«Кислородная подушка»... для экономики
Президент, правительство и спикер подготовили для голосования в Раде три законопроекта, которые должны ускорить промышленный рост Украины8 сентября состоялось расширенное заседание Кабмина. Кроме членов правительства на нем присутствовал Президент Украины Петр Порошенко, спикер парламента Владимир Гройсман, председатели областных госадминистраций. Заседание анонсировали еще на минувшей неделе. Причина для его созыва — правительству необходимо как можно скорее провести через раду три законопроекта: об утверждении условий реструктуризации внешнего долга с кредиторами, повышении социальных стандартов и внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс относительно конфискации около 1,5 миллиарда долларов США (средств и ценных бумаг, принадлежавших бывшему окружению Януковича). Кроме того, должен был обсуждаться и вопрос мобилизации, усиления государственного управления, обороноспособности и гражданской обороны.
Впрочем, заседание Кабмина начали с политического вопроса: сохранится ли коалиция? Петр Порошенко заверил — никаких других вариантов, кроме действующей, не рассматривают даже теоретически. «Попытка одного из участников коалиции развалить ее изнутри потерпела фиаско. Четыре политических силы подтвердили свое желание работать ради Украины», — говорит он и добавляет, что в ближайшие дни встретится с участниками коалиции, чтобы «найти второе дыхание в общем марафоне». При этом глава государства обещает Яценюку поддержать кадровые изменения в правительстве, если такое решение вызреет в коалиции или КМУ. «Решение за вами (обратился он к премьеру. — Авт.), за коалицией, за ВР, но мы должны обеспечить сильное сотрудничество», — отметил Порошенко.
Потом перешли к экономике. Министр финансов Наталия Яресько проинформировала, что проект государственного бюджета на 2016 год строится по курсу 22,4 гривни за доллар. Экономический тыл Украины усилит второй транш кредита МВФ — в октябре в размере около 1,7 миллиарда долларов. Президент попросил парламент поддержать закон о росте социальных стандартов, которые вырастут на 8—13%. В целом, изменения коснутся 80 видов выплат. Самая главная — прожиточный минимум будет составлять 1,33 тысяч гривен. По оценкам министра социальной политики Павла Розенко, эффект от повышения соцстандартов почувствуют более 12,5 миллионов украинцев.
В то же время спикер Гройсман заверил, что Рада на следующей пленарной неделе рассмотрит социальный, а также законопроект о реструктуризации долгов страны, о безвизовом режиме, создании Антикоррупционной прокуратуры и др.
Поэтому представители трех ветвей власти собрались вместе, чтобы на камеры рассказать о своих законодательных планах. Зачем такой размах? Ведь о повышении социальных стандартов премьер заявил неделю назад, и уже почти две недели прошло, как Минфин озвучил договоренности с кредиторами?
«Скорее всего, — это чисто политический шаг, договоренность о том, чтобы эта победа (реструктуризация, повышение соцстандартов) не выглядела как достижение кого-то одного, например, Яценюка или Яресько, а чтобы политическими баллами могли воспользоваться накануне местных выборов все участники коалиции, Кабмин и Президент. Поэтому это и преподносится публично как результат единства действий всех ветвей власти», — объясняет «Дню» причину такой открытости власти экономист, руководитель проекта «Успешная страна» Андрей Блинов.
Однако, это не все причины. В парламенте нужно продемонстрировать единство коалиции и проголосовать за все законопроекты, — говорит Блинов. Ведь, несмотря на разговоры о реформах, реально нужных сдвигов очень мало. Положительное голосование позволит Украине, во-первых, официально завизировать с инвесторами завершения реструктуризации долга и списать 4 миллиарда долларов из основной суммы долга. Что это даст? Наконец у правительства появится финансовый запас, «кислородная подушка» для экономики, чтобы начать экономические изменения в стране. Во вторых — благодаря повышению социальных выплат немного оживет внутренний рынок, что подстегнет спрос, а с ним — и экономический рост внутри страны. Воспользуется ли правительство этими шансами? Скорее всего — да. Ведь у Яценюка два варианта: либо реформы, либо на выход из КМУ.
Впрочем, продолжает Блинов, желание власти разделить достижение «на всех поровну» и, соответственно, логическая задержка с реальным принятием законодательных изменений наносит вред стране. Так, рост социальных выплат должен состояться с 1 сентября, напоминает Блинов, но Радой соответствующий законопроект будет голосоваться не ранее следующей недели. Тогда же он вступит в силу, то есть не ранее 15 сентября. «Это серьезная проблема для социальных служб, которые уже начали насчитывать социальные выплаты за сентябрь. Они не знают, что делать», — говорит он.
По мнению Блинова, для правительства сегодня есть одна серозная проблема, которую на фоне приближения местных выборов не замечают. Речь идет об экономическом росте. «Инвесторов нет, приватизация тормозится из-за ряда причин, деньги международными кредиторами выделяются, какие-то шаги правительством предпринимаются, но нет реального оздоровления экономики. Не видим ничего и по стабилизации курса гривни», — объясняет он. А вот повод для усиления инфляции вполне очевиден. И о нем прозрачно правительству намекнула на последнем Совете по финансовой стабильности председатель НБУ Валерия Гонтарева, уточнив, что социальные выплаты — это хорошо, но как быть с накопившимися на Государственном казначейском счету деньгами, которые в один момент могут выплеснуться на внутренний рынок через Фонд гарантирования вкладов физических лиц или в виде коммунальных субсидий. Иными словами, от правительства НБУ хочет услышать его виденье, как удержать инфляцию в разумных пределах.
А это возможно только путем реформ, считают эксперты. Есть ли здесь чем похвастаться правительству?
По мнению Блинова, не очень. Реформы, по его словам, идут, но очень медленно.
По словам собеседника «Дня» в центральном офисе Всемирного банка (второй после МВФ международный финансовый партнер Украины), хоть определенные признаки экономического улучшения в стране есть, но темпы экономических реформ оставляют желать лучшего. «Мы не видим прогресса в борьбе с коррупцией. Она зашла во все области жизни. Недостаточно реформ в фискальной сфере», — говорит собеседник «Дня». Он добавляет, что эффективная фискальная реформа не всегда требует снижения налоговых ставок. «Украине достаточно улучшить администрирование налогов и запустить по полной использование трансфертного ценообразования, чтобы наконец собирать налоги с олигархов», — говорит источник. По его словам, банк также рекомендовал правительству не спешить с приватизацией, в частности, крупнейшего государственного актива — Одесского припортового завода. «Сначала должна быть выработана прозрачная процедура приватизации и условия для инвесторов, чтобы на конкурс не пришли олигархи, прикрываясь какими-то иностранными фирмами», — объяснил собеседник.
«Реформы по итогам двух лет должны подтверждаться существенным экономическим взлетом у стран, а не просто номинальным ростом доходов населения. У нас этого не произошло после Майдана. И дальше наблюдаем падание ВВП. Не факт, что в 2016 году произойдет экономический взлет. И это наибольшая проблема!» — делает вывод Блинов.
Поэтому власть и продолжает активно использовать принцип политической целесообразности в управлении экономическими процессами. Вместо того, чтобы использовать кредит доверия и режим максимальной поддержки от Запада, который Украина получила после двух Майданов от международного сообщества. На украинских руководителей пролился «инструментальный дождь» от глобальных партнеров страны, но они с самого начала занялись не формированием реформаторской национальной «сборной», а — политическими технологиями. Как результат, экономика продолжает падать, а страна получила острую фазу уже открытой внутреннеолигархической войны.
Выпуск газеты №:
№162, (2015)Section
Экономика