Как наполнить бюджет?
Эксперты инициативы «Реанимационного пакета» предложили свое видение, как сократить количество фискальных схем![](/sites/default/files/main/articles/16072014/6poroshen2.jpg)
Вся страна сейчас неотрывно следит за событиями на востоке. И это понятно: там решается судьба Украины. Тем не менее, отстоять независимость и сохранить целостность можно только в том случае, если опираться на сильную экономику. Она — тоже фронт, на котором нельзя отступать.
Между тем, выводы институций, которые оценивают нынешнее состояние украинской экономики, весьма неутешительные. Так, Мировой банк, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития дают прогнозы о существенном падении украинской экономики. Как отмечает кандидат экономических наук, эксперт инициативы Реанимационный пакет реформ (РПР) Илья Несходовский, эти организации прогнозируют падение ВВП страны в этом году на 3—7%. А в последнее время они просто не публикуют свои данные.
Не случайно на прошлой неделе премьер-министр Украины Арсений Яценюк поручил главе Государственной фискальной службы Игорю Белоусу ликвидировать в стране «налоговые ямы». «Я ему вчера, на заседании правительства дал срок до 1 сентября. Либо нет «налоговых ям», либо яма руководителю Государственной фискальной службы, другого варианта не будет», — сказал премьер на III Всеукраинском аграрном форуме в Киеве.
• В международном мировом рейтинге Doing Business Украина, по словам Несходовского, на предпоследнем месте. Причины этого, по мнению эксперта, в том, что «предыдущая власть создавала глобальную систему налоговых ям и налоговых площадок, через которые отмывались сотни миллиардов гривен». Из-за этого бюджет недополучил по самым скромным оценкам 270 миллиардов гривен, отмечает Несходовский. Он уверен, что деньги шли тем людям, которые организовывали эти ямы.
После победы Майдана такая деятельность сократилась, но, как уверяет эксперт, ямы и сейчас работают и «возможно, наращивают свои объемы». «Борется ли с этим власть? — спрашивает он и переходит к анализу такой ее инициативы, как законопроект о налоговом компромиссе: — Бизнес с осторожностью относится к нему, потому что по факту законопроект направлен на амнистию не бизнеса, а тех людей, которые организовали эти налоговые схемы». «В бизнесе налоговый компромисс называют списками Курченко, — объясняет Несходовский и предлагает: — Налоговый компромисс нужно делать таким, чтобы не дать преступникам избежать ответственности».
• Группа реанимационного пакета реформ, зародившаяся еще на Майдане, предлагает существенно сократить возможности существования налоговых схем. Все основывается на лозунге «Дайте бизнесу дышать свободно». Одно из предложений: вывести затраты из-под контроля налоговой. «Не она должна решать, можно ли мне сделать те или иные расходы, — говорит Несходовский и продолжает: — НДС мы хотим сделать простым, не коррупционным, чтобы он возмещался в соответствии с законом и чтобы вмешательство налоговой в расчеты между плательщиками этого налога было минимальным».
«Налоговый контроль должен быть направлен только на то, чтобы не допускать преступных схем», — настаивает эксперт. Он также считает, что в этом случае налоговый учет вообще становится не нужным. Многие предприятия, по словам ученого, вообще не вели бухгалтерского учета, а только налоговый. Это существенно влияло на ведение бизнеса в Украине. «Мы говорим бизнесу: ведите учет для себя, чтобы эффективно управлять своим предприятием, получать прибыль, чтобы росло ваше производство», — излагает Несходовский принципы, на которой основываются предложения группы РПР.
• Самым большим бичом действующей налоговой системы эта группа специалистов считает коррупцию в налоговых органах и, в частности, при возмещении НДС. Чтобы ее ликвидировать, предлагается перейти на автоматическое возмещение: когда подается заявка, она должна быть выполнена в течение 10 дней. «Мы делаем систему, при которой государство не должно бояться возмещать этот налог предприятиям, — подчеркивает Несходовский, — потому что эти деньги будут уплачены, реально появятся в налоговой системе, и оснований для невозмещения не будет».
• Группа предлагает сократить количество налогов с 22 до восьми (налоги на прибыль и доходы физлиц, НДС, акцизный и ресурсный налоги, налог на имущество, единый и фиксированный сельхозналоги), уменьшить с 36,77% до 18% единый социальный взнос (при этом зарплата должна быть повышена вдвое), ввести две ставки НДС — 7% и 17% — вместо нынешних 20%.
Ставка НДС снижается до 7% при расчетах между плательщиками и 17% — при реализации товара или услуг неплательщикам НДС. По мнению авторов, это принесет в бюджет дополнительно 70 миллиардов гривен, на 2,5% понизит цены и на 12% увеличит оборотные средства предприятий. Для обеспечения прозрачности уплаты НДС предлагается ввести отдельные НДС-счета.
• Все четыре фонда социального страхования будут объединены в Фонд социальной защиты. Количество платежей предпринимателей будет уменьшено с 172 до 52 в год. Намечено предоставлять налоговые льготы в рамках приоритетов государственной социально-экономической политики. А вот ставки платы за пользование недрами будут повышены. Члены группы предлагают реформировать и налог на прибыль, взимая его лишь с прибыли, которая выводится с предприятия, например, в качестве дивидендов и так далее.
Правда, Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) считает такую систему налогообложения доходов от капитала нецелесообразной и способствующей ухудшению инвестиционного климата, а также созданию неблагоприятных условий для функционирования фондового рынка Украины. В Нацкомиссии считают, что в результате будет кардинально изменен режим налогообложения инвестиций, что приведет к массовому сворачиванию инвестиционных проектов, реализуемых через инвестиционные фонды, ликвидации существующих ИСИ и потере как внутренних, так и иностранных инвесторов.
• Между тем, отвечая на вопрос «Дня» о том, кто препятствует продвижению и принятию этих предложений, Несходовский не назвал ни учреждений, ни фамилий. По его мнению, против предлагаемых изменений могут быть только организаторы налоговых ям и площадок.
Поддерживает новые налоговые веяния и назначенный на днях заместителем главы Администрации Президента Дмитрий Шимкив. Отвечая на вопрос «Дня», он сказал: «Эти предложения очень интересны, и их нужно глубоко изучать». Он добавил, что революция на Майдане породила две тысячи различных идей, направленных на то, чтобы перевести нашу страну из средневековья в ХХI век. «Мне поручено заниматься реформами. Это касается и экономики, и антикоррупции, дерегуляции, правоохранительных органов и многих других тем», — сказал Шимкив. «Сегодня стоит задача показать эффективность нового правительства, эффективность власти в сфере достижения того, за что мы боролись на Майдане», — подчеркнул заместитель главы Администрации Президента.
• Реально ли это сделать, особенно сегодня, в условиях войны? «День» поинтересовался мнением главы Комитета экономистов Украины Андрея Новака о предлагаемых налоговых изменениях, и в его ответах ощутил не столько энтузиазм, сколько скепсис. «Мы все увидим в законе о бюджете на 2015 год, — сказал экономист. Это будет первый реальный тест. А все остальное... Бюджетный процесс уже, наверное, должен бы начаться и быть в своей очень активной фазе. Пока что мы слышим слова. Нужен документ — проект бюджета. По нему можно будет объективно оценить ход наших реформ. Улучшений недостаточно. Я хочу изменить систему». С этим согласен и член РПР Олег Гетьман. Он рассказывает, что сейчас очень активно формируются новые налоговые площадки. «Еще месяц-два и внедрять предлагаемые нами новшества будет поздно», — делает он вывод из этого.
Выпуск газеты №:
№128, (2014)Section
Экономика