Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кому нужна девальвация гривны?

Прогнозы колебания курса в украинских обменниках до конца года — от банкиров и экспертов «Дня»
13 ноября, 10:58
ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Международное рейтинговое агентство Fitch прогнозирует до конца 2014 года девальвацию национальной валюты до 9 гривен за доллар. «Финансовая система и экономика страны способны справиться со снижением курса не больше, чем на 10—15% без последствий для текущих рейтингов», — называют причину таких ожиданий в агентстве. К сценарию с послаблением гривны, считают в Fitch, подталкивает и прогноз нулевого ВВП в 2013 году (ЕБРР прогнозирует «минус» 0,5%, МВФ — 0%, «Ернст енд Янг» — 1,1%) и лишь 1,5% его рост в 2014 году (в правительственном варианте за сентябрь — 3,4%). Но в случае подписания Украиной Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, доверие инвесторов изменится, поэтому инвестиции пойдут в страну, считают эксперты Fitch.

Осуществятся ли девальвационные ожидания?

Председатель правления «Райффайзен Банк Аваль» Владимир Лавренчук не видит оснований для девальвации. «Мы пока свои прогнозы не изменяли. Они у нас были меньшими: в среднем 8,4 гривны за доллар на протяжении года», — рассказывает он «Дню». «В настоящее время повышенного спроса на иностранную валюту не наблюдаем. Это значит, что клиенты рассчитывают — НБУ и экономический блок правительства с валютным курсом справятся», — называет первый фактор стабильности гривны банкир.

Оснований для осуществления таких прогнозов в Украине нет, также считает президент «Украинского аналитического центра» Александр Охрименко. По его мнению, о стабильности национальной валюты свидетельствует несколько факторов. Профицит платежного баланса, 87 миллиардов наличной валюты в карманах украинцев, ежегодный приток 7—8 миллиардов частных переводов средств, компенсация нынешнего недобора валюты от продажи металла поступлениями от экспорта агропродукции, а также продажа экспортерами и инвесторами 50% валютной выручки (в первом случае) и инвестиций (во втором). Поэтому никаких излишних колебаний на межбанковском рынке из-за дефицита валюты нет и быть не может, убежден он.

Впрочем, рейтинговые агентства почему-то игнорируют эти факторы спокойствия для гривны. По мнению Охрименко, только вышеназванные источники валютных поступлений обеспечивают гривне надежную «подушку безопасности». На ее фоне общая сумма внешнего долга страны в 22 миллиарда долларов выглядит призрачной. «Если прибавить к этому еще 23 миллиарда долларов в общей банковской системе, о каком валютном дефиците говорим?» — резюмирует он. При этом, продолжает Охрименко, не стоит путать дефицит валюты с валютными долгами НАКа, которые сформировались из-за политического конфликта за оплату технического газа для прокачки российского голубого топлива в Европу.

Не верит в ослабление гривны и первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин. «Fitch говорит о курсе 9 гривен за доллар на конец 2014 года. По моему мнению, девальвация гривны на 10%, или на 80 копеек, за год — вполне нормальна, если она вызвана комплексом мероприятий по управлению курсом и реальным потоком импорта и экспорта. Будет ли она? Думаю, нет. А вот плавная — возможно», — рассказывает он «Дню». По мнению банкира, ожидать можно очень незначительных колебаний — на 3—5%, то есть до 8,5—8,6 гривны за доллар. Но здесь не нужно забывать и о факторе МВФ, детализирует Крапивин. Фонд будет давить, и настаивать на более свободном курсообразовании, говорит финансист. «Если НБУ с ним согласится, то курс будет 8,9—9 гривны», — допускает он. Впрочем, на какой-то радикальный сценарий с девальвацией гривны банкир не настраивает. Ведь оснований для этого нет. Если вспомнить о приближении выборов 2015 года, то и подавно будоражить электоральные массы никто не будет, уверен он.

Член наблюдательного совета Национального банка Украины Василий Горбаль считает, что «риски есть, они присутствуют, о них нужно говорить и на них следует реагировать». «Продолжается спад производства, и переговоры с МВФ до сих пор идут», — называет он их. Но, невзирая на это, Горбаль также не видит оснований для глубокой девальвации. «НБУ сможет продолжить стабильную курсовую политику, как он это делал в предыдущие годы», — добавляет он. Ведь курсовая стабильность сегодня держится, и это подтверждает спокойствие на межбанке, убеждает он.

По словам опрошенных «Днем» экспертов, за последние три года разговоров о девальвации было множество, но ее никто так и не дождался.

Возможно, стоит поискать в ответе, кому выгодно подогревать разговоры вокруг ослабления нацвалюты?

«Во-первых, финансовым спекулянтам: есть возможность дешево купить украинские еврооблигации, а затем — дорого продать», — рассказывает Охрименко. По его словам, все замечательно понимают, что после подписания ассоциации эти ценные бумаги подорожают. А в этом не заинтересованы инвестиционные фонды как американские, так и европейские, которые зарабатывают на «купи-продай». «Если продаете американскую облигацию, то разница в ее приобретении составляет 3—4 цента, а украинскую — 5—6 долларов. Поэтому есть очень высокая мотивация», — считает Охрименко. По его словам, подобные сценарии были с Испанией, Португалией: рейтинги стран специально понижались, облигации скупались, после чего рейтинги опять вырастали, а облигации перепродавались.

Впрочем, это не единственная причина затяжных девальвационных прогнозов гривны. Отсутствие договора с МВФ, а следовательно — и уверенности в финансовой стабильности Украины, также побуждает к этому, говорит президент «Украинского аналитического центра». «Все эти заявления о снижении рейтингов Украины от международных агентств, похоже, подчинены одной цели: они боятся, что Украина не подпишет Соглашение об ассоциации. Поэтому таким образом нас стимулируют, чтобы не передумали принять ассоциацию», — делает вывод Охрименко.

Для Украины «фактор ассоциации» действительно важен. «Если ассоциации с ЕС не будет, то ориентировочный курс — 8,18 гривны за доллар. Если будет, то — 7,8—7,9 гривны за доллар», — прогнозирует Охрименко.

В случае отказа от сближения с Европой, говорит Крапивин, Украина автоматически получит фітбек — разочарование инвесторов и подорожание внешних займов на 2% годовых — до 10%.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать