К нашим «баранам»
Почему фермерские овцы никому не нужны?
— Сначала я не стремился разводить овец ради прибыли. Лет с десять назад случайно приобрел овцематку. И тогда соблазнился вкусной нежной бараниной... Сначала она стала основным продуктом семейной кухни, а потом дошло и до продажи. Процесс воссоздания стада тщательно контролирую, и за последние 5 лет не пустил под нож ни одной матки. Их уже 60. Приблизительно половина — окотные.
Вскоре, в июле, придет время стричь овец. Это в овцеводстве — как жатва. Работаем на ней вместе с женой. Старую машинку адаптировал для работы в полевых условиях от автомобильного аккумулятора.
— На шерсть есть спрос?
— К сожалению, вопрос реализации шерсти остается нерешенным. И хотя ее не так и много (в прошлом году настриг 150 кг), но, согласитесь, выбрасывать ее не по- хозяйски. Но чего греха таить, руно не находит должного места в использовании, и потому оказывается на свалке. И странно читать рассказы о тесном сотрудничестве предприятий легкой промышленности с овцеводами. Я лично обратился по этому вопросу за помощью в управление сельского хозяйства и продовольствия. Оказалось, что ближайшее предприятие по переработке шерсти находится в Чернигове, на расстоянии целых 300 километров. Как говорится, в данном случае овчинка выделки не стоит. И выходит замкнутый круг: если нет сбыта шерсти, то исчезает и стимул к наращиванию ее производства. Разве что остается заняться кустарной выделкой кожухов.
— А как ценится баранина?
— Ее продавать все сложнее. Спрос на нее снизился не только в районе, но и в областном центре. Несмотря на смехотворную цену — 10 гривен за килограмм — покупатели предпочитают говядину и свинину. Возможно, так произошло потому, что недобросовестные продавцы выдают за баранину козлятину, особенно от старых козлов с присущим им специфическим запахом. И стоит человеку хоть раз попробовать подобное мясо, у него навсегда возникает негативный стереотип. Но ведь настоящая молодая баранина — это действительно диетический продукт.
— Сложно ли вырастить ягнят, особенно рождающихся зимой?
— Ни одного случая падежа из-за низкой температуры у меня не было. Моим овцам в адаптированной овчарне довольно тесно, но поэтому тепло. Не раз был свидетелем, когда новорожденного ягненка обогревали сразу несколько овцематок. Летом — проще. Ягненок, которому день и утром он еще находился в утробе матери, с пастбища уже возвращается домой самостоятельно.
— А прокормить овцу сложно, она капризная?
— Наоборот. Основной корм — подножный. За сезон трачу не больше 1,5 тонны фуражного зерна. А еще выращиваю кукурузу. Высеваю ее на площади 100 гектаров. Сорт «Харьковский 311» обеспечил в прошлом году урожайность 65 центнеров с гектара. А там, где вносился овечий навоз, было и по 110 центнеров. Кукуруза, как и овцы, относительно неприхотлива. При опоздании со сбором урожая она практически не осыпается. Для меня это много значит, потому что технику — от сеялки до комбайна — приходится нанимать. Если в этом году уродит и цена за отметку 350 гривен за тонну не опустится, то рассчитываю приобрести комбайн «Дон-1500Б». Привлекает, прежде всего, нормальная схема кредитования, до которой, к сожалению, не додумались производители и продавцы отечественного «Славутича».
— Есть ли у вас квалифицированные помощники для ухода за овцами?
— Четыре месяца подряд висело мое объявление в городском центре занятости — нужен пастух. Оказывается, работать охранником престижнее. Не помогает даже то, что за каждый отработанный день я готов платить по 10 гривен наличными.
— А содействует ли овцеводству государство?
— За взрослую овцу предусматривается платить по 40 гривен и за каждого ягненка по 50 гривен (при условии наличия в отаре не менее 40 маток). На сумму дотации можно было бы в течение года держать наемного рабочего. Однако обещанных денег я не получил. Зато местная власть пообещала, что посодействует в приобретении по льготной цене племенного барана...
Выпуск газеты №:
№109, (2004)Section
Экономика