Иван ПЕТУХОВ: Мы — стойкие виртуальные солдатики
Как отечественному сектору IT удается избегать ударов кризиса?
В конце прошлого года на фоне мировой рецессии в сети интернет резко сократилось количество зарегистрированных доменных имен. Виртуальный мир «пал очередной жертвой экономического кризиса», писала на днях по этому поводу газета Financial Times. А как обстоят дела в украинском секторе IT? «День» посетил компанию «Адамант» — одну из ведущих отечественных структур, предоставляющих современные услуги в сфере телекоммуникаций, и побеседовал с ее президентом Иваном ПЕТУХОВЫМ.
— Повлиял ли кризис в реальной экономике на украинскую сферу телекоммуникаций?
— Нельзя, конечно, сказать, что на рынок IT ничто, в том числе и кризис, не влияет. Но, мне кажется, наш сектор — самый организованный в украинской экономике. Поэтому удар кризиса по телекоммуникациям пока минимальный. Между тем каких-то особых условий нам никто не создавал. Дыхание кризиса мы, как и все, ощущаем. Подорожали импортные составляющие — практически все оборудование, причем в два раза.
— Это следствие девальвации гривны?
— Безусловно. Но все убытки от этого мы ни на кого не перекладываем — несем их за свой счет. И никто нам этого не компенсирует. Там, где оборудования брали в лизинг или за счет заемных средств, возникла большая курсовая разница. Но в нашем секторе самые интеллектуальные компании или, вернее, самые интеллектуальные менеджеры, поэтому мы находим способ минимизировать затраты, сократить убытки, оптимизировать все свои действия. Ведь сегодня, когда всем очень трудно, очень важно не ныть, а найти правильную линию поведения. Я бы и всем посоветовал: не надо паниковать и метаться из стороны в сторону ни в решениях, ни в действиях, чтобы не напоминать собой «броуновское движение». Вспомним школьную физику: электрический ток возникает только тогда, когда под действием электрического поля удается создать направленное движение, заставляющее электроны бежать в нужную сторону. Точно так же и в бизнесе, а тем более — в IT-секторе. Вот мы, к примеру, я говорю об «Адаманте», стараемся продолжать движение в избранном направлении. Поэтому наши цены остались в основном без изменений. Все мы понимаем, что услуги связи теперь присутствуют в цене всех товаров, и их (услуг) подорожание может вызвать очередной ценовой виток, который ударит по всем.
— А что вас заставляет совершать такие благородные поступки?
— Даже не знаю, как объяснить. Может быть, срабатывает сознательность, уровень образованности, в конце концов. Да и сектор наш самый продвинутый, именно он владеет информацией и, следовательно, владеет, как говорится, всем миром. Это подталкивает нас к выводу, что не следует так быстро менять ценовую базу. Причем тут мы исходим не из альтруистических, а из прагматических побуждений. Ведь не все смогут выдержать наши повышенные цены. Значит, мы лишимся клиентов, а они, в свою очередь, не получат в полном объеме информации. Потеряют от этого не только те, кто оказывает и получает соответствующие услуги, но и вся страна. Развитие ее затормозится, конкурентоспособность на внешних рынках понизится.
— А платежи за ваши услуги, сигнализируя о кризисе, сейчас не снизились?
— Если взять январь, когда почти никто в стране не работал, то снижение платежей мы заметили. Но на это также повлияло и то, что до сих пор не завершен бюджетный процесс. В стране, как известно, принят нереальный госбюджет, а в столице бюджета нет и до сих пор. Но в компаниях есть какие-то накопления, какой-то резерв. Вот на нем пока что и живем. Да еще пытаемся каким-то образом развиваться. Конечно, динамика не такая, как была в октябре и ноябре. Но мы знаем, что обычно «движняк» начинается не в начале, а именно в конце года, когда люди что-то покупают из техники, из услуг связи. А январь и февраль — всегда затишье, но все равно среднегодовой план подключений пока выполняется, хотя, конечно, темпы не такие, как в прошлом году.
— Вы тут имеете в виду «Адамант» или весь сектор?
— Я говорю об отрасли, об усредненных показателях. А наша компания ведь не работает на каких-то эксклюзивных рынках. Мы все конкурируем в одном поле, и любая среднестатистическая компания служит как бы своеобразным зеркалом всей нашей отрасли. Если у нее рост, то он и у всей отрасли, если спад, то и он также всеобщий. Хотя, не исключено, что это может быть связано с какими-то внутренними процессами или такими недочетами, как, например, плохой менеджмент. Кризис, как и разруха, наступает сначала в головах. Это когда у человека кризис мысли, кризис жанра, кризис креатива. А если менеджмент нормально поставлен, если в управлении компании знают, что делать, как сохранить силы и средства, где больше тратить, а где поджаться и сэкономить, тогда все будет нормально. Обойдется без больших проблем. Но трудностей, конечно, не избежать. Они всегда есть в этой жизни — их надо преодолевать.
— А своим менеджементом, вернее, менеджментом компании вы довольны?
— Я считаю, в этом плане «Адаманту» повезло. Еще четыре года тому назад мы начали внедрять систему менеджмента качества — стандарт ISO 9001. Получив соответствующее свидетельство, мы продолжали, руководствуясь этим стандартом, совершенствовать управление компанией, учить свой персонал, подыскивать специалистов, которые в состоянии выполнять поставленные задачи. Ведь от хочу до могу, как известно, целая пропасть — обучить удавалось далеко не всех. Вот такой пример из обыденной жизни. У человека был огород, он его обрабатывал в меру сил и знаний и ходил по нему, как хотел. А тут приехали специалисты и все там упорядочили: разбили грядки, проложили дорожки и показали, где можно ходить, а где теперь нельзя. Но не каждый может отказаться от старых привычек... Кто-то привыкает, а кто-то делает все по-старому. Поэтому часть менеджмента пришлось обновить, особенно в области продаж. Но вот технический состав, то есть люди, занимающиеся управлением телекоммуникационными сетями, у нас не поменялся. И это я отношу к преимуществам нашей компании, обладающей высококвалифицированными техническими специалистами. Не поменялся и топ-менеджмент, ответственный за развитие предприятия. Многие специалисты работают у нас уже больше десяти лет. Благодаря этому могу смело сказать: накануне кризиса технический потенциал компании заметно усилился. А департамент продаж за последние несколько лет полностью обновился. Кроме того, еще год назад мы провели оптимизацию структуры компании, избавились от всего лишнего. Так что свои антикризисные меры успели внедрить где-то за полгода, год до кризиса. А сейчас нам не пришлось заниматься оптимизацией. Потому что заранее выбрали для себя стратегию, определились с тактикой работы по услугам и направлениям, которые будем продолжать развивать.
— И сейчас у вас не намечается сокращений персонала?
— Абсолютно ничего в этом плане не предвидится. О сокращении речь вообще не идет. Более того, есть вакансии. Нам нужны работники, в том числе и менеджмент среднего звена. В конце прошлого года у нас была сдана первая очередь дата-центра. И сегодня, в том виде, в каком мы его задумывали, и в расчете на те мощности, которые нам необходимы, он уже готов. Начиная с марта, мы сможем еще лучше оказывать соответствующие услуги. В ближайшее время (в марте, апреле) на нашей территории будет введен в действие еще и дата-центр защищенного типа, построенный при участии «Адаманта» и ряда других компаний для одного из крупных коммерческих банков с иностранным капиталом (с учетом всех требований Национального банка). Я пока не хочу называть этот банк, но могу сказать, что это очень солидная инвестиция. И мы ее реализуем точно по графику в нашем техническом офисе, куда подведено большое количество оптоволоконных линий. У нас очень хороший собственный интерконнект с более чем двадцатью провайдерами и операторами связи, то есть имеется возможность обмениваться информацией не только через украинскую сеть обмена интернет-трафиком, где у нас два включения, но и непосредственно. Пропускная способность наших внешних и украинских каналов для обмена трафиком превышает 40 гигабит в секунду.
— Понятно, ваша компания хорошая и мощная. Но вот вопрос от «чайника». На днях у меня дома плохо работал интернет. Первое, что я подумал: и сюда кризис добрался.
— Скорее всего, дело вовсе не в этом. Возможно, у вашего провайдера просто оказался перегружен этот сегмент рынка. Вам нужно обратиться в его службу технической поддержки. Если она не отреагируют, вот это уже будет кризис. Впрочем, если «моя» техническая поддержка или менеджмент перестанут реагировать на жалобы пользователей — я считаю, что тогда наступил внутренний кризис.
— А намерены ли вы и в нынешних непростых условиях вводить новые услуги для населения и для бизнеса?
— Да, и при этом мы проводим дифференциацию услуг. Доступ для бизнеса у нас изначально был несколько дороже. Многие услуги завязаны на стоимость импортного оборудования, потому что именно с его помощью мы расширяемся, а также на доступ к иностранным источникам информации. Но, несмотря ни на что, мы все-таки решили оставить низкие цены ряда электронных услуг для рядового пользователя, я имею в виду услуги хостинга и регистрации доменных имен в некоторых зонах для физических лиц, не зависящих напрямую от импортной составляющей. Для корпоративных пользователей будут сделаны новые ценовые предложения. Но это ведь справедливо. Компании, например, хотят разместить сайт или целый портал, а физическое лицо — небольшую страничку (или хостинг). И если мы сделаем последние услуги очень дорогими, мы, скорее всего, отпугнем своих пользователей. Тогда как для продолжения работы с ними мы можем автоматизировать процесс, уменьшить затраты и сделать цены более доступными. И в этом мы, стойкие виртуальны солдатики, сейчас видим свою социальную роль — люди должны знать, что хоть одна отрасль работает стабильно. Мы проводили расчеты: если поднять цены, то многие люди будут вынуждены отказаться от наших услуг, а компания все равно на этом заработает. Меньше абонентов, меньше головной боли по их обслуживанию, а денег больше. Но, с другой стороны, пока не так уж много людей (правильнее было бы вести учет домохозяйств) пользуются такими видами услуг — каких-то 10—15%. Можно ли их отталкивать?
— Интересно, какой у вас процент рынка в столице.
— В принципе, мы планируем заняться изучением этого вопроса. Тем более, что на этот год у нас была запланирована подготовка к выходу на фондовый рынок. Теперь мы вынуждены это дело отложить, и, я думаю, это даст нам время лучше подготовиться. Поэтому данную задачу мы не исключаем из наших стратегических планов.
— А насколько далеко они идут? Вы собираетесь выходить на украинские фондовые площадки или, может быть, даже на IPO?
— Все возможно. Но, понятно, действовать будем поэтапно. У нас шутят, мол, слона нужно есть по частям.
— Ваша компания известна как активный участник спонсорского движения.
— В этом мы себе не изменяем. Если, конечно, нам не помешают.
— Вы продолжаете заниматься детьми, молодежью, как и раньше, даете школам бесплатный интернет?
— Да, мы продолжаем программу по информатизации школ. Но я не случайно сказал: если нам не помешают. В Верховной Раде уже лежит представленный Кабмином законопроект об изменениях в закон о телекоммуникациях. Авторы этого документа, по видимому, считают, что если мы не повышаем цены, значит, у нас все хорошо, и можно нас дополнительно «подоить», а заодно и тех, кому мы оказываем бескорыстную помощь. Поэтому нам собираются установить дополнительный налог с оборота, а кроме того — лишить нас возможности бесплатно оказывать услуги — предоставлять интернет — школам, библиотекам, медучреждениям.
— Таким образом, по-видимому, хотят получить дополнительные отчисления в бюджет?
— Я не знаю, на что они надеются. Бесспорно, от этого, в первую очередь, пострадают школы и, главное, дети, учебный процесс, поскольку у того же бюджета нет денег, чтобы обеспечить интернетом учебные заведения. Наверняка авторы собирались сделать благо... Но на практике они вводят государственное регулирование цен на доступ интернета к школам, медучреждениям и библиотекам. Получается, что эти люди вообще хотят затормозить, причем на долгие годы, прогресс в нашей стране. Я бы назвал этот законопроект циничным. Он продвигается как антикризисный и даже социальный, а на самом деле не только тормозит социальное развитие общества, но также идет в разрез со словами премьер-министра, которая пообещала наложить мораторий на повышение налогового пресса на малый и средний бизнес. Между тем, под действие этого законопроекта подпадают не только услуги связи, но и все телекоммуникационные услуги, следовательно, и интернет. Так что нам остается бить во все колокола. На прошлой неделе я выступил с очень резким заявлением, поскольку в данном проекте есть даже статьи, которые смело можно назвать рейдерскими. В соответствии с ними НКРС становится второй налоговой инспекцией, поскольку получает возможность требовать от компаний, подобных нашей, всю финансовую отчетность, причем с подробным объяснением принимаемых решений. Если у рейдеров будет доступ к таким материалам, успех им обеспечен... Не случайно Главное юридическое управление Верховной Рады заподозрило что-то неладное в соответствующих статьях данного законопроекта и предложило доработать его.
— Похоже, таким образом у вас хотят отнять право на коммерческую тайну.
— Именно так. Ее вообще не будет, если этот закон вступит в силу. Более того, как член Антирейдерского общественного совета, я вижу там и другие очень опасные пункты. Например, НКРС может при получении лицензии обязать любого оператора связи, и не только монополиста, а действительно любую компанию, в установленный срок телефонизировать любую отдаленную местность, и она (компания) при этом не имеет права отказаться. Эта задача — очень затратная, и почти любого среднего оператора может вогнать в дефолт. Ну, а все остальное уже дело техники: предлагай «выгодные» условия и покупай задешево — вот такое рейдерское ноу-хау.
Проект также продвигает так называемый фонд универсальной услуги, основное официальное назначение которого — ликвидация так называемого цифрового неравенства. Речь идет о каких-то отдаленных местах, где до сих пор нет доступа к связи. Цивилизованные страны, собирая в этот фонд деньги, чтобы устранить несправедливость, поощряют те компании, которые берутся телефонизировать и эти медвежьи углы. Но в нашей стране их, оказывается, не так уж и много. Как известно со слов заместителя главы Администрации связи господина Проживальского, в Украине на 100 жителей, включая младенцев, приходится 118 сим-карт для мобильных телефонов. Они, после введения новой нумерации, позволяют вызывать любую службу экстренной помощи. Это говорит о том, что все, кто хотел иметь доступ к связи, уже практически его получили. Не охваченными проводной связью остались, по-моему, всего несколько тысяч домохозяйств в небольших горных селах. Решать эту проблему надо. Но за какие деньги? Если раньше, когда не телефонизированных сел было куда больше — 30 процентов, в названный фонд предлагалось отчислять по полпроцента, то сейчас — три процента, да еще плюс НДС, то есть получается 3,6 процента с оборота компании. Это выльется в огромные суммы — миллиарды гривен! Этих средств, похоже, хватит, чтобы проложить до каждого золотые провода, да еще и поставить телефон, инкрустированный бриллиантами. Всем понятно, что деньги будут использоваться вовсе не для этого.
— Универсальные услуги — это только проводная связь?
— Да, это проводная связь, а к ней еще приравняли радиодоступ. Но проблема не только в этом. Если у человека есть мобильная связь, то, может быть, ему уже и не нужен обычный телефон? Если посмотреть только на карты покрытия Киевстар, UMC и life:), а есть ведь и другие операторы, то мы с трудом найдем в нашей стране места, куда бы ни проникла мобильная связь. Так что этот законопроект вызывает очень большие сомнения. И тем более теперь. Чтобы преодолеть кризис (и это общеизвестно), нужно снижать, а не повышать налоговую нагрузку на бизнес. Тогда не будут сокращаться рабочие места. Но этот налог — не только 3,6 процента. Его ведь нужно еще и администрировать — составлять отчетность, нести другие затраты внутри компании. Плюс администрирование в НКРС, для чего потребуется привлекать дополнительное количество чиновников и брать для их содержания больше денег из бюджета.
А самое интересное, что деньги от этого нового налога, разрушающего сферу IT, в бюджет, скорее всего, не попадут. Во всяком случае, сейчас они в нем практически не предусмотрены. В бюджете запланировано получить то ли два, то ли три миллиона гривен. И это все. А куда пойдут миллиарды? В какой внебюджетный фонд? Вопросов, как всегда, больше, чем ответов. И в выводах Главного юридического управления парламента они поставлены. В них предлагается ввести за этими громадными средствами жесткий бюджетный контроль. Но реальна ли эта задача при нашем уровне коррупции?
— Сфера телекоммуникаций во всем мире считается свободной и туда не заглядывают со своими правилами ни фискальные органы, ни цензура. А как у нас?
— О новом лишь слегка закамуфлированном налоге мы уже поговорили. Но это не все. В Украине предпринимаются попытки поставить эту сферу под тотальный контроль. Нас обязывают ввести так называемое журналирование, то есть фиксировать все, что смотрит, читает и даже просто может увидеть в интернете наш гражданин. Понятно, что это незаконно, поскольку нарушает все права человека. Но, кроме того, это еще и нереально, поскольку на сегодняшний день просто нет технической возможности что-то подобное осуществить.
— А можете ли вы назвать какой-нибудь из принятых в последнее время законов, который бы способствовал бизнесу в сфере телекоммуникаций?
— Признаться, что-либо такое трудно вспомнить. Разве что это было несколько лет тому назад. На пятом Конгрессе ИНАУ (он состоялся 13 февраля), я отмечал положительную роль введения Правил пользования телефонной канализацией. Но они готовились несколько лет, причем настоящими профессионалами. К тому же и члены ИНАУ в процессе работы имели возможность вносить туда свои предложения и изменения. Да и «Укртелеком» всячески шел на встречу при работе над этим документом.
— А почему бы не отработать четкую процедуру, предусматривающую участие бизнеса при разработке законопроектов и других регулирующих документов, затрагивающих его интересы?
— Все есть. Но если бы у нас правила соблюдались. Причем нельзя сказать, что ими пренебрегают. Их искусно обходят. В частности, нередко необходимый «одобрямс» общественности получают от прикормленных «ручных» или «карманных» организаций. Вот тогда и для ручного по сути управления не возникает никаких препятствий.
Выпуск газеты №:
№37, (1996)Section
Экономика