Капитал и государство: пути к сближению
Если обратиться к роли государства в области регулирования экономики, то ее надо коренным образом изменить. Когда начиналась либерализация цен, у многих была убежденность, что «рынок все отрегулирует». Однако это не сработало. Нельзя чужой опыт переносить на экономику Украины. Рынок действительно смог бы все отрегулировать, если бы не коррупция власти. Власть, которая отвечает за обустройство общества, организацию его жизни, в то время когда идут процессы концентрации капитала, не остается к ним безразличной. А если так, то мы должны учитывать факт политизации капитала и стараться этому процессу противостоять.
Государство должно создавать общие для всех правила игры, пытаться сделать их справедливыми. К тому же должно сформироваться здоровое большинство, которое будет тянуть все общество. При этом учитываем, что свои возможности есть и у инвалида, и его шансы должны быть выровнены через государственный механизм перераспределения.
Государство не должно вмешиваться административно в работу конкретных предприятий, оно призвано создавать стимулирующую, а не угнетающую среду. Позиция государственной зарегулированности (а у нас зарегулированности даже больше, чем во времена компартийной системы, и она более агрессивна) является неприемлемой. На уровне чиновника это значит, что эта единая стратегическая «компартийная» линия в экономике превратилась в многоголовую гидру, и каждый чиновник — это и интерпретатор линии государства в экономике, и судья. Это гораздо более болезненная удавка для экономики, чем единая линия в прошлом. Поэтому она и привела к резкому падению ВВП в независимой Украине.
Государству, пекущемуся об интересах общества, выгодно активизировать капитал. Это — глобальная цель. Но часто, преследуя локальную цель структуры или конкретных лиц, используя властные рычаги, можно перевести капитал в пассивную форму, нарушить его внутреннюю структуру. Как видим, в этом случае локальная цель элемента системы не совпадает с глобальной целью всей системы.
Есть ли капитал в Украине? Конечно, есть. Но по сути, это машина без топлива, а топливо, как уже говорилось, — это финансовые ресурсы. Их можно разделить на три части. Меньшая часть обслуживает легитимную экономику, вторая ушла в «теневой» сектор. И ничего удивительного в том нет, это здоровое рефлекторное движение общества в целях выживания. Потому что государство явно перегнуло палку в области поборов. Третью часть составляет капитал, вывезенный и скрытый на счетах зарубежных банков.
Я убежден, что никакая сила из-за рубежа не может спасти экономику. Надежда только на себя. Может ли Украина, подобно Мюнхгаузену, вытащить сама себя? Мой ответ оптимистичен — да, может, если пересмотрит правила игры. Надо пригласить «теневой» капитал в официальную экономику. Этого нельзя добиться поголовным террором, а только экономической заинтересованностью, созданием безопасных условий и гарантий для него. «Теневой» капитал надо разделить на преступный — возможно, это около 20 %, и уклоняющийся от непосильного фискально-силового гнета государства. Оценочно это около 80 % «теневого» капитала. «Теневой» капитал считается составляющей национального капитала. С точки зрения освоения рыночных методов, он прогрессивен. Конечно, «теневой» капитал может производить продукцию, которая вредна обществу — тогда с ним нужно бороться. Если продукция нужна обществу, а капитал уклоняется от налогов, тогда необходимы решительная амнистия и национальная долговременная программа вывода этой части «теневого» капитала в официальную экономику. Возможно, срок действия этой программы должен быть больше срока полномочий наших выборных институтов, то есть не менее 5-ти лет. Это необходимо для демонстрации серьезности и честности намерений власти и создания доверия к этой политике у распорядителей «теневого» капитала.
Выпуск газеты №:
№164, (1999)Section
Экономика