Концессия — спасательный круг для угольной отрасли
Независимость, юбилей которой мы сейчас отмечаем, принесла Украине не только свободу и демократию. К сожалению, молодая страна получила также разбалансированную экономику. Мощные производственные и добывающие комплексы осталась без работы и без финансирования. Наиболее яркий пример — угольная отрасль. Последние 20 лет предприятия, способные обеспечить энергетическую независимость Украины, приходили в упадок, приостанавливали работу или даже закрывались. У государства, владеющего 167 из 209 угольных шахт, денег хватает только на заработную плату шахтерам и на текущие расходы. В то же время по расчетам экспертов только для сохранения существующего уровня добычи угля в Украине в среднем нужно вкладывать 8—10 долл. на каждую тонну. А согласно прогнозному балансу Министерства энергетики и угольной промышленности до 2014 года потребность только в антрацитном угле возрастет с нынешних 10 млн. тонн до 13,4 млн. тонн в год. Но у государства не хватает средств на модернизацию шахт, необходимую для увеличения добычи угля.
«На сегодняшний день более 70% стационарных установок на государственных шахтах пребывают в непригодном состоянии», — утверждает заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Михаил Волынец. «При этом из госбюджета выделяются средства только на обеспечение добычи угля, а на капитальное строительство средства не выделяются. Не говоря уже о средствах, необходимых для обеспечения безопасности шахтеров. Например, в 2010 году объем необходимого бюджетного финансирования оценивался в 19,7 млрд грн, но реально было выделено лишь 8,9 млрд грн. В этом году вместо необходимых 11 млрд грн выделено только 5,8 млрд грн», — заметил народный депутат.
В большинстве стран, сталкивавшихся с проблемой возрождения угольной отрасли, для этого привлекали средства частных инвесторов. Но далеко не всегда это означает прямую приватизацию шахт. Чаще всего эффективнее оказывается механизм передачи угольных предприятий в концессию. Особенно когда речь идет о стратегически важных объектах. В Украине такими объектами являются госпредприятия «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит». Именно ввиду огромной важности этих предприятий для экономики страны сейчас проводится активная подготовка условий, необходимых для передачи их в пользование стратегическому инвестору, которого выберут на конкурсной основе.
«Концессия — это общемировая практика», — заявил первый заместитель председателя комитета Верховной Рады по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Алексей Кунченко. «При этом концессия предусматривает двусторонний договор. Концессионер, то есть инвестор, обязывается выполнять в полном объеме взятые на себя обязательства, а концессиедатель, то есть государство, сохранив право собственности на объект, может привлечь инвестиции в отрасль. В результате концессия позволяет государству не только получить поступления в бюджет в виде концессионных платежей и налогов, но и создать новые или реконструировать существующие производственные мощности за счет инвестора», — подчеркнул Алексей Кунченко.
Кроме того, с точки зрения председателя Свердловского территориального комитета Профсоюза работников угольной промышленности Виктора Рогочия, концессия может принести дополнительные преимущества непосредственно работникам предприятий. «Ведь шахтеры будут вовремя получать высокую зарплату, а количество рабочих мест увеличится. Денежные вливания позволят снизить травматизм, обеспечить горняков спецодеждой и средствами индивидуальной защиты, качественно оздоровить шахтеров и членов их семей. Также крупный концессионер в состоянии обеспечить развитие инфраструктуры, реконструкцию и ремонт предприятий социальной сферы и отдыха», — считает профсоюзный лидер.
Кстати, как сообщил первый заместитель председателя профсоюза работников угольной промышленности Валерий Мамченко, процесс привлечения частного капитала в госпредприятия «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» путем передачи их целостных имущественных комплексов в концессию проходит в максимально прозрачных условиях. «На сегодня можно говорить о позитивных сторонах процесса — к концессии привлечены профсоюзы. А главное — к их мнению прислушиваются. Это залог прозрачности процесса подготовки предприятий к концессии, что обеспечит будущую социальную защиту шахтеров. Кроме профсоюзов, в комиссии по проведению концессионных конкурсов для «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» входят непосредственно их руководство, главы городов Свердловск и Ровеньки, представители Луганской областной государственной администрации, профильных министерств и ведомств. Сегодня делается все возможное, чтобы на эти шахты пришли опытные и социально ответственные инвесторы», — подчеркнул Валерий Мамченко.
Но многие эксперты отмечают, что особенно тщательно нужно подходить к отбору компаний, которым будут переданы в управление шахты. «Поскольку «Ровенькиантрацит» и «Свердловантрацит» не подлежат приватизации — эти объекты являются стратегическими для энергетического баланса страны, условия конкурса по концессии должны быть прописаны очень жестко, а квалификационные требования к участникам должны предусматривать существенный опыт и гарантии того, что уголь будет поступать в первую очередь на украинские ТЭС», — считает член комитета Верховной Рады по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Михаил Чечетов.
Выпуск газеты №:
№152, (2011)Section
Экономика