Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Конкурс или политическое назначение?

17 сентября парламент должен выбрать семерых представителей в комиссию по избранию Антикоррупционного прокурора
16 сентября, 19:00
ФОТО МИХАИЛА ПАЛИНЧАКА

17 сентября Рада должна поставить точку в вопросе избрания антикоррупционного прокурора. Депутаты рейтинговым голосованием должны отобрать семерых кандидатов в состав конкурсной комиссии по избранию этого прокурора. В целом эта комиссия будет состоять из 11 человек. Своих четырех кандидатов уже подал Генеральный прокурор Украины Виктор Шокин. Теперь слово за парламентом. Впрочем, общественные активисты предупреждают: конкурс может оказаться политическим назначением, если в составе комиссии сформируют большинство от пропрезидентской политсилы.

16 сентября парламентский комитет по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности под руководством Андрея Кожемякина должен был рассмотреть список кандидатов от Рады, чтобы передать сегодня его на голосование. На момент сдачи номера результатов заседания еще не было. Однако накануне появилась информация от «Центра противодействия коррупции», что парламентские фракции коалиции определились с восьмью кандидатами в конкурсную комиссию по избранию антикоррупционного прокурора.

О ПРЕТЕНДЕНТАХ

В сообщении «Центра противодействия коррупции» сказано, что крупнейшая парламентская фракция «Блок Петра Порошенко» будет предлагать три кандидатуры. Первая — «голос Майдана», экс-министр культуры, который был в составе конкурсной комиссии по избранию директора Национального антикоррупционного бюро (НАБ) Евгений Нищук. Вторая — екс-нардеп фракции «Наша Украина» 5-го созыва, доктор юридических наук и президент Международного женского правозащитного центра «Ла Страда — Украина» Екатерина Левченко. Третья — аналитик Института евроатлантического сотрудничества, эксперт по вопросам внешней и внутренней политики Украины Владимир Горбач.

Четырех кандидатов решили подать, по информации «Центра противодействия коррупции», от «Народного Фронта»: международников Мэри Батлер (действующий прокурор США) и Джованни Кеслера (руководитель Европейского управления борьбы с мошенничеством), который тоже был в составе конкурсной комиссии, избравшей кандидатов в директора НАБ, соучредителя издания «Наші Гроші» Алексея Шалайского и общественного активиста и блогера Карла Волоха, который тоже претендует на должность главы Национального агентства по противодействию коррупции. Фракция партии «Самопомич» — антикоррупционного активиста Виталия Шабунина, а «Батькивщина» — бывшего судью Конституционного Суда, заслуженного юриста Украины и одного из разработчиков Конституции Виктора Шишкина.

Обсуждение кандидатур под куполом будет ожесточенным. Еще бы. Именно антикоррупционная прокуратура будет помогать и контролировать расследования детективами Антикоррупционного бюро. Поэтому отсутствие ее руководителя задерживает запуск работы всего НАБУ. Это подтвердил и его руководитель Артем Сытник. «Отобрано 70 детективов. Я от своих слов не отказываюсь и подтверждаю, что детективы готовы начать работу в октябре. Дайте нам его (антикоррупционного прокурора. — Авт.), и мы уже в октябре можем начинать расследования», — резюмировал он. По словам Сытника, если Антикоррупционное бюро не заработает, то буквально через год-полтора Украины не будет».

Напомним, что мы занимаем 142-ю ступеньку в мире в рейтинге по индексу содействия коррупции организации Transparency International.  Из-за задержки в реформе Генпрокуратуры назначение спецпрокурора происходит только осенью, а не весной, как это должно было бы быть.

ТРИ «НО» ОТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ

Впрочем, хотя Рада и выходит на финишную прямую, но замечаний к прозрачности назначения главного антикоррупционного прокурора у общественности немало.

Первый вопрос вызывает четверка кандидатов в комиссию от  Генпрокуратуры. «Они ужасные, о чем Порошенко и Яценюку сказала Мониторинговая миссия ЕС. Именно после этого появилась запись премьера на Фейсбуке о том, что должны быть в этой комиссии безукоризненные люди с репутацией, в том числе, и от Генпрокурора. Кто эти поданные кандидаты? Один год был и.о. прокурора Закарпатской области в 2014 году и его эффективная борьба против коррупции завершилась разборками в вопросе контрабанды. Второй — непосредственным руководителем «бриллиантового» прокурора. Третий руководил «четверкой», то есть его подчиненные были процессуальными руководителями по делам во время Майдана и после. Гениальные люди. Весь правоохранительный мир в шоке от этого назначения. Такой состав четверки от Генпрокурора свидетельствует о том, что никто не хочет бороться с коррупцией, все хотят ее контролировать», — говорит «Дню» один из претендентов на работу в комиссии по отбору антикоррупционного прокурора, председатель правления  «Центра противодействия  коррупции» Виталий Шабунин.

По словам исполнительного директора Transparency International Украина Алексея Хмары, общественность просила Генпрокуратуру подать максимально независимые лица, но на выходе получили не просто лояльных к этой системе, а выходцев из нее с определенным шлейфом. Хорошо это или плохо? С одной стороны, хорошо, говорит он, ведь они понимают процедуру работы в прокуратуре. А с другой — плохо, ведь они лояльны к Шокину, которого считают человеком Президента (именно по его квоте назначается Генпрокурор).

И в этом кроется второе замечание общественности относительно прозрачности назначения независимого антикоррупционного прокурора. «Руководитель спецпрокуратуры — ключевая фигура в антикоррупционной реформе. Именно его прокуроры будут профессиональными руководителями следствий НАБУ, и они будут государственными обвинителями по всем делам в суде. Тот, кто будет контролировать эту спецпрокуратру, будет контролировать всю борьбу с коррупцией в Украине. Поэтому для Петра Порошенко критически важно «подмять» эту должность под  себя», — объясняет Шабунин. О чем идет речь? «Если в «семерке» от парламента будет два подконтрольных Порошенко кандидата (через его политсилу), то это значит, что в сумме с «четверкой» Шокина он будет иметь большинство в комиссии. То есть шесть из 11 — это политическое назначение, а не прозрачный конкурс. Народные депутаты должны голосовать по совести, а не так, как им скажет Президент или лидер фракции», — говорит Шабунин.

«Хорошо, что все парламентское большинство обеспокоилось этой темой и начало искать достойных кандидатов. Плохо, что у них такое представление о достойных... — говорит «Дню» Хмара. — Я не очень оптимистичен относительно предложенного состава представителями «БПП» и «Батькивщины», потому что они искали достойных членов комиссии по принципу «этих ребят знаем, они не плохо показали себя на организованных нашей партией мероприятиях». А должны были бы, по мнению эксперта, в первую очередь считаться с профессиональными качествами кандидатов, чтобы эти люди понимали структуру организации работы в прокуратуре.

АВТОРИТЕТНЫЕ ИНОСТРАНЦЫ КАК ГАРАНТИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ КОНКУРСА

Чтобы конкурс не превратился в политическое назначение, считают опрошенные «Днем» эксперты, нужны своевременные «предохранители». При предложенной системе отбора антикоррупционного прокурора их может быть два. Первый — не допустить доминирования одной политической силы в составе комиссии по отбору кандидатов. Второй еще более важный, актуальность которого растет в случае реализации риска «6 из 11», о котором говорил Шабунин, — вхождение в состав комиссии авторитетных иностранцев. «Большое спасибо «Народному фронту», который предлагает Джованни Кесслера и Мэри Батлер. Это люди с безукоризненной репутацией на  глобальном уровне правоохранительной системы. Если они попадут в эту комиссию, то сфальсифицировать ее работу или сделать из нее показуху будет труднее, ведь слова Кесслера и Батлер в мире значат больше, чем Порошенко, Шокина и всех  украинских политиков вместе взятых. Поэтому я очень переживаю, чтобы депутаты не «прокатили» эти кандидатуры в зале во время голосования», — выражает свое мнение Шабунин. Согласен с ним и Хмара: «Меня радует, что «Народный фронт» делегирует американку и итальянца, которые на этом вопросе «зубы съели». Они не дадут расслабляться всей конкурсной комиссии».

Как проголосует зал? Пока трудно прогнозировать. И не только потому, что за ночь коалиционные договоренности могут измениться. Никто не отменял в парламенте право депутата с голоса вносить на рассмотрение Рады кандидата. «Поэтому может так произойти, что кто-то из депутатов неожиданно предложит кандидатуру и ее могут поддержать», — говорит Хмара.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать