«Комплименты» от платежного баланса...
Их получает курсовая политика НацбанкаУсиление обменного курса, которое продолжается с марта, не помешало выходу экспорта товаров на рекордную 60% отметку роста. Производят впечатления также и другие «фишки» июня:
Первая. Продлилось улучшение счета текущих платежей. Дефицит вырос за месяц только на 558 миллионов долларов США, что на 256 миллионов долларов уступает майскому показателю и составляет месячный минимум этого года (за исключением стартового месяца года).
Вторая. Сохраняется и минимальный разрыв в темпах динамики экспорта и импорта товаров. В первом квартале он составлял 22,8% (март), во втором — только 8, 1% (июнь).
Третья. Приток прямых иностранных инвестиций по сравнению с предыдущими двумя месяцами стал более интенсивным. В июне зафиксирован наибольший их месячный прирост в этом году (1,007 миллиарда долларов США).
Четвертая. После майской коррекции возобновилась тенденция преобладающего оттока краткосрочного капитала. Это не означает, что феномен притока «горячих средств» совсем отсутствует и не оказывает повыщающего давления на обменный курс. Но около трех миллиардов долларов США за полгода и на 0,6 миллиарда в июне стал более быстрым именно отток средств, в т.ч. нерезидентов.
Пятая. Увеличение профицита счета финансовых операций стабилизировалось на уровне предыдущего месяца (1 миллиард 600 миллионов долларов США).
Уменьшение же оттока валюты через канал внешнеторговых операций и стабилизация его притока приводят к постепенному переформатированию движущих сил общего чистого увеличения профицита сводного платежного баланса. На первые роли в наращивании валютных авуаров страны начали выходить поступления экспортной выручки...
Продолжающееся доминирование притока валюты над ее оттоком отражено июньским увеличением профицита сводного платежного баланса еще на 1,052 миллиарда долларов США. А превышение предложения валюты над спросом, который наблюдается также и в июле, свидетельствует о дальнейшем укреплении фундамента усиления обменного курса гривни. Это усложняет задачу удержания последнего на уравновешенном уровне без дополнительного привлечения эмиссионных источников... Следует обеспечивать баланс платежей за счет более оптимальной комбинации финансового и текущего счетов. Валютные резервы не должны расти так, чтобы это сопровождалось увеличением непродуктивной эмиссии гривни. В то же время было бы нежелательно, чтобы они и резко уменьшались, и «экзаменовали» внешнюю платежеспособность страны.
Убежден, что необходимо, с одной стороны, умеренно ограничивать заемную активность бизнеса и государства при усилении роли прямых зарубежных инвестиций в реальный сектор.
С другой стороны, целесообразно на эту же величину уменьшать дефицит текущего счета через экспансию экспорта зерновых и металла, а также через активизацию энергосбережения и соответствующего замедления импорта.
При этих условиях с целью закрепления тенденции улучшения баланса платежей необходимо придать новый импульс наращиванию сбережений граждан. А также — постепенно вывести реальные процентные ставки по депозитам в банковской системе на позитивный уровень (выше инфляции). Для этого целесообразно продолжить движение в направлении удорожания всех активных и пассивных операций НБУ, чтобы «заставить» коммерческие банки продолжить повышение процентных ставок, в первую очередь, депозитных.
Необходимо сместить акцент в действиях в отношении противодействия притока краткосрочного заимствования на более активное регулирование процесса вхождения кредитов и выпуск облигаций более 183 дней (среднесрочного капитала). Хотя не нужно «пересаливать» в противодействии притока краткосрочному капиталу в виде краткосрочных кредитов и покупки облигаций нерезидентами. Первые активизировались только в мае, но спали в июне. Вторые вообще растут медленнее прошлогоднего графика...
В то же время предусмотренный Постановлением №171 комплекс мер по замедлению активности внешнего краткосрочного капитала следует задействовать без излишнего энтузиазма. Имея в виду, что, по многим экспертным оценкам, условия других внешних заимствований несколько ухудшатся после гипотетически возможного повышения процентных ставок на фоне противодействия мировой инфляции.
Необходимо продолжить противодействие ревальвации реального эффективного обменного курса путем уменьшения инфляционных дифференциалов со странами — торговыми партнерами и недопущение излишнего усиления номинального обменного курса гривни к соответствующим валютам стран-импортеров. Целесообразно вернуться к вопросу создания структуры кредитного содействия экспорта (агентство или банк развития). Содействовать в поддержке ликвидности банков, которые обслуживают экспорт зерновых, металла, селитры...
Усиливать обменный курс в той мере, в которой этого нельзя избежать после исчерпания возможностей сдерживания внешнего заимствования, в первую очередь, краткосрочных. Разрыв с официальным курсом уменьшать не только влиянием на рыночный, но и более смелым изменением официального курса в пределах до 4%.
Необходимо также использовать внутренние резервы ускорения темпов роста ВВП с целью относительной стабилизации динамики привлечения внешних ресурсов, представленных сбережениями граждан других стран (потребительского и инвестиционного импорта). Задействовать специальную Программу государственного сопровождения экспорта зерновых и металла. Использовать в полной мере нынешние возможности увеличения экспорта селитры в Европу, которые открылись в связи с вступлением в ВТО. Сократить импорт энергоресурсов через принятие дополнительных мер содействия работе отечественных нефтеперерабатывающих заводов и добычи нефти и газа на территории Украины. Придерживаться нулевого дефицита Госбюджета с целью сдерживания избыточного импорта.
Важно возобновить полномасштабный экспорт пищевых (в первую очередь сыро-молочных) продуктов в Россию. Разблокировать приватизацию под привлечение дополнительных иностранных инвестиций (чтобы улучшить структуру финансового счета, нужно увеличить приток прямых инвестиций в реальный сектор. Они большей частью направляются в банковский и финансовый сектора, компенсируя относительное ослабление возможностей привлечения внешних сбережений в этих секторах. Чтобы подтолкнуть прямые иностранные инвестиции в реальный сектор, нет другого пути кроме разблокирования приватизации)...
Нужно проводить политику имплицитного моратория на государственное внешнее заимствование. Обеспечить такой маневр в использовании Казначейского счета, чтобы ликвидность банковской системы была достаточной и не побуждала банки к проведению внешнего заимствования. А в новой версии Бюджета — увеличить инвестиции за счет уменьшения потребительских расходов. Сместить финансирование государственных капиталовложений на начало последней трети года, а определенных социальных проектов на более поздние сроки.
Выпуск газеты №:
№137, (2008)Section
Экономика