Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

История украинского нефтяного провала

29 июля, 00:00

ВНИМАНИЕ: ГОРЯЧАЯ ТЕМА

Западная печать иллюстрировала нефтяной кризис в Украине немыслимой для цивилизованных стран картиной: несколько человек толкают автомобиль с пустыми баками. Но наилучшей иллюстрацией этого кризиса, пожалуй, послужило бы изображение комбайна, застывшего посреди поля в ожидании горючего. Для граждан Украины, в чьей генетической памяти еще жив призрак голодомора 1933 года, нынешний кризис на рынке нефтепродуктов может иметь тяжелые последствия. Недавний, спровоцированный все тем же нефтяным кризисом, обвал гривни, вслед за которым заплясали цены на базарах и в магазинах, многие эксперты рассматривают лишь как репетицию вполне возможных и еще более ощутимых потрясений. Впереди зима, и вслед за нефтяной неизбежно всплывет газовая тема, тема тепла в наших домах. При этом, естественно, возникает наш извечный вопрос «Кто виноват?». То ли идущая не тем путем приватизация, в результате которой энергоносители все еще находятся под контролем беспечных и равнодушных чиновников, а нарождающийся частный бизнес все больше вытесняется государственными монополиями? То ли продуманная политика властей, эксплуатирующих возникающие трудности для создания имиджа «народных радетелей»? Словом, это — многогранная тема для разговора с продолжением, и мы просим читателей написать нам о том, какие чувства и настроения вызвал нефтяной кризис, какими видятся его последствия в ближайшем будущем, а также о том, что нужно сделать, чтобы застраховать страну от подобных потрясений. Ваше мнение будет изложено на страницах газеты, а кроме того, повлияет на решения людей, поставивших своей целью повести Украину по пути перемен. Ваши письма и советы, ваша поддержка будут восприняты с благодарностью.

Украинская действительность внесла существенную поправку в старую советскую формулу, по которой любое происшествие должно заканчиваться наказанием невиновных, поощрением нерадивых и награждением непричастных. Теперь у нас награждение полагается виновным. Речь идет о нефтяном кризисе, из которого наш Президент, по-видимому, намерен выйти полным победителем. Для этого всю вину за высокие цены, пустые бензоколонки и нескошенные вовремя поля он, не задумываясь, возлагает на правительство. И в этом, безусловно, почти прав. Но еще более правы те, кто спрашивает: а не вы ли, господин Президент, это правительство подбирали, назначали и защищали от наскоков прессы и оппозиции? А не под вашим ли руководством оно работает?

Оставив эти вопросы без ответа, Леонид Кучма тем не менее недавно напомнил о мерах, которые он вынужден был принять (для ликвидации нефтяного кризиса. — Ред. ) и отметил, что после того, как он взял под свой контроль обеспечение нефтепродуктами уборочной кампании, «ситуация здесь резко улучшилась». Более того, по словам Л. Кучмы, изложенным Интерфаксом-Украина, в результате ситуация «поправляется», цены на бензин на рынке падают.

Конечно, в период уборочной только не патриот не скажет при этом «ваши слова да Богу в уши». Но и патриоту не зазорно поинтересоваться, а зачем это Л. Кучма так усиленно, хотя и довольно медленно ищет виновных данного кризиса. Стоило премьер-министру в минувшую субботу заявить, что он их уже нашел (в лице замминистра энергетики Владислава Тарашевского и замминистра экономики Анатолия Врублевского), как Президент дал ему еще две недели сроку на поиски и подготовку предложений на увольнение проштрафившихся. (Если помните, в нашей формуле они фигурируют как невиновные — в частности, В. Тарашевский, которого обвиняют в незагрузке нефтеперерабатывающих заводов сырьем, сказал «Дню», что нефти туда в этом году поставлено в 1,5 раза больше, чем в предыдущем).

А причины эти во въевшейся во все наши поры совковой привычке сначала создавать проблемы, а затем «героически» их решать, многократно повторяя цикл: проблема — решение — проблема. Итак, вначале была проблема инвестиций. И правительство «решило» ее, в частности, предоставлением налоговых и таможенных льгот для предприятий с иностранной инвестицией, или иначе говоря СП. Но часть из них, после прошлогоднего финансового кризиса вплотную занялась импортом в Украину нефтепродуктов, естественно, используя предоставленные правительством льготы. В первом квартале 1999 года оптовыми импортерами нефтепродуктов в Украину были Харьковский филиал ООО «Предприятие «Бизон» (43,2% рынка бензина и 12% дизельного топлива), Харьковский филиал ООО «Предприятие «Лютня» (22,8% бензина и 6,7% дизтоплива), ООО «Фионит» (5,2% и 1,7%) и ООО «Актив» (4,9% и 1,7%). В целом эти структуры импортировали 76,1% бензина и 22,3% дизельного топлива от общих объемов импорта. Цены на нефтепродукты были на удивление низкими. И, конечно же, бюджет при этом недобирал... По данным гостаможни, сумма условно начисленных платежей этих предприятий составляла всего 127,9 млн. грн. Проблема!

Грабят страну, обирают пенсионеров и студентов, утверждал (узнав о бензиновом кризисе) Л. Кучма, указывая на 37 совместных предприятий, многие из которых были и вовсе непричастны к нефтебензиновому бизнесу. И правительство, напомним, по указке Президента, сначала приостанавливает внешнеэкономическую деятельность так называемых безналоговых импортеров, а затем издает постановление, ликвидирующее все их льготы.

Естественно, это решение также потянуло за собой проблему. Распродав к маю 1999 года накопившиеся запасы нефтепродуктов, предприятия с инвестициями прекратили их завоз в Украину. Однако их места на рынке никто не занял. И в образовавшуюся дыру стал заползать дефицит, поддерживаемый еще и слухами о росте мировых нефтяных цен. В мае импорт в Украину дизельного топлива упал до 5-6% от уровня прошлого года, а бензина (январь—май) сократился на две трети.

Даже пропрезидентски настроенные эксперты отмечают, что нельзя было придумать большей глупости, чем отмена льгот для СП накануне уборочной и отпускной кампаний, когда резко возрастает спрос на нефтепродукты.

Тем временем Президент попытался перевести стрелки недовольства на нефтетрейдеров, назвав их чуть ли не жуликами и обвинив в сговоре, а Антимонопольный комитет — в бездеятельности. Однако ничто из этого не подтвердилось.

Правительству пришлось принимать экстремальные меры по спасению ситуации. Оно отменило ряд налогов и пошлин для импортеров нефти и нефтепродуктов и даже, несмотря на несогласие МВФ, включило нефть в список товаров критического импорта, освободив таким образом импортеров от НДС. 27 июня Президент издал указ, освобождающий давальческую нефть от ввозной пошлины. Немного позже он наконец-то подписал принятый парламентом вопреки его вето закон, устанавливающий универсально низкие акцизы на нефтепродукты — на бензин 40 евро и на дизтопливо 10 евро за тонну. Подписант свои вынужденные действия абсолютно не рекламировал. Ведь по логике вещей, после многомесячной акцизной перепалки с парламентом, он должен был бы продолжать свое сопротивление низким акцизам в Конституционном суде.

Оперативно принятые меры власти свидетельствуют лишь о том, что во время кризиса о нежно любимом и защищаемом бюджете власти и, конечно же, глава державы несколько подзабыли. Ежемесячник Агентства гуманитарных технологий «Украинская экономика: целостный комментарий» писал об уважении к решительности правительства, которое раньше предоставляло льготы части нефтетрейдеров, а теперь предоставило их всем. И, добавим, льготы установило по всему фискальному фронту, начисто забыв о возможных потерях бюджета. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.

Главным в этой ситуации считалось спасение предвыборного президентского лица. Вплотную занимавшийся в этот период ценами на нефтепродукты замминистра экономики Виктор Кальник даже подсчитал, что принятые Президентом и правительством меры собьют цены на 31 копейку. Просчитался. После некоторого затишья нефтяные цены совершили небывалый прыжок, столкнув при этом в довольно глубокую яму также и гривню.

И опять Президент «героически» избавляет страну от нефтяных проблем. Поскольку экономические меры не сработали, пришел черед просить помощи за рубежом. «Руку дружбы» великодушно протянул Азербайджан (правда, вместо 150 тысяч тонн оттуда доставят лишь 70 тысяч), по-братски поделился своей горючкой щедрый грек Вардис Вардинояннис, подписав контракт на целый миллион тонн. Соблазненные перспективой получить «ЛиНОС», заспешили спасать Украину Россия и Казахстан.

В итоге, когда соберем с огромными потерями урожай (эксперты предсказывают, что потери составят 5 из возможных 25 миллионов тонн) и отгуляем отпуска, бензина у нас будет хоть залейся. Однако высокие цены греческих, азербайджанских и российских нефтепродуктов, оказавшиеся совершенно не по карману украинским (все еще коллективным) крестьянам, как утверждают эксперты, выльются в миллиардные внешние долги, которыми и без того обременен бюджет Украины.

Новому президенту не останется ничего другого, как отменить временные льготы, выданные всем. Останутся лишь перечисленные выше безналоговые импортеры, которым парламент при молчаливом согласии Кучмы вернул их преимущества. То есть страна вернется на прежние позиции.

Нет сомнения, что избиратель поставит свою точку в этой истории, но и суду, вполне возможно, также придется поработать.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать