Как научиться зарабатывать на инновациях?
Во Львове украинский топ-бизнес вывел аксиому экономического лидерстваИскусственное сердце, видеозвонки, виртуальные примерочные, рубашки, сделанные из пластиковых бутылок, обои, меняющие цвет в зависимости от настроения человека, находящегося в помещении... Еще до недавнего времени эти понятия можно было увидеть только в сюжете фантастического экшена или прочитать в книгах. Зато сегодня — они не просто уверенно идут в реальность, а становятся доступными широкой общественности.
Мировые лидеры индустрии — такие как Apple, Twitter, Facebook, Nissan, Google избегают шаблонного мышления и переводят свой продукт в новую плоскость, зарабатывая миллиарды. Весь секрет их успеха можно назвать одним словом — инновация. Понятие — старое, как и само человечество, но столь популярное сегодня, приносит тому, кто понял его суть и сумел замкнуть его жизненный цикл, лидерство на мировом рынке и миллиардные дивиденды. Почему среди таких компаний нет украинской? Как и когда она может там появиться? Как сделать отечественный бизнес успешным, а украинскую экономику — более конкурентоспособной? Ответы на эти и другие вопросы искали участники ежегодной национальной конференции, организованной Львовской бизнес-школой Украинского католического университета «Иntro 2011. Прорывные инновации: от генерирования до внедрения», информационным партнером которой в этом году выступила газета «День».
Около сотни ведущих экспертов, представителей украинского и не только топ-менеджмента, а также научные работники съехались в конце прошлой недели во Львов, дабы найти рецепт изменения превращения бизнес-мышления украинского делового пространства с консервативного в более инновационное. Ведь украинская бизнес-среда, несмотря на то, что Украина в мировом рейтинге по инновациям имеет намного лучшие позиции, нежели в перечне по условиям ведения бизнеса, все еще «загрязнена» так называемыми «компаниями с историей», не желающими меняться и отвечать на современные вызовы мира. Их генеральные директора пытаются бороться с ослабленной моделью своей индустрии крайне вяло, прибегая к сокращениям штатов и судебным искам. Все это помогает выдавить несколько гривен в краткосрочном периоде, а следовательно — только отсрочить неминуемое. Ведь, как говорил известный американский ученый, экономист, публицист, один из самых влиятельных теоретиков современного маркетинга Питер Друкер, чьими словами предложила открыть платформу «Иntro 2011» директор Львовской бизнес-школы София Опацкая: «Только маркетинг и инновации могут создавать результат, все остальное — только расходы».
После вступительного доклада от организатора, которая собственно и открыла первый день конференции, Опацкая передала слово основателю и главному исполнительному директору Global Technology Management Partnerships, президенту и главному исполнительному директору Siemens Corporate Research Карлу Цайнингеру.
«Сегодня инновация уже звучит, как мантра, такое ощущение, что это слово — панацея от всех бед. Его употребляют все: бизнесмены, политики, президенты и даже психологи», — начал Цайнингер. А не много ли внимания этому понятию? По мнению эксперта, — нет. Скорее, наоборот, уже поздновато обсуждать инновацию как предмет или процесс, пришла пора говорить об интенсивности и темпах инновационного процесса. Ведь интересен и неоспорим тот факт, что уже сегодня в компании Siemens знают, что 75% запланированной на последующие пять лет прибыли они получат за продукцию, которой еще даже нет в планах. Поэтому украинским компаниям, ставящим перед собой амбициозные цели и желающим их достичь, Цайнингер советует значительно сократить срок прогнозов и планов развития бизнеса и «не огорчаться кризисами», а «искать в них нужные изменения» и шансы для «выстрела».
После доктора Цайнингера, чтобы дискуссия получилась полноценной и дала соответствующий качественный результат, организаторы предложили участникам послушать опыт инноваций от представителей одних из самых прогрессивных в этой сфере украинских практиков — Microsoft, «Киевстар» и «3М Украина». Своеобразный женский тандем в составе директора по персоналу и развитию организации «Киевстар» Елены Кропивянской, директора по корпоративным коммуникациям «Microsoft Украина» Ярины Ключковской и генерального директора «ЗМ Украина» Софии Олифант, попытался дать ответ на следующие вопросы: какие есть методологии и системы развития инновативного мышления; как создавать и культивировать организационную культуру инноваций и как оставаться на передовой инноваций во время сверхбыстрых перемен?
Все трое рассказали об опыте генерирования и внедрения инноваций в организациях, представляемых ими. И все трое пришли в итоге к одному выводу: для того, чтобы создать действительно инновационный бизнес, нужно сочетать три составляющие — технологию инновационных решений; благоприятную среду и собственно самого донора инноваций, то есть человека или группу людей, способных к продуцированию новых полезных идей. Отсутствие хотя бы одного из этих понятий не только не даст компании ожидаемого результата, но и приведет к пустому расходованию далеко не маленьких сумм инвестиций. Однако чаще всего украинский бизнес, по словам экспертов, «спотыкается» на последней третьей составляющей — человеческом ресурсе. «Украина имеет огромный потенциал в сфере новых идей и инноваций. Это неисчерпаемый ресурс, который нужно поддерживать и научиться капитализировать, — говорит Ключковская. — Важной проблемой при этом являются недостатки в образовании. Студентов технических вузов не учат, как правильно сформировать и представить свою идею, а студенты экономических факультетов не умеют найти общий язык с «технарями».
Закончился первый день конференции видеопанелью с участием Франса Йохансона. Он представил перевод своей книги «Эффект Медичи. Инновационные открытия на пересечении идей, концепций и культур» из серии Harvard Business Publishing.
Второй день платформы «Интро 2011» организаторы предложили начать с презентации архитектора из США, старшего вице-президента Wight&Company Луис Витт Сейл. Она презентовала стратегию экологического строительства, ставшую сегодня очень популярной в Штатах. Впрочем, начиналась эта идея, по словам Стейл, на страх и риск инициатора. «Впрочем, и сейчас, если вы хотите строить по стандартам «Green building» в США, референций от государства ждать не следует, — говорит архитектор. — Это ваша бизнес-идея, поэтому, как и любое другое предпринимательское решение, вы принимаете ее только под свою ответственность». После этого о применении лучших стратегий для бизнеса рассказал соучредитель польской инновационной компании iCanPilot Томаш Рудольф. Он предложил участникам конференции ответить на семь основных вопросов, без чего сделать инновационным либо товар, либо услугу, по словам эксперта, нереально.
После тренинга Томаша Рудольфа своеобразный ответ сугубо женскому инновативному тандему первого дня продемонстрировал мужской — в составе президента и соучредителя компании SoftServe Тараса Кицмея, президента компании «Евроиндекс» Валерия Пекаря и американца украинского происхождения, основателя и генерального директора, In Vino Veritas,Inc Всеволода Онишкевича. Они рассказали, как войти в число 5% успешных компаний, способных внедрять инновации; залоги успеха и причины неудач; каким образом наладить процесс создания и реализации инноваций внутри компании; как оставаться системной и в то же время инновативной компанией.
Есть несколько вариантов, как бизнес может реагировать на перемены. Во-первых, ничего не делать, как-то реагировать на перемены. Однако самый лучший — для компании, которая хочет быть лидером, — внедрять инновации. Другими словами, хотите правильно прогнозировать будущее — создавайте его. Такой рецепт вывели участники панели «Иntro 2011». Сегодня рынок не является безопасным, всегда есть кто-то, кто хочет сбросить кого-то. Поэтому чтобы не только твердо стоять на ногах, но и идти вперед, нужно не бояться меняться, советует Цайнингер. Уместно здесь привести слова из «Алисы в стране чудес» Льюиса Керрола, которыми закончила свое выступление Елена Кропивянская, директор по персоналу и развитию организации «Киевстар»: «Здесь, чтобы стоять на месте, нужно очень-очень быстро бежать, а чтобы двигаться вперед, нужно бежать в два раза быстрее».
Выпуск газеты №:
№87, (2011)Section
Экономика