Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Клевета с прицелом...

«Россия во вторник вновь снизила давление на входе в украинскую ГТС ниже контрактного уровня, но обвинила в «непорядочности» Украину», — эксперт
16 ноября, 18:52
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Во вторник Верховная Рада Украины призвала своих коллег из Европейского парламента, национальных парламентов государств-членов Европейского Союза,  а также Европейскую комиссию, не допустить реализацию политически мотивированных проектов строительства газопроводов в обход Украины («Северный поток-2» и «Турецкий поток»). За соответствующее постановление (об усилении сотрудничества  в области энергетической безопасности и о потенциальных рисках реализации проектов по строительству транзитных газопроводов в обход Украины) проголосовали 264 народных депутата.

В обращении содержится просьба поддержать Украину на пути внедрения энергетических реформ в соответствии с международными обязательствами, присоединиться к совместной модернизации и эксплуатации газотранспортной системы Украины с целью максимальной ее загрузки и совместного обеспечения бесперебойного и надежного транспортирования и поставок природного газа в государства-члены ЕС по территории Украины. Авторы документа отмечают: «Несмотря на военную агрессию со стороны Российской федерации, Украина остается надежным партнером в вопросе транспортирования природного газа в Европейский Союз».

Между тем в понедельник Президент России Владимир Путин, как сообщается на сайте Кремля, в ходе телефонного разговора с канцлером Германии Ангелой Меркель заявил о возможности «несанкционированного отбора украинской стороной части российского газа». В кремлевском сообщении отмечается: «Обстоятельно обсуждена ситуация вокруг транзита российского газа европейским потребителям через территорию Украины. В. Путин обратил внимание на то, что в связи с прогнозируемой синоптиками холодной зимой могут возрасти риски несанкционированного отбора украинской стороной части российского газа, поставляемого в Европу в соответствии с действующими контрактами». На сайте также сообщается, что Министерство энергетики РФ и «Газпром» намерены обсудить опасения российского президента с Еврокомиссией.

Жалоба Путина на риски несанкционированного отбора не более чем попытка заручиться решительной поддержкой канцлера Германии в строительстве обходящих Украину газовых потоков. Но Украина в состоянии доказать, что она, как в прошлом, так и сейчас, не воровала и не ворует российский газ из трубы, идущей в Европу, утверждают експерты. Вчера в ответ на сообщение о разговоре Путина с Меркель компания «Укртрансгаз» обнародовала заявление, в котором говорится, что Украина в полном объеме выполняет свои обязательства по транзиту российского природного газа в Европу, а высказанные президентом России сомнения в этом являются продолжением многолетней дискриминационной кампании.

Одновременно руководитель отдела связей с общественностью и прессой ПАО «Укртрансгаз» Максим Белявский на своей странице в Facebook уточнил, что это Россия во вторник вновь снизила давление на входе в украинскую ГТС ниже контрактного уровня. «Северным соседям, — обращается он, по-видимому, к персоналу кремлевского сайта, — перед тем, как безосновательно обвинять, необходимо для начала повысить давление на своей же пограничной станции до контрактного. Сегодня ГИС Суджа (РФ) давление 57,7 атм. при норме 60 атм.». «Несмотря на это транзитные обязательства выполняются, — пишет Белявский, — Вошло в Украину — 277 млн куб. м, вышло в Европу — 277,2 млн куб. м». Звучит аргументировано и вполне убедительно.

Но следует ли украинцам ожидать адекватной реакции и делового ответа высоких европейских структур на обращение украинского парламента? Стоит ли жаловаться вместо того, чтобы самим что-то сделать? С такими вопросами «День» обратился к экспертам.

«Я не вижу в этом обращении смысла, — сказал «Дню» президент Киевского института энергетических исследований Александр Нарбут. — Это — пустые разговоры». Он считает несерьезным такой подход к проблеме. Этим, по мнению эксперта, вообще должен заниматься не парламент, а правительство, которое отвечает за стратегические объекты и ресурсы нашей страны, в том числе и за газотранспортную систему.

«И если правительство принимает решение о том, чтобы разделить ее, создать новое предприятие под названием «Магистральные газопроводы», явно не понимая, к каким последствиям это может привести, то тут не о чем говорить, — подчеркивает Нарбут, — Мы видим не просчитанные последствия так называемого реформирования НАК «Нафтогаз Украины». Не оценена альтернатива этому плану. И, по моему мнению, никакие европейцы за нас эту проблему не решат. Можно хоть в лигу сексуальных реформ обращаться — результат будет точно такой же».

«Никакой парламент не в состоянии восполнить упущения правительства и дефицит интеллекта при принятии важнейших для нашей страны решений, — продолжает руководитель института, — Я имею в виду решения по тарифам ГТС — так называемый «вход-выход», за которые придется платить отечественным потребителям, и другие экстравагантные решения, воспринимающиеся в правительстве как целесообразные».

Генеральный директор предприятия «Нафтогазбудинформатика», член-корреспондент международной инженерной академии Леонид Униговский также не возлагает на обращение украинского парламента к европейским коллегам особых надежд. «И не потому, — объясняет он «Дню», — что это обращение невесомо или в Европе могут к нему скептически относиться. Я думаю, что реально заставить их (Путина и Европу) не строить «Северный поток-2» или «Турецкий поток» можно только путем привлечения к эксплуатации украинской ГТС серьезных иностранных инвесторов и операторов, прежде всего европейских. Вот это те реальные действия, которые могут заставить их пересмотреть свою позицию по этому вопросу. А обращения они вежливо выслушают, покивают головой в знак согласия, но делать будут только то, что им выгодно».

Так мы же их приглашаем на роль операторов ГТС, возразил «День». «Да, — подтвердил эксперт, — Но на это есть две точки зрения. Одна состоит в том, что мы можем пригласить какого-то очень солидного европейского инвестора или даже двух, или, например, целый консорциум на всю нашу систему. На всю, я подчеркиваю, с газопроводами-отводами, перемычками, со всем оборудованием для подачи газа также и внутренним потребителям. Это — одна точка зрения. А другая — это так называемая фрагментация. Ведь есть участки нашей системы, которые особенно интересны для иностранцев.  Если работать с ними по этим фрагментам и не пытаться фантазировать по поводу того, что найдется кто-то один, кто возьмет под свое крыло всю нашу систему, проблемную с точки зрения экономической эффективности».

«Она далеко не полностью загружена, имеет достаточно низкий КПД агрегатов, — рассказывает Униговский, — И все это для иностранного инвестора является негативом. Один причастный к такой идее человек, говорил мне: и пусть этот инвестор или консорциум решает, что выводить из эксплуатации, что продавать, что закапывать, что выкапывать. Но так не будет. Ведь инвестор знает, что за всем этим стоит еще и внутреннее потребление. К примеру, нельзя будет закрыть трубу, если она подает газ селу, где всего сто дворов, а эта труба большого диаметра и подавать по ней газ вообще нерационально. Если вас интересует моя точка зрения, то я за второй, фрагментарный подход. Но «Нафтогаз» сторонник первого. Правда, «Укртрансгаз» смотрит на все это более реально. Их фрагментация системы не пугает. К этому есть много интересов и много предложений и из-за рубежа. А у нашего правительства своей точки зрения на эту дилемму пока нет».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать