Инвестору приходится... воевать
«Я приехал сюда не для того, чтобы у меня просто тупо украли собственность», — датчанин Силлесен![](/sites/default/files/main/articles/24102017/8_8.jpg)
В конце прошлой недели Одесский апелляционный хозяйственный суд рассматривал заявление украинско-датской IT-компании BIIR с просьбой отменить неправомерное решение суда первой инстанции, арестовавшего собственность названной компании, приобретенную ею абсолютно законным путем. Датчане сильно сомневаются, что в апелляции будет принято правильное решение. Но пока суд отложен до 6 ноября, поскольку был удивлен некоторыми вскрывшимися деталями. Ведь недобросовестный заемщик ипотечного кредита выиграл предыдущий суд только благодаря тому, что изобразил себя жертвой. Его, видите ли, не предупредили, что объект ипотеки у него не только отнимут, но и продадут...
Впрочем, на самом деле, речь идет отнюдь не об отдельных деталях конкретного хозяйственного спора. Проблема намного серьезнее. В Украине хорошо понимают, что обеспечить ускорение экономического развития без иностранных инвестиций просто невозможно. Недавно премьер-министр Владимир Гройсман встречался с представителями деловых кругов Канады и рассказывал им: «Мы закладываем на следующий год 3% роста ВВП. Мы понимаем, что этого недостаточно, и готовы улучшить этот показатель. Но возникает вопрос привлечения инвестиций»...
Почему он возникает, премьер не уточнил. Между тем этот вопрос на днях изучали ведущие японские компании, заинтересованные в инвестиционных проектах на территории Одесской области. И генеральный директор компании «Мицубиси Корпорейшн» в Украине Кохей Тагава на встрече с главой облгосадминистрации Максимом Степановым заявил: «Мы — надежные и долгосрочные партнеры, если чувствуем уверенность и защищенность инвестиций». Естественно, Степанов подтвердил готовность поддерживать инвестиционные проекты на всех уровнях и предоставить всю необходимую информацию и помощь. Поверили ли ему японцы? Если бы они знали о печальной истории, случившейся с компанией BIIR Украина, и не где-нибудь, а в славном городе у моря, то они бы поняли, что защищенность инвестиций — это не преимущество нашей страны, а ее проблема.
Как рассказал «Дню» председатель правления BIIR Томас Силлесен, ему сейчас приходится «воевать» в Украине за свое имущество. Причем, если вспоминать всю историю BIIR в нашей стране, то кавычки можно было бы и не употреблять. Сначала компания обосновалась в Луганске, где у нее был отличный офис. Но в мае 2014 года в него ворвались вооруженные и, как говорит Силлесен, явно не местные люди, которые начали стрелять и даже бросали в помещении «коктейли Молотова». Здание не сгорело, но украинские сотрудники, вспоминает датский инвестор, больше не хотели там работать, и мы всех их эвакуировали вместе с их семьями в Одессу, нашли там для них жилье.
В ноябре стало понятно, что в Луганск нам уже не вернуться, и мы стали подыскивать офис в Одессе. В 2015 году в нем уже работали 15 сотрудников, в 2016 году их стало 75, а сейчас — 115, продолжает свой рассказ инвестор. Но у нас большие планы и для их выполнения требуется 150 инженеров, а соответственно, мы должны создать им условия для работы. Силлесен отмечает самоотверженность украинцев и рассказывает, что одна из его сотрудниц, вопреки мнению руководства, — по собственной инициативе — поехала в Луганск и сумела вывезти оттуда через все блокпосты завезенное в свое время из Дании оборудование, мебель и другое имущество.
«Мы очень высоко ценим не только знания и мудрость, но и такие поступки наших украинских сотрудников, — говорит Силлесен, — и поэтому настроены, несмотря ни на что, оставаться в Украине». Он показывает фотографии нынешнего офиса BIIR в Одессе, которому можно только позавидовать и рассказывает, что при входе сотрудников встречают выдержки из антикоррупционного законодательства Дании, предусматривающего суровое наказание за взяточничество.
«Мы и в Украине никому не даем взяток — у нас нулевой «тулеранс» (толерантность) в отношении коррупции, — констатирует предприниматель и добавляет: — Это в некотором смысле затрудняет нашу деятельность. Поскольку иногда нам приходится бороться с теми или иными чиновниками или ведомствами и даже посещать суды во избежание коррупционной деятельности. Но это наш принцип, и мы четко его отстаиваем. Так, нам пришлось судиться с Пенсионным фондом Украины, который не соблюдал нормы украинского законодательства. И мы выиграли два дела». По словам Силлесена, его компания платит в Украине все налоги, она не ведет «черной бухгалтерии», а все сотрудники устроены официально, нет фейковых частных предпринимателей.
BIIR даже получила в Одессе почетное звание «налогоплательщик года». Но в работе компании есть сложности. Она размещена на разных этажах, а кроме того, из-за ограниченной офисной площади нет возможности расширить штат сотрудников. Нужен новый, более удобный офис. Недалеко от Потемкинской лестницы нашли заброшенное здание на улице Приморской и приобрели его по цене, которая была подтверждена двумя независимыми юридическими компаниями.
«И тут начались проблемы, — несколько даже меняясь в голосе, говорит датский инвестор. — Один из бывших собственников этого здания, который шесть с половиной лет не платил за ипотечный кредит, благодаря которому приобрел его, начал возмущаться тем, что банк, следовательно, и мы тоже, его обидели — нарушили его права». Как ни странно, местные прокуроры и полиция стали на сторону «обиженного» неплательщика ипотечного кредита и начали ему помогать. «Для нас это выглядит абсурдно, — отмечает Силлесен, — потому что мы покупали это здание честно и прозрачно. Украинский бизнес-омбудсмен пытается нам помочь. Но все равно все это очень странно. Ведь мы соблюдаем украинские законы, вкладываем в эту страну деньги, инвестиции, которых ей так не хватает, создаем для людей рабочие места».
«Вместе с украинскими специалистами мы создаем лучшее будущее для Украины, хотим, чтобы она процветала, — делится планами компании Силлесен, — Мы надеемся через несколько лет иметь в Украине до 500 сотрудников. На месте заброшенного здания хотим построить суперсовременное сооружение, которое не будет потреблять энергоресурсы извне — ни газа, ни электроэнергии, ни тепла. Сделаем хорошее утепление. Установим солнечные батареи».
«Будем использовать другие современные источники энергии, соблюдать все строительные нормы и не будем никому мешать, не будем закрывать одесситам вид на море, — перечисляет намерения компании ее глава. — Как только мы оформили покупку, сразу же обратились к городскому архитектору, чтобы лучше спланировать вид на море из близлежащего парка. Мы даже приглашали к нам на встречу нашего оппонента, который сейчас собирается забрать без всякой компенсации купленное нами здание, и он не увидел в нашей деятельности ничего плохого или незаконного. Тем не менее, на наше имущество суд первой инстанции налагает арест. То есть он принял решение в пользу того, кто больше шести лет не погашал кредит, не соблюдал ипотечный договор и даже не пытался вести диалог с банком, а поэтому был справедливо наказан. Но мы-то купили здание у того, кому оно в тот момент уже принадлежало».
Силлесен рассказывает о своих встречах с Президентом Украины Петром Порошенко и говорит, что глава украинского государства гарантировал, что в Украине «мы будем защищены от коррупции и всевозможных не правовых действий». «В сентябре, после такого решения суда первой инстанции, — добавляет Силлесен, — я поднял этот вопрос повторно перед Порошенко на конференции в Киеве. И он пальцем указал на высокопоставленного чиновника и сказал, чтобы тот нам помог. Мы ведем диалог с властью и ожидаем, что она будет держать свое слово».
Он также делится впечатлениями от посещения многих западных посольств в Киеве, перед которыми BIIR поднимала свой вопрос. «К сожалению, мы узнали, что наше дело не единственное. Во всех посольствах нам рассказывали подобные истории, — не без горечи отмечает Силлесен и продолжает: — Официальное обращение посла Дании к генеральному прокурору Украины остается без ответа. Украине надо понимать, что в мире есть почти двести других стран, куда можно вложить инвестиции, нанимать людей и развивать там экономику. И во многих из них не на словах, а на деле поддерживают инвесторов. Я очень люблю Украину, но я приехал сюда не для того, чтобы у меня просто тупо украли».
«День» спросил у Силлесена и поддерживающих его компанию юристов: чем аргументировал одесский суд свое странное решение? Оказывается, судья счел, что оппонент BIIR лишился принадлежавшей ему ранее собственности не добровольно, а по принуждению... Хотя, подписывая ипотечный договор, заемщик должен четко понимать, что, нарушая его, не платя по кредиту, он, безусловно, и без суда будет лишен объекта ипотеки, будь то автомобиль, квартира или дом. Так что судебная реформа в нашей стране проведена крайне своевременно. Вопрос лишь в том, насколько она будет гарантировать и украинцев, и иностранцев, и, особенно, как наших собственных, так и иностранных инвесторов от подобных решений, которые, как говорится, просто курам на смех.
Выпуск газеты №:
№190, (2017)Section
Экономика