Как красиво приготовить, и еще лучше подать...
Украинские товары кое-где уже сейчас ничем не хуже иностранных, выигрывая в цене, качестве и ассортиментеНа импорт овощей и фруктов, «родственники» которых растут в Украине, могут наложить табу. Об этом недавно сообщил министр аграрной политики Украины Николай Присяжнюк. «Наша задача — экономическими и административными рычагами остановить импорт тех овощей и фруктов, которые мы производим, кроме экзотических. И, во-вторых, — начать наш продукт готовить к продажному виду, чтобы мы не работали по принципу «умела приготовить, да не умела подать», — говорит он.
Вопрос, как уменьшить у украинцев тягу к чужому и приучить покупать свое, сегодня очень актуален. Так как немало наших соотечественников, побывав в европейских странах, возвращаются домой с более дешевыми мобильными телефонами, компьютерами, фотоаппаратами... А жители пограничных регионов вообще постоянно ездят в соседнюю Беларусь, Польшу, Румынию, Венгрию, Чехию или Словакию, чтобы прикупить там дешевых продуктов, одежду и тому подобное. Действительно ли продуктовый и промышленный «шопинг» в соседних с Украиной государствах намного выгоднее? И может ли Украина экспортировать свои товары и продукты, которые по цене и качеству не хуже, чем у наших соседей? Об этом «День» спрашивал экспертов и простых украинцев.
ДЕШЕВЛЕ НЕ ЗНАЧИТ КАЧЕСТВЕННЕЕ
По мнению Присяжнюка, главная проблема потребления импортной продукции кроется в привычке. «Это самая главная проблема, от которой нам трудно будет избавиться. Сила привычки потребителя мощная, она формируется не за один год, и повернуть ее назад — сложно», — считает он.
Свое объяснение феномена высокой импортозависимости украинцев дает руководитель аналитического отдела консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник. «Люди всегда ищут, где продукты и промышленные товары дешевле, — говорит она. — Потому и едут в соседние государства за более низкой ценой, но не за качеством».
Чаще всего украинцы едут за покупками в государства, граничащие с Украиной. Как правило, из Беларуси везут сахар из свеклы, молочные продукты (особенно, масло). Из Польши в основном везут более дешевое, нежели отечественное, мясо птицы, свинины, фрукты, овощи. Ведь тамошние цены «полностью приемлемы для украинского среднестатистического туриста, уровень доходов которого ниже, чем у польского гражданина», — делится своими впечатлениями от увиденного студентка Национального университета «Острожская академия», участник международной программы стажировки «Study Tours to Poland» Анна Тимуш.
Правда, качество продукции низкого ценового сегмента, по ее мнению, оставляет желать лучшего. «Например, йогурт за 2—3 злотых такой, что по его составу можно изучать таблицу Менделеева», — поясняет девушка. Поразили студентку и польские цены на одежду и обувь, которые «на порядок ниже украинских». Хотя если хочешь приобрести пару хорошей кожаной обуви, то дешевле тысячи злотых (2,5—3 тысячи гривен) не найдешь, — говорит она. А вот элитные сорта алкоголя, сыров и высококачественная молочная продукция в Польше значительно дороже, чем в Украине. «В целом, я для себя сделала такой вывод: вещи «премиум-сегмента» в Польше дороже, чем в Украине в несколько раз, а продукты широкого потребления — значительно дешевле», — обобщает Тимуш.
Подобное ценовое преимущество польских продуктов над отечественными аналогами, по мнению Колесник, обеспечивается тем, что польскому бизнесу проще получить долгосрочные и дешевые кредиты. Так, например, приводит аргументы Колесник, чтобы организовать рентабельное производство фруктов, предпринимателю нужен кредит на пять лет, чтобы вырастить сад. И только спустя это время его бизнес начнет окупаться. Поэтому эксперт советует нашим правительственным чиновникам упрощать доступ к кредитам и уменьшать коррупцию, которая также сдерживает развитие производства.
Дает свой результат и членство Польши в ЕС. По словам Колесник, система дотаций для фермеров у Евросоюза развита очень хорошо. В Украине же из-за проблем с наполнением бюджета аграрные статьи часто оказываются среди незащищенных бюджетом, потому и финансируются из стабилизационного или других фондов. Как следствие, себестоимость аграрных продуктов у нас значительно выше, чем в Европе, — подытоживает эксперт.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ СЛАДОСТИ, ОВОЩИ И СЕМЕНА — НА ЭКСПОРТНЫЙ СТАРТ
Увидеть отечественные продукты у наших соседей тоже можно. Так, в Беларуси и Чехии встречаются украинские сладости. А вот на прилавках польских магазинов — пиво, водка, сладости и даже белье. Их спокойно можно приобрести чуть ли не в каждом магазине Люблина, Кракова или же Варшавы, — рассказывает участница международной программы стажировки «Study Tours to Poland» Тимуш.
Однако если в Польше еще можно увидеть «Made in Ukraine», то в других странах ЕС, куда мы так стремимся, это пока еще большая редкость. «К сожалению, ничего украинского, кроме водки «Nemiroff» на прилавках немецких магазинов не встретишь. Конечно, наши продукты представлены в специализированных, так называемых «русских» магазинах. Но немцы там ничего не покупают», — рассказывает председатель студенческого совета Тернопольского национального университета им. Гнатюка, участник зимней украинско-российско-немецкой художественной школы в городе Бериталь (Германия) Екатерина Миляновская.
Иностранцы не покупают не потому, что украинский продукт плохой. Он качественный, и выбирать есть из чего. Это подтверждают ежегодные выставки 100 лучших отечественных товаров, победителей которых выбирают ведущие эксперты после тщательных исследований состава продукции. Чтобы выйти на рынки соседей, Украина должна больше популяризировать свои товары на специализированных выставках за рубежом, а не только дома, и рекламировать их через инновационные агентства при своих зарубежных посольствах. Для освоения же европейского рынка необходимо подписать и выполнить договор о создании Зоны свободной торговли с ЕС.
Делать это нужно как можно быстрее, по словам экспертов, ведь экспортный потенциал у страны большой. Украина может найти свои ниши на рынках практически всех соседних стран и стран Европы, успешно конкурируя на них по цене и качеству.
Так, отечественная пищевая промышленность, особенно кондитерская отрасль, может стать реальным конкурентом на чешском рынке. «Ко мне приезжали в гости друзья чехи. Они были поражены нашим ассортиментом, разнообразием вкуса конфет. Друзья рассказали, что у них и за десять лет не наберется такого перечня сладостей, который сегодня представлен в Украине. Например, в Чехии шоколад с орехами даже в разных упаковках под разным трендом имеет одинаковый вкус. По-видимому, это связано с глобализационными процессами, произошедшими в их экономике. Ведь почти всю чешскую «кондитерку» скупили мировые корпорации», — рассказывает вице-президент ВМОО «Национальный студенческий союз», модератор и участник обменных программ в Польше и Чехии Елена Гоменюк. Популярным в Чехии может быть и отечественный легпром, потому что чешский ассортимент одежды значительно беднее и дороже, как считает она.
То, что украинские шоколад, овощи и фрукты потенциально успешно можно экспортировать в Германию, считает Виктория Мацелюх, неоднократно посещавшая Германию и проживавшая в ней. «В Европе фрукты и овощи намного дороже. Килограмм картофеля стоит минимум один евро, а в среднем — 3—4 евро. Причем видно, что европейский картофель «искусственный». В Украине он другой — естественный, более вкусный. То же самое с морковью, килограмм которой стоит два евро. Именно поэтому европейцы, когда приезжают в Украину, просто наслаждаются здешними фруктами и овощами», — рассказывает она. А еще в Германии, допускает Мацелюх, популярным мог бы стать виноградно-яблочный сок, которого на тамошних прилавках просто нет!
Завоевать симпатии немцев, по мнению Миляновской, могла бы и украинская одежда ярких цветов и оригинального кроя. «Пройдясь по немецким бутикам, была досадно поражена серостью и мешковатостью представленных элементов гардероба», — говорит Миляновская. Перспективным она считает и экспорт семян. «Оказывается, приобрести семена моркови, огурцов или цветов там очень трудно. Мама моего друга просит, чтобы я ей передавала украинские семена по почте», — резюмирует она.
КСТАТИ
Как это не парадоксально, но с гречкой в Европе еще сложнее, чем в Украине. Более того, у наших европейских соседей она — продукт роскоши. Так, например, в Чехии приобрести гречку дешевле четырех евро за кг нереально. Поэтому местные жители почти не едят эту кашу, потому что, мол, дорого. Ведь по такой цене они могут приобрести себе килограмм хорошего качественного мяса. Поэтому заменяют полезную, по советам диетологов, гречневую кашу макаронами, картофелем и рисом.
Выпуск газеты №:
№207, (2010)Section
Экономика