Перейти к основному содержанию

Как меняют хозяев... остановки

Нарастить инвестиционный потенциал сложно, убить — легко, эксперты
19 января, 10:54
ФОТО МИКОЛИ ТИМЧЕНКА / «День»

Сегодня рабочая группа чиновников Киевгорадминистрации должна решить судьбу почти тысячи киевских остановок общественного транспорта: будет ли проводиться инвестиционный конкурс по их продаже или же с ним несколько повременят или отменят вообще.

Заинтересованных лиц, а именно сегодняшних инвесторов Киевпастранса, на законных основаниях обустроивших эти места ожидания транспорта, не приглашают. Но они внимательно следят за процессом принятия этого решения, и, по словам  президента ассоциации «Союз инвесторов транспортной инфраструктуры г. Киева» Сергея Корниевского, готовы уже на следующий день подать судебный иск в том случае, если их интересы не будут учтены.

Мало кто из киевлян помнит, что еще в середине 90-х один из первых киевских предпринимателей, создав компанию под названием «Частное дело», предлагал городским властям оборудовать за счет своих инвестиций какое-то количество остановок общественного транспорта в нашей столице так, как это сделано в странах Европы. Архитекторы помогли ему составить соответствующий проект, который мог бы стать для Киева  типовым — бери и строй.

Естественно, его инициативу (как и всякая другая, она тогда все еще, как и в советское время, считалась наказуемой) столичные власти не поддержали. Но время шло, и более-менее цивилизованные остановки стали в Киеве появляться. Сейчас их в столице 872, и называются они весьма солидно «остановочными комплексами». Чаще всего это навес, под которым можно спрятаться от дождя, и один-два киоска, где продаются билеты на транспорт, периодика, прохладительные напитки, мороженое, некоторые хлебобулочные изделия, иногда кофе. Все зависит от возможностей и инициативы хозяина.

Сегодня никто уже не скажет, что такие комплексы столице не нужны. С другой стороны вполне понятны намерения городских властей сделать остановки транспорта  более современными и по архитектуре, и по набору оказываемых услуг. В конце концов, не назовешь противоестественным и стремление «отцов» города увеличить поступления в бюджет от этих объектов.

Так что идею провести в столице инвестиционный конкурс под названием «Комплекс мер по оборудованию и благоустройству остановок общественного транспорта» не восприняли в штыки даже и те представители малого, а может быть и среднего бизнеса, кто уже своими силами оборудовал остановки и имел соответствующие договора с Киевпастрансом. Не испугало их на первых порах и то, что в связи с конкурсом было принято решение существующие комплексы просто снести. Очевидно, люди надеялись, что смогут   повторно завоевать себе место под солнцем и дождем на этом конкурсе.

Но хотя условия состязаний еще не утверждены, ныне от этих надежд мало что осталось.  На конкурс выставлено 994 остановки (только в центре города на остановках не будет ничего, кроме навеса и электронного табло). Всего сформировано 28 лотов. Однако, чтобы узнать, сколько остановок входит в один, делить 994 на 28 нет смысла. Дело в том, что все наиболее привлекательные с коммерческой точки зрения остановки, а это примерно половина от их общего числа, вошли в три мега-лота.

Самый большой из них включает 242 остановки. «На 90% данный лот принадлежит сети так называемых т-киосков, которой владеет  компания, торгующая табачной продукцией.  Представляется, что  и два других мега-лота предназначаются одному инвестору (редко бывающему в Киеве гражданину Австрии Андрею Холодову),  раскрывает карты организаторов конкурса Корниевский. По его мнению, в три лота вошли самые лучшие места столицы. Он предполагает, что все они будут проданы этому человеку и компаниям, которые с ним связаны.  Все остальные лоты, по его словам, включают по 20-30 остановок и не являются привлекательными для инвесторов.

«Если лоты будут сформированы не по принципу, что один лот будет стоить 86 миллионов  гривень (при этом на банковском депозите участника конкурса, претендующего на него, должно быть не меньше 160 миллионов), а по принципу одна остановка — один лот, то инвестировать станет возможным. Тогда в конкурсе смогут участвовать больше предпринимателей, и это позволит привлечь больше средств от аукциона», — уверен Корниевский.

«Горадминистрация декларирует, что хочет привлечь деньги в экономику Киева, — поддерживает президента предпринимательской ассоциации  глава общественного совета при Государственной регуляторной службе Украины Сергей Доротич, —  Но у меня возникает вопрос, почему они пошли путем формирования больших лотов. По логике, для того, чтобы получить максимальную цену — необходимо продавать как можно меньшие лоты».

«Такие решения убивают инвестиционный потенциал города Киева, — подчеркивает Доротич, — серьезный инвестор не придет на территорию или в город, где пренебрегают правами других инвесторов. Ведь в столице есть предприниматели, которые уже вложили немалые средства в создание таких комплексов, поверили власти и играли по установленным правилам. А теперь эти правила нарушаются».

«Ни у кого нет уверенности, что ими не будут пренебрегать и в будущем. Любой инвестор, принимающий участие в этом конкурсе, должен понимать, что через месяц все правила могут изменить, и он окажется  в тех же условиях, что и те люди, которые ранее инвестировали средства в реконструкцию остановочных комплексов». Доротич также называет важным моментом, что столичный мэр «или же не разобрался в этом вопросе, или же сознательно нарушает нормы действующего законодательства, создавая коррупционную слагаемую». 

Руководитель секретариата  Совета предпринимателей при Кабинете министров Украины Андрей Забловский говорит об общих принципах, которыми в соответствии с европейскими ценностями следует руководствоваться при проведении таких конкурсов: это отсутствие дискриминации, равность всех перед законом, особенно в деле содействия малому и среднему бизнесу.

У нас все утверждают, что это приоритет, подчеркивает Забловский. А в Японии, где он недавно побывал, малый и средний бизнес на самом деле является «священной коровой». У нас же, по его словам, все делается по формуле «хотим как лучше, а получается как всегда». В Японии же, в интересах отечественного малого и среднего бизнеса сильно ограничена возможность проникновения туда крупных торговых сетей.

Более того, в этом отношении можно даже говорить об определенном перекосе. В Японии, рассказывает активист, все первые этажи торговых комплексов принадлежат малому и среднему бизнесу. Такая там философия. «И это говорит о продуманной и четко выстроенной политике, учитывающей все последствия решений, затрагивающих интересы малого и среднего бизнеса, обеспечивающего конкурентоспособность японской экономики», — констатирует руководитель секретариата представительства украинского бизнеса при правительстве.

Возвращаясь к проблеме конкурса на остановки, он считает, что властям Киева необходимо садиться за стол переговоров с бизнесом и договариваться. Он даже предлагает Совет предпринимателей при Кабмине в качестве модератора этого процесса. По мнению Забловского, нужно выходить на разработку новых недискриминационных инвестиционных условий конкурса и принимать мораторий на демонтаж существующих остановочных комплексов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать