Качели для промышленности
Неопределенность ситуации уравновешивается разнонаправленными факторамиВ прошлом году, в первую очередь благодаря кредитной поддержке, украинской индустриальной экономике удалось избежать спада, хотя ее рост беспрецедентно замедлился. Мешанина подобных положительных и отрицательных факторов обрисовывает общую и довольно противоречивую картину развития промышленности.
Спада в экономике в 2005 году не произошло, но вместе с тем зафиксирован новый исторический минимум роста — 3,1% (предыдущий «рекорд» достигнут в 1999 г. — 4,3%), восстановившийся в 1999 году после девятилетнего спада в промышленности. К сожалению, тенденция к замедлению роста, которая начала формироваться со второго квартала 2004 г., не остановлена. Снижение активности в промышленности продолжается. Однако после прошлогоднего январско-февральского резкого нештатного приземления индустрии спад роста в ней происходил в режиме мягкой посадки (в январе—феврале 2005г. рост промышленного производства составлял 7,3% против 18,9% за соответствующий период 2004г., а в январе—декабре — 3,1% против 12,5% за соответствующий период 2004г. Разрыв с прошлогодним показателем сократился до 9,4%, тогда как в первые два месяца года он составлял 11,6%. За март—декабрь среднемесячное замедление кумулятивной динамики составляло 0,4% против 3,6% за январь—февраль).
Несомненным прошлогодним позитивом стала переориентация большинства областей на внутренний рынок, причем области конечного потребления возрастали двузначными темпами. В то же время досадным негативом стало резкое замедление динамики легкой промышленности. Кризиса в этой области удалось избежать, но наращивание объемов было минимальным (0,3% против 13,6% в 2004г.).
Плюсом прошедшего года стало удержание темпов роста добывающей промышленности, восстановление их в энергетике, а минусом — кризис в металлургии, коксохимии, резкое торможение динамики машиностроения (производство в добывающей промышленности возросло на 4,4% против 4,1% в 2004 г., в металлургии сократилось на 1,5%, в коксохимии — на 13,4% против роста на 3,4% в 2004г., в машиностроении возросло на 7,1% против 12,0% в 2004г.).
Хорошей новостью можно считать резкое (двукратное в сравнении с 2004 г.) замедление темпа роста цен производителей, что свидетельствовало об окончательном исчезновении признаков перегрева в некоторых отраслях, которое наблюдалось полтора года назад (в 2004 г. цены производителей возросли на 24,1% против 9,5% в 2005г.). А плохой новостью стало возникновение феномена переохлаждения в большинстве экспортных отраслей и, соответственно, многократное снижение темпов роста производительности труда в этом авангардном сегменте реального сектора.
Настоящую эйфорию вызвала приватизация (повторная) «Криворожстали». В то же время разочарованием стало общее замедление приватизационных процессов в промышленности, которое может иметь определенное влияние на темпы роста в последующие периоды.
В целом прогрессивной тенденцией считается деиндустриализация валового внутреннего продукта (ВВП) в 2005 г., то есть снижение роли промышленности в его росте. Но это явление не было компенсировано более динамичным развитием сферы услуг. В частности, в торговле отмечались кризисные тенденции. Резко снизились темпы роста на транспорте. В кризис вошло строительство. На этом фоне замедление роста в промышленности не стало громким сигналом о необходимости структурных изменений в системе факторов, обуславливающих рост ВВП. В свою очередь, неоднозначная оценка ситуации в промышленности проистекала из взаимопоглощающего действия угнетающих и подпитывающих факторов роста.
Что же влияло на промышленную динамику?
Резкое снижение внешнего спроса не было по отрицательному воздействию настолько разрушительным, чтобы окончательно остановить положительную динамику в экспортном секторе, но стало достаточным, чтобы свести его к минимальному. (В январе— ноябре 2005 г. экспорт товаров и услуг возрос на 7,5%, то есть до наименьшего показателя за все время экономического роста 2000—2004гг.).
Инфляция, с одной стороны, и увеличение склонности к экономии — с другой, сдерживали наращивание внутреннего спроса, но не настолько, чтобы он перестал быть решающим фактором для создания положительной динамики промышленного производства. Этому не воспрепятствовали даже остаточные явления инвестиционной и кредитной паузы в ноябре—декабре 2004 г. и январе 2005 г., которым пришли на смену кредитная экспансия в феврале—декабре 2005 г. и частичное восстановление инвестиционного тонуса в последней четверти прошлого года.
Не слишком полезной стала реприватизационная инициатива, которая демобилизовала инвестиционные настроения значительной части бизнеса. В дополнение к ней было усилено налоговое давление на государственные предприятия через иммобилизацию прибыли и дивидендов, которые всегда рассматривались как потенциальные инвестиции.
На падении промышленного производства некоторым образом сказался адаптационный спад на части приватизированных в 2004 г. предприятий. Однако он был в определенной степени компенсирован восстановлением производственной активности на предприятиях, приватизированных в предыдущие годы.
Разрыв между ценами производителей и потребительскими ценами, сформированный в 2004 г., был в значительной степени покрыт не только за счет инфляции, но и за счет замедления промышленного роста в прошлом году.
Исходя из прошлогодних данных, а также из тенденций, наметившихся на мировом рынке, можно уже сегодня определить ряд факторов, которые будут влиять на промышленную динамику в этом году.
Перспективы внешнего спроса оцениваются большинством мировых экспертов как довольно сдержанные. Так что следует делать упор на активизацию внутренних инвестиций за счет бюджетных расходов в конце 2005 г., что может внести оживление в индустриальном секторе во второй половине 2006 г. Возможна также поствыборная (третий квартал) экспансия иностранных инвестиций.
Отрицательными факторами будут сохранение относительно высокого налогового давления на протяжении всего хозяйственного года, а также давление ожиданий и неопределенность перспектив ведения бизнеса в первом квартале и в период формирования нового руководства парламента и правительства, а также в связи с возможным пересмотром бюджета.
Повышение цен на газ и тарифов на услуги природных монополий будет тянуть вниз тренд изменения объемов производства в ряде подотраслей промышленности. Однако увеличение доли инвестиционных расходов госбюджета при благоприятных условиях может подтолкнуть экономическую активность в индустрии. Вместе с тем показатель роста ВВП в 2006 г. может выглядеть лучше за счет эффекта низкой статистической базы прошлого года.
Выпуск газеты №:
№3, (2006)Section
Экономика