Инвентаризация или «передел»?
Крупнейший на Азовском море государственный судоремонтный завод может сменить арендатора![](/sites/default/files/main/articles/01122015/lodka.jpg)
Региональное отделение Фонда государственного имущества в Донецкой области пытается принудительно расторгнуть договор аренды с «Мариупольской инвестиционной группой». По замыслу, Азовский судоремонтный завод (АСРЗ) вернется в сферу управления Министерства инфраструктуры Украины. Фонд просит его «определить госпредприятие, на баланс которого по акту приема-передачи будет передано указанное госимущество».
НЕМНОГО «ИСТОРИИ»
«Мариупольская инвестиционная группа» контролирует АСРЗ уже давно. Договор аренды заключили 17 июня 2003 года сроком на 10 лет, а по окончании этого срока он был продлен до 17 июня 2016 года решением Хозяйственного суда Донецкой области. Но тогда было также предусмотрено заключение дополнительного соглашения, которое привело бы договор в соответствие с действующим законодательством. Как сообщает ФГИ, речь шла о независимой оценке стоимости основных средств и нематериальных активов. Она влияет на определение арендной платы — арендная ставка должна составлять 20% от их стоимости на время оценки объекта (который в 2003 году оценивался в 56,740 млн грн). Именно несоблюдение этого условия, как утверждают чиновники, привело к судебным разбирательствам.
СРЗ и ФГИУ должны были согласовать порядок и сроки инвентаризации, кандидатуру независимого оценщика и методику оценки стоимости. Арендатор утверждает, что неоднократно пытался запустить этот процесс и обращал внимание Фонда и Хозяйственного суда Донецкой области на необходимость проведения предварительной инвентаризации и оценки стоимости имущества «на момент заключения договора о продлении срока аренды». Провести инвентаризацию и оценку имущества СРЗ согласился за собственные средства.
28 февраля 2015 года ФГИ создал комиссию по оценке целостного имущественного комплекса ГП «Азовский судоремонтный завод», но этот приказ был отменен в Харьковском окружном административном суде. ООО «СРЗ» утверждает, что согласно допсоглашению, оно не ограничено в сроках проведения инвентаризации и должно будет оплатить разницу размера арендной ставки с 18 июня 2013 года по дату оценки. Что подтверждено Харьковским апелляционным хозяйственным судом от 14.09.15 г. Там подчеркивают, что вовсе не собираются уклоняться от уплаты необходимых платежей государству.
Как сообщил в недавнем интервью «Центру транспортных стратегий» исполнительный директор управляющей компании МИГ Олег Иванюшенко, за 12 лет инвестиции в АСРЗ составили около 100 млн грн, а за последние девять месяцев в него инвестировали около 5 млн гривен. «Помимо этого, в нынешнем году мы за собственные средства провели дноуглубительные работы (на поддержание текущей глубины), поскольку формально акватория судоремонтного завода не входит в акваторию порта Мариуполь и дноуглублением никто не занимается», — добавил он.
СУДЫ И АППЕЛЯЦИИ
Тем не менее, 20 октября Хозяйственный суд Донецкой области принял решение удовлетворить исковое заявление Регионального отделения ФГИ в Донецкой области к ООО «СРЗ» о досрочном расторжении договора аренды целостного имущественного комплекса ГП «Азовский судоремонтный завод». По мнению суда, ООО «СРЗ» лишил арендодателя платежей, на который тот рассчитывал, когда заключал договор.
С этим СРЗ категорически не соглашается, утверждая, что суд не полностью выяснил существенные для дела обстоятельства, неправомерно признал доказанными обстоятельств, которые не были в действительности доказаны и которые влияют на ход дела по существу. «Учитывая то, что результаты независимой оценки не утверждены, непонятно, как суд первой инстанции в своем решении установил наличие разницы в арендной плате в размере 43 270 975, 87 грн», — отмечается в апелляционной жалобе на решение суда. Эта сумма, 43 млн грн, — результат подсчета специалистов ФГИ, он касается периода с 18.06.2013 г. по 30.06.2015 г. «СРЗ» заявляет, что РО ФГИ в Донецкой области не доказало, что разница за этот период составляет именно эту сумму. Но суд «признал указанный факт установленным, чем нарушил ст.33 Хозяйственного процессуального Кодекса Украины, что привело к неправильному решению по делу». Апелляция уже подана. Судебное заседание назначено на 30 ноября.
КОМУ ИНТЕРЕСЕН ЗАВОД?
Не пахнет ли здесь переделом собственности, не хочет ли какая-то другая бизнес-группа получить контроль над АСРЗ? Для начала давайте разберемся, что он собой представляет. Это — крупнейший на Азовском море судоремонтный завод, способный предоставлять комплексные услуги и ремонтировать в год 120 судов. Имеется плавучий док с грузоподъемностью 15 тыс. тонн, в который могут становиться суда длиной до 200 метров и шириной до 25 метров, есть литейно-кузнечное производство. Завод осуществляет доковые работы, ремонтирует двигатели, электронику и т.д.
Но как судоремонтный актив, АСРЗ, пожалуй, сейчас не столь привлекателен. Да, он ремонтирует суда портового флота — буксиры Мариупольского и Бердянского морских портов. Да, становятся на ремонт и другие суда, которые заходят в эти порты. Но, как говорит генеральный директор АСРЗ Дмитрий Ляшов, заводу катастрофически не хватает заказов контрагентов, их количество сократилось на 60%. Не заходят сюда уже российские суда. Крупные суда, заходящие в Мариуполь, выполняют только аварийные и навигационные ремонты. Собственно, сложности в этом отношении были и до начала боевых действий в регионе. Так, в 2012 году недостаток заказов привел к сокращению штата СРЗ.
Однако АСРЗ занимается также перевалкой грузов. У предприятия есть восемь причалов общей протяженностью более километра. Задействованы 8 портальных кранов грузоподъемностью 5 — 40 тонн, а также плавкран «Астрахань-5» грузоподъемностью до 60 тонн. Номинальные мощности по перевалке — 1 млн тонн грузов в год. Такие же мощности у зерноперевалочного комплекса («УкрТрансАгро»). Именно с этой точки зрения завод наиболее интересен бизнесменам. Собственно, нынешний арендатор также делает особую ставку на этот вид деятельности. По словам Олега Иванюшенко, планируется, в частности, как модернизация уже существующих мощностей по перевалке зерна, так и строительство дополнительные силосов. Общая сумма проекта оценивается в 5 млн долларов.
С другой стороны, как уверяет «День» источник в ФГИ, провести оценку имущества завода необходимо было давно. Мол, раньше на это просто «закрывали глаза», но дальше этого делать было нельзя — иначе вопросы возникнут к чиновникам Фонда у прокуратуры. Исключать то, что ФГИ и вправду хочет только лишь добиться увеличения поступлений в бюджет, тоже неправильно. В прошлом году ФГИ вознамерился не продлевать договор аренды Днепро-Бугского морского торгового порта. Но не смог этого сделать, поскольку у него был месяц по истечению срока аренды, чтобы потребовать возврата имущества или пересмотра арендной ставки, но ФГИ пропустил сроки. Интересы другой бизнес-структуры тогда не просматривались — порт, по сути, является частью Николаевского глиноземного завода (в собственности у консорциума «Русский алюминий»), через него доставляют сырье.
Выпуск газеты №:
№220, (2015)Section
Экономика