Как догнать соседей по ЕС?
Украине подсказывают: вам нужен «план Маршалла». Но сначала покажите проекты, куда можно эффективно вложить средства
Индекс инвестиционной привлекательности Украины по версии топ-менеджеров членских компаний — членов Европейской бизнес-ассоциации — покинул негативную плоскость, сообщил департамент коммуникаций ЕБА.
ХОРОШАЯ НОВОСТЬ... С ВОПРОСАМИ
Соответствующий показатель заметно вырос и составляет 3,15 балла по 5-балльной шкале. В прошлом году этот индекс составлял 2,88 и 2,85 балла — в июне и декабре соответственно. Последний раз отметка индекса пересекала рубеж в три балла только в конце 2011 года. Однако проведенный ЕБФ опрос руководителей 142 самых крупных международных и украинских компаний показал также, что негативные настроения хоть и ослабились, но не исчезли. Среди топ-приоритетных проблем, которые нуждаются в особом внимании со стороны власти, бизнес называет три неизменных позиции: борьбу с коррупцией, судебную и земельную реформы. Кое-кто отмечает также медленный темп реформ, говорит о слишком высоких ставках кредитования бизнеса, конфликте на востоке, бюрократии, контрабанде и теневой экономике.
А буквально за несколько дней до появления приятной новости относительно индекса инвестиционной привлекательности свои впечатления по инвестклимату в Украине выразила посол США в Киеве Мари Йованович. Она отметила, что и американские, и украинские бизнесмены обеспокоены защитой своих инвестиций и интеллектуальной собственности в Украине. «Украинские и американские инвесторы говорят мне, что у них нет юридической уверенности в том, что их инвестиции будут защищены, контракты выполнены, а интеллектуальная собственность защищена. Это влияет на принятие решений по инвестициям, независимо от того, американец ты или украинец», — сказала посол США на Международной конференции «Украина — ЕС: интеграция в изменяющемся мире». Она подчеркнула, что многие разочарованы тем, что перемены, которых люди ждали в 2014 году, в полной мере не стали реальностью.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРЕЦЕДЕНТ
Каким должен быть ответ на разочарования украинских граждан, не почувствовавших на себе реформ, которые должны были бы добавить что-то к их уровню жизни и благосостоянию? Такие вопросы задает себе сегодня и думающая часть украинского политического класса. Ответ ищут, в частности, в истории. Ровно 70 лет назад в разрушенной и обедневшей после мировой войны Европе начал действовать так называемый план Маршалла, который помог европейцам поверить в свои силы и противопоставить коммунистической пропаганде ценности и достижения западного образа жизни. Задается вопрос: не время ли и Украине, которая пострадала от российской агрессии на Донбассе и в Крыму, получить такой план и соответствующие инвестиции?
Это сегодня одна из самых актуальных тем в украинском социуме. Обеспокоены этим и многочисленные западные инвесторы. Так, Елена Кошарная, глава комитета Мировой кооперации Украины, основатель и главный исполнительный директор Horizon Capital, а также одна из глав Всемирного конгресса украинцев, провела многочисленные встречи с инвесторами во многих странах мира, пытаясь привлечь их в Украину. Ее всегда встречали с пониманием, но очень часто она слышала отказы — из-за войны, которая идет в Украине, и коррупции, которая пронизала наше правительство, судебную систему и экономику. Тем не менее, она советует настойчиво стучать во все двери. Но отмечает, что идти к инвесторам нужно не с пустыми руками, а с реальными проектами, которые могли бы их заинтересовать. По ее мнению, 30—50 проектов, найдя понимание инвесторов, могли бы не только утолить инвестиционный голод в Украине, но и в корне, не хуже, чем в свое время «план Маршалла» в Европе, изменить к лучшему лицо страны и уровень жизни ее граждан.
НА ПОМОЩЬ ПРИХОДИТ ЛИТВА
Тема инвестиций в украинскую экономику очень интересует таких наших соседей, как Литва. По словам главы парламентского комитета по иностранным делам Анны Гопко, страны Балтии очень четко чувствуют угрозу и для себя, если Украине не удастся остановить Путина, его военную мощь и идеологическое присутствие. И ссылаются на пример Молдовы, которая имела немало инвестиций из Европы, однако недавно получила полностью пророссийского президента, который стремится повернуть страну с евроинтеграционного курса к Таможенному союзу.
Литовские парламентарии задумались, как помочь Украине, перед которой в ближайшие годы могут появиться значительные вызовы. Это президентские и парламентские выборы, которые обычно провоцируют всплески популизма, уплата большого внешнего долга, арбитражные процессы в Лондоне и Стокгольме. Поэтому в Литве разработан план двусторонних отношений с Украиной. Другой план, говорит Гопко, называется литовский план для Украины на 2017—2020 гг. Он заключается в намерении Литвы использовать свое членство в Евросоюзе и в НАТО, чтобы помочь Украине в разных направлениях, от просветительского до наполнения нашего финансового пакета. Что касается последнего направления, то литовские друзья отмечают, что 2,3% роста, которые мы увидели в 2016 году на фоне падения на 9,8% в 2015 году, являются недостаточными, чтобы ответить на существующие угрозы и вызовы. Кредиты МВФ, которые помогли поддержать макрофинансовую стабильность, — это, по их мнению, хорошо, но граждане, которые были вынуждены пройти через повышение тарифов, не почувствовали реальных инвестиций, не увидели новых рабочих мест, не получили доступа к дешевым кредитам.
Весной этого года в Варшаве литовские друзья, рассказывает Гопко, представили свой план и призвали украинцев вместе посетить столицы передовых держав мира и продвигать идею Плана экономического роста для Украины, указывая на то, что 2,3% нынешнего темпа роста ВВП — это очень мало, что на самом деле это просто прозябание, а не экономическое развитие, ощутимое для граждан страны. Сверхважная задача этого плана, отмечает глава комитета, сделать украинские реформы необратимыми, а их поддержку как в нашей стране, так и в мире — неисчерпаемой.
ПЛАН ВЕСОМ В $5 МИЛЛИАРДОВ
Что же можно получить от мирового сообщества, спрашивает Гопко и напоминает, что в июле в Киеве состоится саммит Украина — ЕС, а в ноябре будет саммит Восточного партнерства в Брюсселе. Литовские друзья прогнозируют, что помощь Украине могла бы составлять $5 миллиардов под создание специального фонда, похожего на фонд, через который в послевоенное время в Германию, Францию и Италию шли деньги от так называемого «плана Маршалла». Гопко отчитывается, что в Брюсселе уже обсуждались некоторые детали организации такого фонда в Украине, а в Вашингтон она в начале мая вместе литовскими симпатиками Украины и председателем подкомитета по вопросам устойчивого развития, стратегии и инвестиций Наталией Кацер-Бучковской ездили, чтобы обсудить политическую потребность, и тестировали готовность как Украины, так и будущих наполнителей фонда.
На прошлой неделе мы, продолжает Гопко, вместе с секретарем парламентского комитета по экологической политике Остапом Еднаком и двумя экс-премьерами Литвы, в трех европейских столицах обсуждали наши потребности в инвестициях в экономику как для поддержки малого и среднего бизнеса, так и для формирования среднего класса как ответа и на растущий популизм, и на давление общества на элиты, чтобы продолжали реформы, а на средний класс, чтобы не выезжал из страны, а работал здесь. На этой неделе наши литовские друзья будут в Лондоне, добавила Гопко, где будет проходить конференция по реформам, и продолжат разговоры на такие темы по Украине.
ЧТОБЫ РАЗРЫВ НЕ РОС
Заместитель исполнительного директора Фонда «Відродження» Тарас Качка отмечает, что кредитов в Украине вполне достаточно, а вот инфраструктурный разрыв между Украиной и государствами-соседями по Евросоюзу увеличивается из-за того, что они уже 10 лет получают структурные фонды. Польша, Венгрия, Румыния — все наполнены большими и малыми проектами по развитию инфраструктуры, а масштабы имплементации этих проектов позволяют средствам свободно вливаться в бюджет. Если у нас такого не будет, предупреждает Качка, то разрыв и в дальнейшем будет расти, так как темпы развития инфраструктуры в соседних странах будут все расти, а мы даже за кредитные средства не сможем их догонять. Поэтому политически мы должны понимать, что идея «плана Маршалла» заключается не столько в объемах, сколько в характере финансирования. По его словам, «план Маршалла» давал непосредственную помощь в соответствии со своими правилами.
Тарас Качка считает, что Украине следует избегать кредитных линий от разных банков, потому что они, по его мнению, действительно доступные всем, но вопрос в том, что отставание можно ликвидировать лишь за счет непосредственной финансовой помощи. Другое дело, отмечает он, что как «план Маршалла», так и помощь в последнее время Греции неразрывно связаны с развитием институций. Но логика «деньги за реформы» не должна восприниматься непосредственно. Он призывает оценивать финансовый позитив с точки зрения негатива и приводит примеры, когда деньги Евросоюза попадали в украинский бюджет и просто проедались. Ни один из проектов бюджетной поддержки на был эффективным. «Идея создать «план Маршалла» для Украины, — резюмирует Качка, — максимально верная, но нам нужно помнить, что тогда, 70 лет назад, принимались решения, которые потом выливались в особый проект. Это должны быть процедуры совсем иные, чем те, которые существуют теперь. Потому что существующие процедуры помощи неэффективны. Речь не должна идти об увеличении финансов, а, главным образом, о каком-то особенном механизме, направленном на преодоление разрыва в развитии и больше всего — в инфраструктуре».