Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Как пишут бюджет на 2016 год?

«День» расспросил местные громады о плюсах и минусах финансовой децентрализации
02 июля, 11:46
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Вчера Президент презентовал основы финансовой децентрализации. Это значит, что бюджет на 2015 год будет писаться на новой налоговой базе. Сейчас правительство совместно с парламентским комитетом готовит обновленный вариант бюджетной резолюции, который должны передать в Раду еще до объявления летних каникул. Первую попытку провести этот документ Минфин провалил, так как в нем минимальная пенсия и зарплата подавались без учета инфляции. Поэтому правительство переписывает социальные стандарты, а регионы между тем готовят свои финансовые предложения к основам бюджета на 2016 год. Процесс их принятия обещает быть интересным: бюджет будет писаться по новым правилам финансовой децентрализации, которые означают выделение на места большего количества денег и расширение их полномочий.

Нынче пилотный вариант финансовой децентрализации внедряется. По его первым итогам, рассказал премьер Арсений Яценюк, доходы местных бюджетов выросли на 36%, а в целом финансовая либерализация на местах прибавит им 40 миллиардов гривен.

«Децентрализация власти — на полпути», — говорит министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, вице-премьер-министр Геннадий Зубко. По его словам, лидеры — Восточная и Южная Украина, почти все восточные области — вышли на финишную прямую, тогда как на западе страны пока что плетутся в хвосте. Впрочем, без внесения соответствующих изменений в Конституцию фактическая децентрализация в Украине не произойдет.

Так как же сейчас выполняется бюджет? Какие минусы и плюсы разрекламированной правительством финансовой децентрализации уже увидела на практике местная власть? Об этом «День» спросил в регионах.

ВИННИТЧИНА: «СТИМУЛ К РАЗВИТИЮ»

Прошло почти полгода после того, как государство внедрило новое формирование местных бюджетов, делегировав органам местного самоуправления больше полномочий. Позволив городским и сельским советам устанавливать размер и собирать некоторые налоги, государство сбросило с себя немало обязательств. Например, правительство финансирует образование и здравоохранение по специально разработанным формулам, а если местным органам власти этих средств не хватает, то расходы дофинансируются за счет собранных местных налогов. При этом надеяться ни на какие дополнительные дотации из областного или государственного бюджетов не приходится. И все же переход на новую модель использования бюджетных средств имеет свои плюсы. И они уже заметны на Виннитчине.

«Нынешнее бюджетное законодательство дает каждой громаде, которая способна принять на себя обязательства, возможность профинансировать все основные статьи бюджета. Но нестабильная экономика, скачки курса валют вынуждают финансистов лавировать, — признает директор департамента финансов Винницкого городского совета Наталия Луценко. — Поступление в бюджет Винницы (без учета официальных трансфертов из государственного бюджета на социальную защиту) за I полугодие 2015 года по сравнению с соответствующим периодом 2014 года увеличится на 210 миллионов гривен или на 45%. Этого удалось достичь благодаря введению новых налогов и сборов и усовершенствованию действующих. В частности, увеличились поступления с налога на доходы физических лиц, введен акцизный налог, государственная пошлина на выдачу загранпаспортов, которая раньше засчитывалась в государственный бюджет, и многое другое. От налога на недвижимое имущество особых поступлений в этом году мы не ожидаем, так как он платится только юридическими лицами. А налогообложение физических лиц начнется в 2016 году. И это даст свои плюсы в бюджет города».

В прошлом году в городе была проблема с задержкой средств на казначейском счету. Десятки миллионов «зависали» на много месяцев. Сейчас, как заверила главный финансист Винницы, эта ситуация кардинально изменилась. И большинство платежей распорядителей бюджетных средств проводится на протяжении нескольких дней.

Почувствовал преимущества от финансовой децентрализации и весь Винницкий регион. Бюджеты базового уровня области за четыре месяца текущего года показали рост по сравнению с соответствующим периодом на 50%. В области уже есть 17 сельских советов, которые по итогам четырех месяцев выполнили годовой бюджет. И это только начало, убежден первый заместитель председателя Винницкой ОГА Андрей Гижко. Особым преимуществом нынешнего бюджета он считает изменения в системе межбюджетных отношений. Когда на уровне села и поселка уже нет дотаций выравнивания. Сначала это решение сельских голов возмутило, но когда бюджеты начали наполняться за счет новых налогов (продажи подакцизных товаров, налога на землю, экологический сбор, налога на прибыль), они поняли, что выигрывают, и успокоились. В целом область в этом году ожидает дополнительный денежный ресурс в не менее чем полмиллиарда гривен.

Имеет бюджетная децентрализация и стимулирующий характер, потому что хозяйственные сельские головы уже начали проводить инвентаризацию имущества, определять, какую землю можно отдать в аренду, чтобы подзаработать. А районы, которые всегда «просили» денег и жили от субвенции до субвенции, получили несколько миллионов свободного остатка средств. И это только по итогам полгода. Все это, по мнению винницких чиновников, стимулирует к региональному развитию и заинтересовывает жизнеспособные и обеспеченные громады объединяться, чтобы в 2016 году получить финансовые привилегии от государства.

ЗАКАРПАТЬЕ: «ЗА ПОЛГОДА БЮДЖЕТ ВЫПОЛНИМ НА 144%»

После введения нынешних изменений в налоговое законодательство Украины ситуация с наполнением городского бюджета ощутимо улучшилась, говорит и.о. городского головы Ужгорода Богдан Андриив. По итогам первого полугодия 2015 года, ожидается выполнение бюджета города на 144% от запланированного показателя. «Прогнозируем, что дополнительно в городскую казну поступит более 41 миллиона гривен, из них 34 миллиона — акциз на горючее и алкоголь. Это — чистые поступления, без трансфертов», — говорит чиновник.

Однако профицит бюджета возник не из-за того, что в городе произошел экономический подъем. К сожалению, в этом году в распоряжение местного самоуправления государство передало налог на недвижимость, автотранспорт, часть акциза на алкоголь и нефтепродукты, госпошлину, отдельные виды административных услуг и прочее. Формируя смету города в конце прошлого года, финансисты горсовета не могли четко просчитать будущие поступления, которые должны были поступить согласно новациям Бюджетного кодекса, а рассчитывать «с потолка» не хотели. Собственно, потому и произошло перевыполнение.

Теперь, по словам главы города, ритмично финансируются все бюджетные учреждения, которые находятся на балансе Ужгорода. Школы и медицинские учреждения получают средства из государственного бюджета, и здесь тоже особых проблем не возникало. Еще до недавнего времени существовало серьезное препятствие, когда Госказначейство по определенным причинам задерживало проведение расчетов. Довольно часто возникала абсурдная ситуация, когда город имел на своих корреспондентских счетах средства, а рассчитаться за полученные услуги не мог, что не раз приводило к разным конфликтным ситуациям. Сейчас такого нет.

Что касается «лишних» денег. 9 июля состоится сессия Ужгородского горсовета, которая и распределит использование этих средств. Куда их тратить — проблем нет: в Ужгороде «добитые», в лучшем случае — латанные и «штопанные» основные проездные пути, а большинство второстепенных улиц на протяжении последних 80 лет вообще не были асфальтированы, нуждаются в безотлагательной реконструкции освещение города, школы, детсады и медицинские учреждения, построенные 50—30 лет назад, другие социальные заведения — осовременивании, текущих и капитальных ремонтах — ХХІ век на улице. «Уже в первых числах июля будем скрупулезно изучать предложения, какие объекты наиболее остро нуждаются в безотлагательной поддержке, туда и направим имеющиеся средства», — говорит Богдан Андриив.

КИРОВОГРАДЩИНА: «САМОЕ ГЛАВНОЕ — ИЗМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ»

Городской голова Малой Виски (население райцентра приблизительно 12 тысяч человек) Юрий Гульдас рассказывает, что нынешнее наполнение городского бюджета нельзя назвать удовлетворительным. «Налог на доходы физических лиц у нас забрали и передали районному совету, но сегодня государство не предоставляет эти средства в полном объеме, потому мы дофинансируем эти статьи из городского бюджета. Мы же не можем оставить, например, детсады без финансирования... Хотя, как известно, такое дофинансирование противоречит правилам распределения налогов, записанным в бюджетном кодексе», — говорит городской голова.

Руководители территориальных громад Маловискивщины хотели бы видеть бюджетный процесс, который формировался бы «снизу доверху», — когда финансирование территории согласовывается с возможностями по сбору налогов, в соответствии с потребностями (необходимая сумма остается, а остальное отдается для использования в других бюджетах). В действительности, как они говорят, им спускают бюджетные потребности исходя из «формульного расчета», то есть государство само решает, сколько средств нужно, например, для одного школьника на один месяц.

В этом году казначейство намного лучше работает, чем в предыдущие годы: «Раньше средства лежали месяцами, и мы не могли их использовать, переходили с долгами в следующие месяцы», — говорит Юрий Гульдас.

Сегодня на повестке дня — децентрализация и административно-территориальная реформа. Этот процесс на территории Маловискивского горсовета начали еще в начале весны, предложив рядом расположенным громадам объединиться на добровольных началах в одну самодостаточную территориальную громаду. Из пяти территорий откликнулось три, и буквально на днях на сессии горсовета их приняли в громаду и теперь в соответствии с календарным планом, имеющимся в государстве, будут передавать решения на областной уровень и в Кабмин для финансового обсчета на следующий год. У городского головы Юрия Гульдаса есть надежды на то, что объединенные финансовые возможности территорий, которые войдут в Маловискивскую громаду, смогут создать новую мощную инфраструктуру, где значительно улучшится качество предоставления административных и других услуг (образовательных, медицинских) и так далее для всего населения объединенной громады.

Процесс перехода полномочий власти на места и финансовую децентрализацию Юрий Гульдас оценивает положительно. «За 24 года мы скатились в глубокую яму, из которой нужно выбираться. Ни при одном президенте и ни одном правительстве не было таких реформ, которые бы реально были ощутимы. Сейчас же произойдет самое главное — изменение принципов финансирования. Сегодня самое главное — это предоставление качественных административных услуг украинцу. Я недавно вернулся из Одессы, где проходили муниципальные слушания по вопросам децентрализации, и проникся там оптимизмом и верой в успех реформ, который и пытаюсь передать своим коллегам в Малой Виске. Я весьма положительно оцениваю предложенный вариант финансовой децентрализации. Теперь, после выборов, созданная громада будет сама руководить собственными делами, а не кто-то из Киева или Кировограда. Кроме того, решение будет принимать тоже громада. Я пятый год занимаю должность городского головы, и за это время у нас изменилось шесть глав райгосадминистраций. Можно ли говорить об инвестициях, устойчивом развитии, реализации каких-то серьезных проектов? Теперь громада будет выбирать председателя, а не ждать, как будет хозяйствовать назначенный президентом председатель РГА. По вертикали президентской власти должны оставаться какие-то контрольные функции, но хозяином на территории должна быть громада. Теперь она будет иметь право собираться и выражать недоверие в соответствии с результатами деятельности. Таким образом к власти придут люди, которые реально будут работать. Тем более что будет определен механизм отозвания недобросовестных избранников. Хуже, чем есть, уже не может быть», — убежден чиновник.

ДНЕПРОПЕТРОВСК: «В УСЛОВИЯХ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ РАБОТАТЬ СТАЛО ЛУЧШЕ»

Процесс децентрализации власти, а также расширение полномочий местных органов позитивно влияет на финансовую ситуацию в Днепропетровске. По крайней мере, именно так оценивают последние изменения в городском совете. Заместитель директора финансово-экономического департамента Днепропетровского горсовета Ольга Черкасс говорит, что после принятия закона о децентрализации увеличилась доходная база городского бюджета. Теперь основными источниками его наполнения являются  налог на доходы физических лиц, который оставляют в размере 60 процентов, плата за землю — она остается полностью, а также акцизы с розничной торговли горюче-смазочными материалами и табаком. В денежном измерении поступления от акцизов возросли до 231 млн гривен. Поэтому впервые за последние семь лет выполнение показателей по общему фонду составило почти 120 процентов.

«Единственная проблема — возникают трудности с взиманием платы за аренду земли. Когда договор об аренде заканчивается, мы не можем его продлить на сессии горсовета, поскольку арендаторы сами не спешат обращаться. Приходится их разыскивать, а это — долгое дело», — говорит Ольга Черкас. Она отмечает, что городской совет теперь может сам устанавливать ставки налога на землю и на недвижимое имущество. А это тоже позитивное изменение.

Как известно, еще недавно местные бюджеты страдали от того, что по распоряжению из Киева их средства на казначейских счетах «зависали». Сейчас и здесь ситуация стала значительно лучше. «Бывает такое, что деньги еще задерживают, но совсем не в таких размерах, как раньше», — отмечает заместитель начальника департамента.

В горсовете рассчитывают на то, что трудностей не будет и при подготовке бюджета на следующий год. По новому Бюджетному кодексу, бюджет города должен быть утвержден не позднее декабря. «Если мы не успеваем, то тогда утвердим его на уровне 2015 года, а затем внесем изменения при корректировке. Раньше у нас возникали большие проблемы с выполнением городского бюджета, и в 2013 и 2014 году мы не давали денег на ремонт дорог и другое. Сейчас доходная база из-за децентрализации, а также упомянутых изменений увеличивается, поэтому мы недавно смогли выделить 44 млн гривен на покупку троллейбусов — впервые за многие годы», — рассказывает представитель горсовета. Она признает, что у финансистов были опасения из-за нестабильности курса гривны. Они допускали, что финансовая ситуация может ухудшиться, например, сократится налог на доходы физических лиц, но ничего особенного не случилось. «Средняя зарплата на предприятиях даже несколько выросла. И хотя количество работающих уменьшилось, общий фонд зарплаты увеличился. Поэтому могу однозначно сказать, что в условиях децентрализации работать стало лучше», — говорит Ольга Черкас.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать