет говорить позже.

— В этом списке нет Китая?

— Пока нет. Бизнесу нужно знать, где находится ниша для его продукции, а наш консультант в связи с этим строит мостик между нами и страной, у которой этих товаров нет или они в дефиците. А Китай, этот огромный рынок, и сам производит очень много продукции, с которой украинские предприятия вынуждены конкурировать на нашем внутреннем рынке. И самое интересное, что понемногу в определенных секторах украинские предприятия вытесняют китайскую продукцию. Это, например, кованые изделия сложной ручной работы. Наше преимущество в том, что над ними работают художники, которые привносят еще и авторскую изюминку.

— Уделяете ли вы внимание украинскому агросектору?

— Украинское сельское хозяйство у нас в приоритете, мы с ним активно работаем. Кроме грантовой поддержки, в этом году мы также предлагаем малому и среднему агробизнесу кредитные ресурсы. Если раньше сумма кредита начинались с десяти миллионов евро, то сегодня она составляет миллион. Кредит предоставляется или в евро, или в долларах. Соответственно, в доходах получателя кредита должна присутствовать валютная выручка.

Интересно, что пообщавшись с нашими консультантами, многие руководители агропредприятий начинают понимать, что кредитные ресурсы им пока не нужны, поскольку у них вполне достаточно собственных ресурсов и им есть еще чем заняться, чтобы оптимизировать работу своего предприятия. Но есть и такие, кто готов взять взаймы, а главное — вернуть их. Но такие люди теперь не ставят вопрос таким образом: «сколько вы даете?» — они говорят: «мне нужно, скажем, два миллиона, но обслужить я смогу только полтора». И тут приходит правильное решение: мне необходимо полтора миллиона, которые я потрачу на то-то и то-то, и смогу все вовремя возвратить.

Поверьте, такой подход имеет очень большое значение и очень хорошо характеризует таких заемщиков, поскольку делает невозможным возврат к 2008 году, когда кредиты легко раздавались всем, но обслуживать его многие были не готовы. Теперь, и мы это видим, ситуация изменилась. Украинский малый и средний бизнес впитывает, как губка, новые знания и новые подходы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать