Какая вода – такое и здоровье
При существующем хозяйствовании 2/3 территории Украины до конца уже этого столетия станут непригодными для жизни13 мая 2020 года Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) в условиях пандемии и войны с Россией, казалось бы, неожиданно рассматривал вопрос о дефиците воды в Украине. Еще задолго до пандемии, ссылаясь на Индекс человеческого развития ООН, я говорил о здоровье человека как обобщающем показателе успешности (или неуспешности) работы власти и делал упор на качестве воды: человек на 80% состоит из воды и ее производных. Какая вода — такое и здоровье. Это не первое обращение СНБО к проблеме водных ресурсов в Украине. 25 апреля 2013 года эта властная институция также рассматривала этот вопрос. 14 августа 2019 года Кабинет Министров Украины одобрил «Стратегию восстановления и развития орошения и дренажа в Украине до 2030 года».
В Минприроды разработали проект Стратегии водной политики государства. Это свидетельствует о том, что в Украине есть понимание угроз, которые содержит в себе дефицит воды. Это также является отражением глобальных проблем относительно воды, особенно в ракурсе климатических изменений. Которые — и это факт — не зависят от решений СНБО. Рассмотрение проблемы воды в Украине на СНБО было вполне логичным и необходимым. Стоит еще раз привлечь внимание к проблеме, которая, к сожалению, существует вне поля зрения абсолютного большинства обычных людей.
Казалось бы, ну что такое — вода? Текла, течет и будет привычно течь из кранов, из скважин. Но будет ли так же хоть и в недалеком будущем?
70% площади Земли покрывает вода. Только 3% ее пригодны для питья, но реально мы можем использовать для человеческих нужд всего лишь 0,3%. Большинство ее сконцентрировано в ледниках. Население Земли ежегодно возрастает на 84 млн, и для обеспечения его жизнедеятельности дополнительно нужно 60 млн куб. метров воды. 70% пресной воды используется в сельском хозяйстве, 20% — в промышленности, 10% — для домашних хозяйств.
За последние 100 лет потребление воды увеличилось в семь раз. Это уже сегодня приводит к ощутимому дефициту воды. 40% населения Земли испытывают ее дефицит. 783 млн не имеют доступа к чистой воде. О какой профилактике коронавируса можно говорить в такой ситуации? К середине ХХІ века 4 млрд будут испытывать нехватку воды; ООН говорит о 5 млрд. Так или иначе, 39 стран вынуждены импортировать воду. Голландия и Япония завозят ее аж из Норвегии. За последние пять лет произошло 37 международных конфликтов из-за проблемы воды. ООН с тревогой предсказывает: мир ожидают геополитические потрясения, связанные с борьбой не за энергетические ресурсы, а за воду. Папа Римский Франциск подтверждает это беспокойство: «...Спрашиваю себя, не движемся ли мы в сторону великой мировой войны за воду?» В 1993 году Генеральная Ассамблея ООН учредила Всемирный день водных ресурсов — 22 марта. 2005—2015 годы ООН провозгласила Международным десятилетием действия «Вода для жизни», а 2018—2028 годы — Международным десятилетием «Вода для устойчивого развития».
ВОДНЫЕ БОГАТСТВА И НЕДАЛЬНОВИДНОСТЬ УКРАИНЦЕВ
Есть ли основания для беспокойства в Украине? У нас 63 000 рек, 40 000 озер, 1100 водохранилищ, 400 000 прудов — всего 1,3 млн га. Но большинство из них загрязнены настолько, что не пригодны для использования в домашних хозяйствах. Как следствие, по уровню потребления питьевой воды на душу населения мы стоим на 125-м месте из 180 стран — где-то между Суданом и Чадом. Возможно, среди читателей еще есть люди, которые помнят, как из маленькой речушки где-то в лесу или в поле можно было смело напиться воды. Но те времена прошли. Поразительные факты во время заседания СНБО приводил заместитель председателя Госводхоза Павел ГВОЗДЕНКО:
• впервые за 140 лет не было весеннего половодья;
• в г. Тетерев практически нет воды — как следствие, от этого страдают Житомир, Хмельницкий, Полонное;
• Десна упала до самого низкого уровня за 140 лет;
• усыхают Рось, Сула, Шацкие озера и Свитязь;
• впервые за 20 лет в Придунайское водохранилище подкачали воду насосом;
• в Киевском море при норме притока 4200 кубометров в сутки 31 марта 2020 г. поступило 950 кубометров;
• зарегулированный плотинами Днепр за 50 лет обмелел вдвое и уже только стонет. Не имеет возможности самоочищаться. Летом 2016 года в Украине побывала делегация военных инженеров из США. Увидев состояние Днепровского каскада, установили, что конечный срок его безопасной эксплуатации — 2020 год. А потом — остается разве что фантазировать.
В селе под Каменец-Подольским, где живет мой брат, во многих колодцах нет воды. Пересыхают колодцы в Ровенской и Житомирской областях.
По сведениям Ирины Овчаренко (Госводагентство), в реки и пруды сбрасывается ежегодно 5 млрд кубометров неочищенных стоков. Как следствие, «убито» 1400 рек, в них уже нет ничего живого.
Крупнейшие загрязнители — водоканалы: Киевский, Днепровский, Львовский, Николаевский, Черниговский, «Азовсталь», «Днепровский меткомбинат» (г. Каменское), «Запорожсталь», «Павлоградуголь» (ДТЭК) и другие. А всего их — 539. Наиболее загрязнена река Ингулец, куда сбрасывают неочищенные воды днепровские доки. Такое же состояние рек ныне в Запорожской и Донецкой областях. Уже исчезло 11 000 рек.
Стоит помнить, что мы имеем лишь одну реку с полностью внутренним бассейном — Южный Буг. Другие крупные реки являются трансграничными. При попытке решить некоторые их проблемы нужно договариваться с соседями. Например, Днепр — Россия, Беларусь, Украина. То есть необходимо разрабатывать совместные проекты.
«АГРАРНЫЙ БИЗНЕС УЖЕ УШЕЛ ИЗ ЮГА УКРАИНЫ».
Большое влияние на динамику водной системы имеют климатические изменения. С юга неуклонно надвигаются степь и полупустыня. Климатическая зона сместилась на 200 км с юга на север. Через 20 лет степь доберется до Киева. По прогнозам академика Ромащенко, если такие тенденции продолжатся, то к концу этого столетия 2/3 территории Украины станут непригодными для проживания. Лишь часть Волынского Полесья останется в статусе влажного региона. 23 — 25 млн га украинских земель (это почти 40% территории страны) необходимо орошать. И это касается не только юга и востока, но и некоторых регионов Центральной Украины, где еще десять лет назад такой проблемы не было.
Так, первыми, по кому ударит дефицит воды, окажутся аграрии, как главные потребители пресной воды. В этом году уже не будет рекордного урожая. Радио «НВ» констатирует: «Аграрный бизнес уже ушел из юга Украины». Потом дойдет очередь и до обычных потребителей: ванна останется разве что в воспоминаниях отцов и дедов. Анализируя эти проблемы в отношении Донбасса, Георгий Тука заявил, что через 10 — 15 лет неконтролируемые районы Донбасса будут обречены из-за отсутствия воды. Воды Северского Донца смогут обеспечить только потребности сельского хозяйства.
Вместе с тем каждый украинец потребляет в сутки в среднем 200 литров воды. Это — мировой рекорд по потреблению воды. Хотя за последние годы этот показатель стал несколько меньше из-за существенного сокращения промышленного производства.
СНБО вполне справедливо и своевременно привлек внимание к актуальности проблемы дефицита воды в стране и предложил, по рекомендациям специалистов, некоторые конкретные меры: каждый человек должен экономить воду (правда, не уточнили — каким образом); контроль за загрязнением источников воды, модернизация линий водоснабжения и тому подобное. И главное — вода признана стратегическим ресурсом государства. А это потребует соответствующего обращения. Все это вполне справедливо, актуально. Проблема, как всегда, в одном — в исполнении принятых решений, постановлений, стратегий. Будут ли готовы владельцы заводов, фабрик, птицеферм тратить миллионы, а то и десятки миллионов средств на очистку той грязи, которую они сливают в реки и озера? Или просто откупятся сотней-другой гривен? И перестанут ли люди использовать реки как помойки? «Концы в воду» — не в землю, в песок или еще куда, а именно в воду. И она скроет любое варварство.
Выпуск газеты №:
№99-100, (2020)Section
Экономика