Истоки топливных войн
Как прочистить заторы на нефтяной трубеПервые «сто дней Виктора Ющенко» запомнятся нам, наверное, прежде всего как «звездный час» Украины на международной арене. Национальные телеканалы ежедневно показывают кадры, на которых парламентарии различных стран стоя приветствуют украинского Президента. Такие кадры вызывают очень хорошие чувства, и, наверное, даже самые последовательные противники новой власти где-то в душе ощущают гордость за свою страну. Единственное, чего не хватает, это информации об итогах визитов Виктора Андреевича. И тут таится серьезная опасность. Как бы у представителей новой власти не сложилось впечатления о том, что международные отношения с Украиной с этого момента будут строиться исключительно на декларируемых обычно сторонами принципах равноправия и партнерства. А следовало бы помнить, что в переговорных процессах главными аргументами всегда выступала сила. Еще столетие назад речь при этом шла об армейской мощи. Сегодня же в первую очередь учитывается экономический потенциал. И Украина, обладая контролем над значительными объемами нефтяных потоков в Европу, может эффективно отстаивать свои позиции на любых переговорах — как с ЕС, так и с Россией. И имеет возможность стать влиятельным международным игроком. Но нужна новая стратегия, в том числе и для развития национальной нефтетранспортной системы.
НАСЛЕДСТВО СССР
Сегодняшние отечественные нефтепроводы являются осколком когда-то мощной нефтетранспортной системы СССР. В 1992 году в Украине было образовано государственное предприятие «Приднепровские магистральные нефтепроводы», позже преобразованное в государственное акционерное общество. Сегодня нефтепроводы этого маршрута пересекают территории 11 областей Украины. Второй маршрут, проходящий по территории страны, — нефтепровод «Дружба» (украинский отрезок) — также стал самостоятельным госпредприятием. Украинские власти поначалу не полностью осознавали значение нефтетранспортной отрасли и не особенно заботились о финансировании программ реконструкции и обновления нефтетранспортных сетей. Более того, каждое правительство (как в свое время и правительство СССР) пыталось поправить финансовые дела государства за счет доходов нефтетранспортных предприятий.
Поэтому вполне логично, что те же «Приднепровские магистральные нефтепроводы» стали искать общий язык с российскими нефтедобывающими компаниями и владельцами нефти, чтобы за счет стабильной загрузки и согласованной тарифной политики иметь возможность саккумулировать средства для переоснащения предприятия. В интеграции всех интересующих ее магистралей была заинтересована и сама РФ. Во-первых, это позволило бы получить довольно важный инструмент влияния на внутреннюю политику Украины, которая все больше уходила из- под сферы влияния РФ, а во-вторых, обеспечить дешевую и стабильную транспортировку добываемой нефти. Впрочем, у россиян выбор был невелик, так как строительство новых нефтеартерий всегда требует огромных капиталовложений.
Но такое партнерство быстро зашло в тупик. Россияне, перманентно поднимая цены на нефть, требовали от Украины снижения тарифных ставок на прокачку российской нефти. В какой-то степени их можно было понять, поскольку транзитные тарифы, которые были установлены в 2000 году в направлениях на Новороссийск (2,35 долл.) и на Одессу (4,90 долл.), в расчете за тонну на 100 км были намного выше, чем внутрироссийские. Кроме того, Украина долгое время бойкотировала проект «Дружба—Адрия», который должен был вывести российскую нефть к порту Омишаль на Адриатике. Естественно, наш стратегический партнер прибегнул к давлению.
Осенью 2000 г. государственная компания «Транснефть» подготовила проектно-сметную документацию на строительство участка нефтепровода Суходольная — Родионовская, позволяющего качать российскую нефть в обход Украины. Работы начались сразу после принятия в начале 2001 года президентом России Владимиром Путиным политического решения и быстро завершились. Но теперь весь объем нефти, который раньше транспортировался на Новороссийск по территории Украины и дважды пересекал украинскую границу, остался в России. Эта труба долгое время довольно сильно укрепляла позиции отечественного руководства в диалоге с северным соседом, а теперь стала показывать, что будет с остальными нефтяными маршрутами Украины, если она не согласиться играть по российским правилам.
СВОЯ ИГРА
В ответ Украина дала понять, что проходящие через ее территорию нефтепроводы — это исключительная собственность государства. В 2001 году на базе государственных акционерных обществ «Магистральные нефтепроводы «Дружба» и Приднепровские магистральные нефтепроводы было создано открытое акционерное общество «Укртранснафта», а его акции полностью переданы в уставной фонд НАК «Нефтегаз Украины». Сегодня ОАО «Укртранснафта» — национальный оператор системы магистральных нефтепроводов Украины, второй по величине в Европе и состоящей из системы магистральных нефтепроводов «Дружба», Приднепровских магистральных нефтепроводов, нефтепровода Одесса—Броды и Морского нефтяного терминала «Пiвденний». Ее создание позволило проводить единую политику в сфере транспорта нефти и тарифов, унифицировать нормативную базу, оптимизировать финансовые потоки, а также обеспечивать реализацию государственной концепции развития нефтепроводного транспорта Украины.
Отдельно следует остановиться на нефтепроводе Одесса — Броды. Его пропускная способность — 9—14,5 млн. тонн нефти в год. На входе находится морскойской нефтяной терминал «Південний», который способен принимать танкеры дедвейтом до 100 тыс. тонн. Предусматривается расширение мощности нефтепровода до 40—45 млн. тонн в год. Нефтепровод задумывался и проектировался в качестве соединительной перемычки между системами магистральных нефтепроводов «Дружба» и Приднепровскими магистральными нефтепроводами, а также для обеспечения дополнительными объемами сырья двух западноукраинских НПЗ, и должен был стать своеобразным последним аккордом в формировании целостной национальной системы транспортировки нефти. Но, как известно, в июле 2004 года с российско-британской группой «ТНК-ВР» было заключено соглашение о реверсе нефтепровода. Проще говоря, маршрут начал использоваться в направлении, противоположном проектному. Реверс не только воспрепятствовал тому, чтобы собрать воедино все транзитные активы «Укртранснафты», но фактически разорвал нефтетранспортную систему Украины на две части.
НЕСОСТОЯВШЕЕСЯ ПАРТНЕРСТВО
В результате Россия, а также Туркменистан, Азербайджан и Казахстан, располагая огромными нефтяными ресурсами, решают проблемы выхода на надежные прибыльные рынки, а Украина, являющаяся значительным и перспективным рынком и обладающая разветвленной, постоянно развивающейся сетью нефтепроводов, перевалочных комплексов, транспортной инфраструктурой и значительным потенциалом по переработке нефти, осталась от этого процесса как бы в стороне. Общеизвестно, что Украина делит центральную Евразию на две части — ту, где добывают нефть, и ту, где в ней катастрофически нуждаются. Поэтому Украина предпринимала значительные усилия, чтобы не только удержать позиции главного европейского нефтяного транзитера, но и нарастить мощность и загрузку существующей нефтепроводной системы. Украинцы поняли, что ее идеальное географическое положение определяет отличную перспективу, как минимум, в качестве связующего звена в транспортных коридорах между нефтедобывающими регионами в бывшем Советском Союзе и важнейшими рынками в Европе и за ее пределами. С этого можно получать как экономические, так и внешнеполитические бонусы.
Сегодня Украина уже перешла от практики ожидания выгодных предложений к активным действиям на международной арене с целью установить контроль над максимальным объемом транспортировки нефти. Так, в 2004 году Украина предложила России рассмотреть варианты расширения сотрудничества по транспортировке нефти через свою территорию. Тогда этот вопрос обсуждался в ходе встречи министра топлива и энергетики Украины Сергея Ермилова и главы минэнерго РФ Игоря Юсуфова. И хотя эти попытки не увенчались успехом, это событие ознаменовало качественно новый подход украинской власти к решению данных задач.
В августе прошлого года украинско-российские отношения в области транзита нефти были окончательно зафиксированы соглашением «О транзите нефти по территории Украины», которое подписали в Сочи экс-глава правительства Украины Виктор Янукович и его российский коллега Михаил Фрадков. В документах предусматривалось, что в случае, если объемы нефти будут больше, чем заявлено, «Укртранснафта» и «Транснефть» (Россия) будут работать над созданием дополнительных мощностей. В случае эффективного партнерствами между странами нефтепроводная система Украины будет работать «на полную катушку». Межправительственное соглашение рассчитано на 15 лет и пролонгируется автоматически на следующие пятилетние периоды, если стороны не заявляют о его приостановлении. В соглашении Россия и Украина также брали на себя обязательства «взаимодействовать в разработке и осуществлении перспективных проектов транспортировки нефти по новым транзитным направлениям». И тут следует отдать должное бывшему правительству: благодаря этому соглашению, несмотря на все негативные моменты, Украина имеет возможность контролировать почти четвертую часть всего российского экспорта. Если новому руководству страны удастся по максимуму реализовать эти возможности, то это позволит вести равноправный диалог с северным соседом, обладая сильными средствами влияния.
Второй вектор использования ресурса нефтетранспортной системы — это ЕС. В Европе в последнее время наблюдается острый дефицит нефти, что позволяет Украине занять очень выгодное положение. Для этого необходимо «подсадить» западные страны на предлагаемую казахскую нефть. А ее можно транспортировать только по законченному проекту «Одесса—Броды—Плоцк». Украинцы построили нефтепровод без международных инвесторов и обязательств нефтедобывающих компаний использовать этот нефтепровод. И в этом можно упрекнуть нынешнего Президента, в то время возглавлявшего правительство и упустившего шанс создать из собственников нефти международный консорциум по управлению нефтепроводом Одесса—Броды, что обеспечило бы этот маршрут нефтью и заказами на ее транспортировку. В результате нефтепровод почти два года простоял, и Россия сумела склонить Украину к реверсу. Зачем он был нужен России, понятно. Вопрос в том, зачем это потребовалось Украине? Ведь вместо обещанных 9 млн. тонн в год по этой трубе с начала эксплуатации было прокачано немногим более 2 млн. тонн.
Одесса—Броды — это проникновение Украины в чрезвычайно богатый нефтью Каспийский регион (недавно Казахстан сообщил об открытии крупнейшего в мире месторождения с запасами 7 млрд. тонн, и к 2010 году Азербайджан может выйти на уровень экспорта до 60 млн. тонн в год, а Казахстан — до 120 млн. тонн), что позволяет ей выйти на рынок стран ЕС. К тому же Одесса—Броды открывает путь к нефтяным ресурсам Ирака, Ирана, Ливии, Саудовской Аравии. Разумеется, доходы от транспортировки нефти позволят Украине покупать ее и для своих нужд.
Естественно, что строительство Одесса—Броды не отвечает ни экономическим, ни политическим интересам России, поскольку его реализация отрезает российскую нефть от половины рынков Европы. В случае попадания нефти Каспия в Европу произойдет перераспределение рынка, и каждая страна-импортер возьмет половину нужной нефти у России, а вторую — на Каспии. Между прочим, за это ратует и Европейская энергетическая хартия. Поэтому-то и был заблокирован украинский нефтепровод.
Тем не менее Украина продолжает вести активную работу в этом направлении. Причем, со слов премьер-министра Юлии Тимошенко, рассматриваются два варианта: достройка нефтепровода по территории Польши или же строительство собственного нефтеперерабатывающего завода на выходе из украинской трубы. И последние события дают в этом плане повод для оптимизма. Изначальный вариант использования Одесса—Броды поддерживают сегодня как новая власть, так и оппозиция. Две недели назад на встрече с министром топлива и энергетики Украины Иваном Плачковым представители казахстанской делегации выразили готовность принять участие в проектах, направленных на развитие украинской нефтетранспортной инфраструктуры, в том числе и проекта «Одесса—Броды».
А вот сами россияне, похоже, пытаются поскорее избавиться от нерентабельной для них трубы. Как заявил вице-президент российской «Транснефти» Сергей Григорьев, тарифы украинцев необоснованны, и если партнеры их не снизят, российские компании откажутся от прокачки по нефтепроводу.
ПОГОВОРИМ ПО-НОВОМУ?
Учитывая все украинские возможности и ресурсы, при продуманной государственной политике отечественная нефтетранспортная система может поставить Украину на новый уровень межгосударственных отношений. Что для этого нужно сделать? Прежде всего обеспечить активное участие Украины в создании Евроазиатского нефтетранспортного коридора. По этому маршруту должна поставляться каспийская нефть. Поскольку большинство центрально-европейских стран сейчас как минимум на 60% зависят от поставок нефти из России, то с точки зрения национальной экономической безопасности они максимально заинтересованы в этом проекте. Одновременно нужно добиваться выхода на рынки стран Ближнего Востока и участия в разработке там новых нефтяных месторождений, что позволит создать еще один подконтрольный маршрут транзита нефти.
При этом нельзя, конечно, забывать и об эффективном стратегическом сотрудничестве с Российской Федерацией. Украина должна остаться основным транзитным государством для экспортных партий российской нефти в Европу. С экономической точки зрения для нашего северного соседа это оптимальный маршрут. Возможны также варианты обхода Украины новыми российскими нефтяными маршрутами, но это не должно вызывать в Украине истерии (точно так же, как России, если она действительно стратегический партнер нашей страны, не следует ставить палки в трубу Одесса—Броды). Если Украина сумеет пройти по лезвию между этими двумя задачами, то ее роль как энергетического игрока на европейском рынке станет общепринятой и, можно не сомневаться, ЕС оперативно пересмотрит сроки интеграции с нашей страной.
Сейчас новому украинскому руководству предоставлены колоссальные возможности. Сможет ли оно конвертировать их в реальные результаты, зависит исключительно от него самого. Шанс есть, но есть и угроза в очередной раз под красноречивые декларация провалить все достигнутое за последние несколько лет. Можно, конечно, и дальше строить свою внешнюю политику на имидже борцов за демократию. Не факт, что это не даст результатов. Но новой власти не следует забывать, что в международных отношениях уважают сильных...
Выпуск газеты №:
№71, (2005)Section
Экономика