Кого и для чего сокращает Кабмин
23 года подряд в реформе госаппарата украинская власть делает одну и ту же фатальную ошибкуВ который раз с того времени, как Украина стала независимой, Кабинет Министров Украины проводит реформирование государственных органов управления. О его неизменных во времени революционных мероприятиях — сокращениях чиновников — нам напоминает статья «Кабмин избавляется от госслужб» («День» №207, среда, 5 ноября 2014 г.). В конце прошлого века процесс реформирования заключался в переименовании многих Министерств в Комитеты, а в последние годы — даже в агентства с соответствующим сокращением их персонала. Однако количество управленцев не уменьшалось, а со временем — становилось еще большим, чем до начала реформирования.
Как же проводят реформирование своих министерств другие страны? Неужели, как и в Украине, только сокращают персонал госслужащих?
Все начинается с разработки стратегии развития экономики страны. Так, например, Министерство внешней торговли и промышленности Японии разрабатывает прогнозы развития отраслей страны с четким определением целей и задач. Эту прогнозную информацию после серии консультаций согласовывают промышленники, торговцы, ответственные работники разных министерств и приходят к формированию приемлемого варианта стратегии развития страны и ее отдельных отраслей. На кредитование определенных в стратегии развития объемов производства, которые гарантируют процветание финансовым структурам, изменение в структуре или же возникновение новых инновационных производств и тому подобное, банк Японии под контролем Минфина одалживает деньги крупным банкам. Такая согласованная государственными и рыночными структурами стратегия развития является основой для внесения изменений в функции министерств и разработки Правительством законодательных документов по ее поддержке.
Украина, к сожалению, все 23 года независимости только сокращает в государственных учреждениях своих работников и трудоустраивает в других формированиях с бюджетным финансированием.
Чтобы использовать опыт развитых стран в вопросах реформирования управленческих структур, необходимо определить все существующие проблемы и механизмы их решения.
Например, в аграрном секторе экономики Минагрополитики должна обеспечиваться антикризисная регуляция сельского хозяйства (установление равновесия между спросом и предложением на рынках продовольствия, ограничение производства, скупка излишков по гарантированным ценам, создание соответствующих служб, в частности интервенционных фондов по образцу Товарно-кредитной корпорации и тому подобное). Налаживание стойких организационных и экономических взаимосвязей и жесткое регламентирование прохождения продукта с поля до прилавка путем ряда последовательных технологических стадий производства — переработки, сохранения, транспортировки и реализации — обеспечивается организациями вертикальной координации (открытый рынок, контрактовая, кооперативная, вертикальная и комбинированная интеграция) со следующими преимуществами: улучшение управления, усиление позиций на рынках сбыта, гарантии производства, справедливость в распределении доходов и тому подобное. Мы должны планировать и производить такие объемы продукции, реализация (продажа) которых гарантирована заранее принятыми соответствующими соглашениями между всеми участниками рынка по ценам, которые обеспечат эффективное производство. Важно также обеспечить справедливое (с точки зрения распределения доходов) прохождение товара (реальный экономический оборот) к потребителю и своевременное обратное поступление финансовых ресурсов товаропроизводителям.
Решение проблемы реформирования учреждений государственного управления требует в первую очередь: а) разработки стратегии развития экономики и мобилизации усилий заинтересованных министерств и ведомств, имеющегося научного потенциала; б) разработки и осуществления системы мероприятий отраслевого и межотраслевого характера; в) разработки сценариев реформы, структурной политики (поддержки), региональных мероприятий, приоритетов структурной перестройки отдельных регионов с предыдущим отставанием в развитии, программ содействия развитию сельских районов, программ помощи у усовершенствованных структур переработки и сбыта, инвестиционной помощи у усовершенствованных предприятий, социальной помощи, мероприятий, которые направлены на улучшение сбалансированности отраслевых рынков, создания благоприятной экономической среды, программ поддержки эффективных, конкурентоспособных и экологически допустимых методов сельскохозяйственного производства и тому подобное.
В зависимости от того, что и как наши министры собираются (планируют) разрешать обнаруженные экономические проблемы, так и ими предусматриваются вноситься изменения в их функции. Но никто ничего не собирается изменять в существующих и «эффективных» коррупционных схемах, которые функционируют в министерствах. Очевидно, остается, к величайшему сожалению, единственный путь реформирования — сокращать управленцев.
Выпуск газеты №:
№212, (2014)Section
Экономика